< №10 (2) Октябрь 2003 >
Логотип
НОВЫЕ МЕТОДИКИ

О Вавилонской башне, языках, музыке и свободе

…Когда-то люди, обуянные слепой гордостью, бросили вызов самому Богу, начав строить башню до небес. И много бы, наверное, построили, но вмешался разгневанный Бог, и люди, заговорив вдруг на множестве разных языков, перестали понимать друг друга. И до сих пор не понимают: бесконечные войны тому подтверждение. Но в многообразии культур можно увидеть другой замысел Творца - грандиозный и светлый, ибо, постигая других, учишься постигать себя, и не было бы без ветров жизни на планете, и не было бы у людей движения и развития, будь мы все одинаковы. И как полное безветрие жарким летом может стать причиной засухи и лесных пожаров, так и полное обращение культуры на самое себя может привести к человеконенавистнической идеологии, к фашизму.

Эти мысли волновали учительницу музыки Нину Федоровну Пуковскую с самого начала ее педагогической карьеры. В результате она создала уникальную авторскую методику, основанную на взаимопроникновении и взаимодополнении двух совершенно не пересекающихся на первый взгляд учебных предметов: музыки и иностранного языка.



…И голос звучит

В нашей столице есть около полутора сотен детских музыкальных школ. Имеются также училища и высшие учебные заведения. Все эти организации ориентированы так или иначе на профессиональное обучение. Конечно, мы далеки от мысли сравнивать уровень требований, скажем, консерватории и районной ДМШ, но стремления у них, согласитесь, сходны. Между тем, многие родители отдают детей в музыкальные школы не для профессионального обучения, а для общего развития (в самом лучшем смысле этого слова). Для таких родителей главный вопрос - как привить детям любовь к музыке. Опыт показывает, что это нелегко. Дети без удовольствия посещают занятия, и годам к 12-ти, получив частичную самостоятельность, бросают музыкальную школу. Примерно в этом возрасте они начинают сами слушать музыку и, как правило, совсем не ту, что нравится родителям. Став еще старше, многие из детей начинают пытаться петь и играть «для себя», и были бы не против продолжить свое музыкальное образование. Но в таких случаях в большинстве музыкальных заведений считается, что время уже упущено.

Конечно, существуют частные педагоги. Однако их высокие расценки и даже престижные дипломы не всегда гарантируют качество обучения. Да и недостаточно для образования одних уроков пения или игры на инструменте. Неужели нет никакой альтернативы для тех, кто просто любит музыку?

К счастью, альтернатива есть. И с педагогом одного такого альтернативного музыкального заведения мы сегодня беседуем.




НОВЫЕ ИМЕНА

От скрипки к вокалу

Нередко начинающие музыканты, в силу своей неопытности, выбирают себе инструмент, не вполне подходящий для воплощения их желаний. Проходит время, и многие из них вдруг начинают понимать, что выбор был неверным. Никакой трагедии в этом нет, главное, чтобы музыкант не боялся перемен в своей творческой жизни. С таким решительным музыкантом – Ольгой Полторацкой – мы и беседуем. Ольге 25 лет, она учится в Государственной классической Академии им. Маймонида на факультете «сольное пение». К тому же она стипендиатка Международного благотворительного фонда В.Спивакова и именная стипендиантка С.Лейферкуса.



СОБЫТИЯ НОВОГО СЕЗОНА

МУЗЫКА КАК СПОСОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

15-й год в Москве существует уникальный в своем роде музыкальный клуб. Здесь исполняются – нередко впервые - произведения современных композиторов академического направления. Музыка звучит в присутствии авторов, которые затем отвечают на вопросы заинтересованной аудитории, и нередко такое общение перерастает в горячие дискуссии на тему современного художественного творчества.



"РИГОЛЕТТО" В ТЕАТРЕ КУКОЛ

10 октября исполняется 190 лет со дня рождения Джузеппе Верди. К празднованию этой даты подготовились тысячи музыкантов – интерпретаторов итальянского классика. Одна из самых, пожалуй, необычных интерпретаций – «Риголетто» в Центральном Театре кукол имени Образцова. Эта премьера состоялась в конце прошедшего сезона. А жизнь в новом сезоне началась с представления спектакля в нижегородском Театре юного зрителя.



МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Немного о музыкальном интеллекте, или что управляет одаренностью музыканта

Музыка и интеллект – необычное сочетание. Часто люди относят музыкальные способности к области эмоций и чувств, считая, что интеллект не играет особой роли в их проявлении. Важно понимать, что интеллект не ограничивается «сухими» умственными способностями и в его проявлении значительную роль играют переживания. В то же время чего бы стоил эмоциональный мир человека без способности осмыслять истоки и последствия переживаемых чувств?



«ОН ПОЛУЧАЛ СИЛУ ОТ СКРИПКИ, КАК АНТИЧНЫЙ АНТЕЙ - ОТ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ»

30 сентября исполнилось 95 лет со дня рождения Давида Ойстраха. «Чародей скрипки», «виртуоз, смеявшийся над виртуозностью», «царь Давид» - на каких только языках не произносились эти слова, обращенные к нему. 60 лет он не выпускал из своих рук скрипку. Ее живое звучание слышали в десятках стран на всех континентах. Он музицировал «тет-а-тет» с Королевой Бельгии Елизаветой и… - выступал на открытой площадке перед 40-тысячной аргентинской аудиторией; он исколесил всю Европу и Северную Америку, объехал Японию, Австралию и Новую Зеландию. Он выступал с лучшими оркестрами планеты, и самые именитые его коллеги отдавали ему пальму первенства. «На сцене Ойстрах производит впечатление колосса, - писал выдающийся американский скрипач Исаак Стерн. – Он крепко стоит на земле, он гордо держит скрипку, он творит музыку, изливающуюся в бесконечном потоке красоты и изящества».