< №10 (48) Октябрь 2007 >
Логотип
МЕТОДИКА

УЧИТЬСЯ КОЛДОВАТЬ!

Музыка – лукавая работа:
Чтобы людям сердце взволновать,
Мало пьесу выучить по нотам,
Надо научиться колдовать.
Надо понимать язык снежинок,
Записать, о чём поёт капель,
Или вдруг на крыльях журавлиных
Полететь за тридевять земель.
Надо превращаться в медвежонка,
На сосну карабкаться, ворча,
Или трепетать травинкой тонкой
У лесного чистого ручья.
Тот, кто это знает и умеет,
Тот приносит счастье в каждый дом.
Постарайся сделаться скорее
Добрым музыкантом – колдуном!

Грудинина Н.Т. «Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества»,
М; Москва, 1981.



МАСТЕРСКАЯ

ДЕЛА СКРИПИЧНЫЕ, АЛЬТОВЫЕ, ВИОЛОНЧЕЛЬНЫЕ…

Валентин Мохначев - член правления Российского творческого союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов. На его счету - 54 скрипки, 7 альтов, 4 виолончели, отреставрированные струнные смычковые в БСО имени Чайковского, Российском национальном и Российском национальном филармоническом оркестрах. Многие музыканты знают, как звучат инструменты Мохначева - их нечасто, но все же можно приобрести в музыкальных магазинах.

О том, каково сегодня положение дел на отечественном рынке скрипичных инструментов, легко ли сделать скрипку, где и чем живут российские мастера, с В.А. Мохначевым беседовала наш корреспондент Елена Андрусенко.




ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА

Поющая плазма

Существует множество мнений о том, какой именно инструмент имеет право называться первым в истории электронным музыкальным инструментом. Многие считают, что таковым является терменвокс, другие утверждают, что к классу электронных музыкальных инструментов можно причислить электроклавесин Жана-Батиста де Лаборде (Jean-Baptiste de Laborde), построенный в Париже в 1761 году. В действительности, достаточно сложно сказать, чьё изобретение являлось первым электронным инструментом в силу того, что любой инструмент, так или иначе использующий физические процессы с участием упорядоченного движения электронов (то есть протекания электрического тока) можно формально считать электронным. Здесь крайне необходимо подробное рассмотрение процессов возбуждения и преобразования колебаний внутри музыкального инструмента, а также чёткого определения используемых понятий. Например, в упомянутом выше электроклавесине статическое электричество играло лишь роль “спускового крючка”, а звуковые колебания возникали в результате механического воздействия на колокола. Если рассматривать эволюцию электромеханических и электронных музыкальных инструментов, то с точки зрения истинно электронной генерации колебаний первым электронным музыкальным инструментом следует считать “Поющую дугу” (Singing Arc).



МЕТОДИКА

Импровизационное музицирование

Цель открытия импровизационного отделения – воспитывать юных музыкантов, способных к самостоятельному музицированию и самовыражению в музыке.



Оркестр имени Рихтера

Свой 11-й концертный сезон камерный оркестр им. С.Т. Рихтера начал с поездки по странам Скандинавии. Завораживает своей красотой северная природа. Восторг охватывает тебя всецело, в душе возникает гармония, как только видишь: сказочные пейзажи, необыкновенную архитектуру. Гуляя по набережным городов: Турку, Хельсинки, Стокгольма, Копенгагена, Осло – история не раз предстает перед вами. В этих городах большое количество - кафедральных соборов, многочисленных замков. Скандинавы чтят память веков, заложенную еще викингами. Эти страны подарили миру таких знаменитых музыкантов, как Э. Григ (великий классик 19 столетия), Я. Сибелиус, сказочника Г.Х.Андерсена… . Любуясь пейзажами в Норвегии, сразу вспоминаешь произведения « В пещере горного короля», «Утро», «Восход солнца». Величие и строгость архитектуры переплетается здесь с элементами таинственности и волшебства.