< №12 (116) Декабрь 2013 >
Логотип
СОБЫТИЯ

ОДА К РАДОСТИ

С 20 по 24 ноября в Москве прошли гастроли одного из лучших симфонических коллективов мира – Венского филармонического оркестра. За последнее десятилетие это третий приезд оркестра в российскую столицу: предыдущие состоялись в 2003 году (под управлением Валерия Гергиева) и в 2007-м во главе с Даниэлем Баренбоймом. На этот раз венскими филармониками руководил маэстро Кристиан Тилеман, а программа была представлена поистине грандиозная: все симфонии Бетховена, распределенные на четыре вечера.



МУЗЫКА С АЛЬПИЙСКИХ ПРОСТОРОВ

Выступление Люцернского симфонического оркестра 19 ноября в Концертном зале им. П.И. Чайковского поставило финальную точку в программе Дней швейцарского кантона Люцерн в Москве.



ПРЕМЬЕРА 40 ЛЕТ СПУСТЯ

В рамках фестиваля «Сезоны Бенджамина Бриттена в России», посвященного 100-летию со дня рождения композитора, 8 декабря в Большом зале Московской консерватории состоялась российская премьера последней оперы композитора «Смерть в Венеции» (1973). Конечно, в этот вечер никого, кроме Геннадия Рождественского, за дирижерским пультом и быть не могло. Сейчас трудно себе представить, что именно на его лондонском концерте более полувека тому назад – в 1960 году – английский классик познакомился с Д. Шостаковичем и М. Ростроповичем, дружбу с которыми, как и с Г. Рождественским, Бриттен сохранил до конца жизни.



МИЛАНСКАЯ ФАНТАЗИЯ НА ТЕМУ ВЕРДИ

Камерный оркестр театра «Ла Скала», вновь приехавший в Москву этой осенью, в последний раз был здесь год назад. Столь скорое возвращение коллектива приятно удивило, ибо отрезок времени между его прошлогодним и более ранним визитами составил три года. Два нынешних вечера миланских камеристов в Концертном зале им. П.И. Чайковского были закономерно посвящены юбилею Верди – композитора, имя которого навечно вписано в летопись главного музыкального театра Италии.



ВПЕЧАТЛЕНИЯ

МАЛЕР, МОЦАРТ, БРУК

Два спектакля на I Зимнем театральном фестивале в Петербурге – «Волшебная флейта» в постановке Питера Брука из парижского театра «Буфф дю Нор» и «Смерть в Венеции» в постановке Томаса Остермайера из берлинского «Шаубюне» – привлекли внимание поклонников не только драматического театра, но и знатоков творчества Моцарта и Малера.



ЗЕЛЕНЫЙ ХОЛМИК РУССКОЙ ОПЕРЫ

Новая постановка Юрия Александрова «Пиковой дамы» Чайковского в столичной «Новой опере» родилась, в сущности, из его же старой. И хотя постановку-предшественницу на сцене возглавляемого режиссером театра «Санкт-Петербург опера» этот спектакль буквально не повторяет, навязчивая, словно бред Германа о трех картах, идея сделать главным героем оперы XX век со всеми потрясениями нашей истории снова расцвела пышным цветом.



ЗА РУБЕЖОМ

ИЗРАИЛЬСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ПРИВЕЧАЕТ МОЛОДЫХ

В одном из недавних интервью выдающийся дирижер Геннадий Рождественский сказал: «В годы моей консерваторской юности Яков Израилевич Зак пригласил меня проаккомпанировать ему на концерте в Колонном зале. Я был в восхищении, понимал ответственность и с утра до вечера учил партитуры. Но Николай Семенович Голованов сказал, что не даст в руки мальчишке профессиональный оркестр. А сейчас такое возможно, сплошь и рядом».



ПОРТРЕТЫ

Антон ЛУБЧЕНКО: «ТРАДИЦИЮ МЫ СОЗДАЕМ ПРЯМО СЕЙЧАС»

28-летний композитор и дирижер, не столь давний выпускник Петербургской консерватории – художественный руководитель открывшегося во Владивостоке Приморского театра оперы и балета.



Николоз РАЧВЕЛИ: «Я ВИЖУ МУЗЫКУ ИЗНУТРИ»

В Петербурге на Днях грузинской культуры впервые за 25 лет выступил Государственный симфонический оркестр Грузии под управлением Николоза Рачвели. В программе из двух вечеров звучала музыка разных жанров, написанная грузинскими композиторами XX и XXI веков. Особый акцент был сделан на сочинениях Гии Канчели. Не обошлось без песен и романсов в необычайно одухотворенном исполнении Нани Брегвадзе, ее дочери Эки Мамаладзе и внучки Натальи Кутателадзе.



СЛУЧАЙ ПОМОГАЕТ ТАЛАНТУ

Имя 19-летнего дирижера Тимура Зангиева в музыкальных кругах достаточно известно. Студент третьего курса Московской консерватории, он уже второй сезон является дирижером-ассистентом Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, где его можно увидеть за пультом серьезных полноформатных спектаклей.



Венера ГИМАДИЕВА: «СНАЧАЛА НАДО НАПЕТЬСЯ ВИОЛЕТТ И ДЖИЛЬД»

Сегодня бывшую участницу Молодежной оперной программы Большого театра, а ныне его солистку, в Москве можно услышать в партиях Виолетты и Амины, а также Шемаханской царицы, Снегурочки и Марфы. Однако свой сценический репертуар молодая певица накапливает и расширяет не только в Большом, но и на сценах оперных театров Европы.



ФЛЕЙТОВЫЕ КРАСКИ ЖИЗНИ СЕРГЕЯ ЖУРАВЛЯ

«Флейтист от Бога!» – так отметил игру молодого музыканта Сергея Журавля Валерий Кикта после премьеры своего произведения «Волынские наигрыши» – концерта для четырех видов флейт, клавесина и струнного оркестра. В самом деле, публика долгое время оставалась под неизгладимым впечатлением от выступления Сергея на концерте XII Московского международного фестиваля «Времена года». Флейтист с блеском исполнил четырехчастный концерт с оркестром «Времена года» под управлением Владислава Булахова.




СОВРЕМЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ОТ НЕРОЖДЕННОГО ОПУСА ДО КУЛИНАРНОГО ШОУ

Полуюбилейный XXXV международный фестиваль современной музыки «Московская осень» завершился 1 декабря в Большом зале Дома композиторов – своего рода географическом центре форума, где проходят его основные события. Модусом этого года можно считать, с одной стороны, неоправданность ожиданий в отношении ряда прогрессивных авторов, с другой – сильные опусы у тех, кому в предыдущих обзорах «МО» не уделялось должного внимания.



ДОТЯНУТЬСЯ ДО НЕБЕС

«Я всю жизнь чувствую себя в этой цивилизации гостем», – говорит Александр Кнайфель, и его слова во многом объясняют особенности его музыки: с одной стороны, чрезвычайно глубокой, направленной внутрь, заколдовывающей время, с другой стороны – по-детски непосредственной, заставляющей удивляться каждому мгновению. 28 ноября Александру Кнайфелю исполнилось 70 лет.



Александр РАСКАТОВ: «РЕЦЕПТОВ В НАШЕМ ДЕЛЕ НЕТ»

Московский композитор, 20 лет тому назад перебравшийся в Европу, посетил Петербург как участник XIII фестиваля «Международная неделя консерваторий». После серии мастер-классов и премьеры двух сочинений («Ритуал» для голоса и ударных на слова В. Хлебникова и «Читают ангелы книгу твою» для голоса и фортепиано на слова Г. Айги) Александр Раскатов рассказал о себе, о том, как непросто выжить композитору в современном мире, и почему принесшая ему мировую славу опера «Собачье сердце» поставлена в «Ла Скала», но не может быть поставлена в российском театре.



КЛАССИК-НЕАКАДЕМИСТ

Влиятельный голландский композитор Луи Андриссен посетил Москву, чтобы присутствовать на российской премьере «Государства» («De Staat») – одного из ключевых своих произведений, исполненном у нас спустя почти сорок лет после мировой премьеры. За день до авторского концерта 14 ноября в Зале Чайковского состоялась творческая встреча с композитором в Московской консерватории.



ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА: НОВЫЙ ФОРМАТ

Видеоопера Фаусто Ромителли «Индекс металлов» для сопрано, ансамбля, мультимедийной проекции и электроники впервые в России была показана 19 и 20 ноября на сцене московского Театрального центра им. Вс. Мейерхольда. Это последнее произведение итальянского композитора, прожившего короткую жизнь, но успевшего написать десятки оригинальных по языку сочинений.



ЖИВОЕ НЕЖИВОЕ

Под этим названием в Государственном музее истории ГУЛАГа 4 декабря был представлен электро-видео-акустический проект



СОЗВЕЗДИЕ ТАЛАНТОВ НА ОТКРЫТОЙ СЦЕНЕ

«Лаборатория современной оперы», будучи проектом нашумевшей «Опергруппы» под руководством В. Бархатова, впервые заявила о себе в прошлом году, представив публике четыре оперных партитуры – «Франциск» С. Невского, «Три четыре» Б. Филановского, «Слепые» Л. Ауэрбах и «Сны Минотавра» О. Раевой – на разнообразных московских площадках. В этом году «Лабораторию» приютил театр «Открытая сцена», где и состоялись 29 ноября премьеры трех опер молодых московских композиторов – «Жених» А. Комисаренко, «Квадратура круга» А. Ананьева и «Марина» Д. Суворова.



ЖИЗНЬ ФИЛАРМОНИИ

САРАНСК – ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ГОРОД

Грандиозным гала-концертом Мордовская государственная филармония открыла этой осенью 70 сезон. История, сегодняшний день и творческие перспективы юбиляра – в рассказе директора филармонии Сергея Николаевича Кузьмина.



ЖИЗНЬ ВУЗА

ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ УСПЕХА

Ровно 20 лет назад распахнула свои двери Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия). С началом ее работы в республике сформировалась полная система музыкального образования, а республиканские учреждения культуры и искусства стали пополняться высокопрофессиональными местными специалистами. Сегодня ВШМ носит имя своего первого ректора Василия Афанасьевича Босикова: опытный руководитель в сфере культуры, он плодотворно проработал в этой должности 15 лет.



ЖИЗНЬ КОЛЛЕДЖА

Равиль ХУСЕИНОВ: «Мы ставим перед собой высокие задачи»

Московскому областному колледжу искусств исполнилось 65 лет. Яркой нитью прошли через уходящий год юбилейные мероприятия, венцом которых стал торжественный концерт, состоявшийся 28 ноября на сцене Московского областного дома искусств «Кузьминки».



СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ: ЭКЗАМЕН НА ЗРЕЛОСТЬ

6 декабря в Сочи, в Зале органной и камерной музыки им. А.Ф. Дебольской, прошел первый из концертов, посвященных 35-летнему юбилею Сочинского колледжа искусств.



РАХМАНИНОВСКИЙ ГОД

Калининградский областной музыкальный колледж завершил чествование юбилея Сергея Рахманинова



Тамара ШЕВЦОВА: «НАМ ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ И ЕСТЬ ЧТО БЕРЕЧЬ»

Алтайскому краевому колледжу культуры – 65 лет



ЖИЗНЬ ШКОЛЫ

НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ТРАДИЦИЙ И НОВАТОРСТВА

26 ноября на базе московской Детской школы искусств им. С.Т. Рихтера прошел выездной семинар «Формирование творческой образовательной среды как средство развития мотивации к обучению» для директоров ДМШ и ДШИ города Рязани.



ШКОЛА ГАРМОНИИ

ДШИ п. Верх-Нейвинский Свердловской области – победитель конкурса «100 лучших детских школ искусств РФ» – в этом учебном году отмечает свое 35-летие. Национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России – 2012» подтверждает лидирующие позиции школы в сфере культуры Уральского региона.



20 ЛЕТ В АТМОСФЕРЕ ТВОРЧЕСТВА

Детская школа искусств № 2 г. Сарова Нижегородской области готовится отметить свой юбилей в феврале 2014 г. За два десятка лет школа получила областные и всероссийские награды за сохранение и развитие традиций русского народного музыкального и декоративно-прикладного искусства, помогла реализоваться и определиться с профессиональным направлением сотням детей.



ГДЕ СКРИПИЧНЫМ КЛЮЧОМ ОТКРЫВАЮТСЯ ДВЕРЦЫ

Одна из старейших детских школ искусств Омска – ДШИ № 4 – в 2013 году отметила 55-летие. К этой круглой дате школа подошла с внушительной статистикой: выпущено 2340 учащихся, из них свыше 600 продолжили профессиональное обучение.



БЕЗ ПЯТИ ВЕК

Старейшее учебное заведение Республики Карелия – Детская музыкальная школа № 1 им. Гельмера Синисало – продолжает торжества, посвященные своему 95-летию.



КОНКУРСЫ

I ВСЕРОССИЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

«Главное, – чтобы зазвучала музыка!» Интервью с председателем конкурсного жюри в номинации дирижирование оркестром народных инструментов, народным артистом России Владимиром Андроповым.



ВОЗРОЖДАЯ ВЕЛИКИЕ ТРАДИЦИИ

С 1 по 7 декабря ДМШ им. С.Я. Лемешева провела II Международный вокальный детско-юношеский конкурс им. С.Я. Лемешева. В этом году конкурс был посвящен многолетнему творческому союзу двух народных артистов СССР – эстонского оперного певца, баритона Георга Отса и советского лирического тенора Сергея Лемешева, творческое наследие которых и поныне представляет исключительный интерес для начинающих вокалистов.



ШАГИ К МАСТЕРСТВУ

7 декабря традиционным гала-концертом в Рахманиновском зале Московской консерватории завершился XV Открытый конкурс юных пианистов им. Л.Н. Власенко – один из самых известных и престижных среди учащихся музыкальных школ г. Москвы.



«УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА»

2–3 декабря на лучших площадках Ульяновска состоялся всероссийский конкурс для преподавателей детских школ искусств, организованный ГОАУ ДОД «Областная детская школа искусств».



ФЕСТИВАЛЬ

ПРАЗДНИК НА БЕРЕГАХ НЕВЫ

С 25 по 28 октября с большим успехом прошел фестиваль «Европейские концерты в Санкт-Петербурге». Проводимый под эгидой Европейского союза музыкальных конкурсов для молодежи (ЕМСY), он ежегодно собирает в одной из стран Европы талантливых молодых музыкантов – победителей престижных международных конкурсов. Цель таких концертов – предоставить возможность одаренным молодым музыкантам продемонстрировать свой творческий рост в лучших концертных залах и познакомить с их искусством широкую аудиторию. В этом году честь провести фестиваль была предоставлена Санкт-Петербургу.