< №12 (50) Декабрь 2007 >
Логотип
ГОРЯЧАЯ ТЕМА

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: СМЕНА СТРАТЕГИИ

В преддверии декабрьского заседания Госсовета России Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры под председательством А.А. Калягина подготовила и представила на открытом обсуждении – общественных слушаниях в Москве - доклад «Культура и будущее России: новый взгляд».



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ

С 24 ноября по 2 декабря в Москве проходил IV московский международный форум преподавателей-музыкантов «Путь к мастерству», объединивший более 200 педагогов и учеников из Москвы и нескольких городов России, а также из ближнего и дальнего зарубежья.

Работа форума была прекрасно организована, и этим его участники обязаны Департаменту культуры г. Москвы, Методическому кабинету по учебным заведениям искусств и культуры, Управлению культуры ЦАО г. Москвы, Российской ассоциации педагогов-арфистов, ДМШ им. Л. Бетховена, МГИМ им. А.Г. Шнитке.

Форуму предоставили Рахманиновский зал Московской консерватории, залы ЦДРИ, Московского дома композиторов, МГИМ им. А.Г. Шнитке, а также Театрально-концертного центра Павла Слободкина, в котором состоялся заключительный этап – концерт победителей детско-юношеских фестивалей в рамках форума и награждение лауреатов.



СОБЫТИЕ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

13 ноября в Москве, в конференц-зале Федерации мира и согласия (ФМС), состоялся концерт-представление «Феерия музыкальных тембров», организованный для детских домов и школ-интернатов №№ 5, 58, 486 и социально-реабилитационного центра (СРЦ) для несовершеннолетних «Отрадное». В числе организаторов выступили Союз композиторов России и ДМШ им. В.А.Моцарта.

Этот концерт-представление – часть большого проекта «Слушаем – играем – рисуем – сочиняем», который проводится в ФМС в рамках программы «Детство мира, добра и согласия». Проект предполагает активное участие слушателей в подготовке и проведении концертов, в сочинении и исполнении музыки.

Темой концерта стало богатство и разнообразие музыкальных тембров, а основная идея заключалась в том, чтобы дать почувствовать детям природу звука и звукоизвлечения на разных видах инструментов. Были продемонстрированы как сами музыкальные инструменты - деревянные и медные духовые, струнные смычковые и щипковые, ударные, клавишные пневматические, - так и различные принципы извлечения звука на основе простых моделей-приспособлений, в которых эти принципы наиболее наглядны.

Основную аудиторию концерта-представления составили дети, находящиеся в критической жизненной ситуации, временно или постоянно лишенные семьи.




ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА

АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

С нынешнего учебного года в московской ДШИ им. М.А. Балакирева работает отделение инновационных арт-технологий. Каковы причины появления и стратегические задачи нового отделения, рассказывает один из инициаторов начинания, заведующий отделом компьютерной музыки школы Балакирева, руководитель Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств, член-корреспондент Международной академии информатизации Э.Р. Дарчинянц.



Музыкальный вернисаж в институте имени А.Шнитке

Есть в Москве, а точнее в мире, один-единственный музей, посвященный жизни и творчеству Альфреда Шнитке. Открыт он в Московском государственном институте музыки, который с гордостью носит имя этого знакового для XX века композитора.



МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОМ АСПЕКТЕ

Исполнительское искусство, зародившись на самой заре человеческой культуры, к XIX столетию выделилось в самостоятельный вид художественного творчества и в наше время стало одним из важнейших и деятельных инструментов культуры. История современного исполнительского искусства по сравнению с историей европейской культуры сравнительно невелика. Новоевропейская музыка родилась и долгое время развивалась в рамках церковного культового искусства, и это наложило особый отпечаток на всю профессиональную традицию, как композиторскую, так и исполнительскую. Многие века она сочетала в себе широкую доступность и глубокую содержательность с непрерывно усложняющимся профессионализмом. Несмотря на то, что в Новое время центр профессионального музыкального искусства перемещается из храма в светскую обстановку, музыкальное искусство вплоть до конца XIX столетия, а во многом и по сей день, сохраняет, как отмечает В.Конен в «Очерках по истории зарубежной музыки», «дух приподнятости над повседневностью, стремление к возвышенному, идеализированному восприятию мира», которые определились в нем впервые «под прямым воздействием атмосферы храма».



ХОРЕОГРАФИЯ

ТАНЕЦ КАК ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Продолжая начатый в прошлом номере газеты разговор о современной хореографии, предлагаем беседу с известным московским балетмейстером, ведущим педагогом ДШИ № 4 Н.А. Фиксель – преподавателем хореографической дисциплины «современный танец», или, как принято говорить в профессиональной среде – контемпорари данс (contemporary dance).