< №4 (87) Апрель 2011 >
Логотип

РУССКОЕ БЕЛЬКАНТО

В этом году исполняется 10 лет вокальному факультету Международного славянского института в Москве. Факультет имеет название «Русское бельканто» и является в своем роде уникальным пятилетним учебным курсом, о чем рассказала его декан и профессор – народная артистка России Елена Константиновна Иванова.

- Факультет организован мной при колоссальной поддержке и помощи народной артистки СССР Зары Александровны Долухановой - выдающейся певицы и педагога, которая первые годы работы факультета была его профессором-консультантом. Факультет оригинален и, я считаю, во многом составляет альтернативу традиционному обучению вокалу в России. Он предлагает полную программу консерватории – мы выпускаем специалистов, в этом году будет организована аспирантура, - он дает хорошее знание языков: английского, французского, немецкого и, конечно, обязательного для всех вокалистов итальянского. Наши вокалисты поют только на языке оригинала. Мы также придаем большое значение тому, что называется воспитанием вкуса: в том числе это и манера вести себя на сцене, и стиль общения, и выбор туалетов. На факультете работают стилист, дизайнер концертных костюмов.

Мне бы хотелось, чтобы наши выпускники были востребованы и хорошо работали не только в России, но и за рубежом. И примеры такого успеха у нас уже есть. Кто-то поет в Большом театре, кто-то в оперных театрах Европы - в Германии, Франции, Великобритании, Италии. Этим летом студенты нашего факультета гастролировали по небольшим городам Италии, где познакомились с великой итальянской сопрано Маргаритой Гульельми.

В названии факультета - «Русское бельканто» - точно сформулированы основы нашего обучения. Конечно, не существует никакого особого, «отдельного» русского бельканто - бельканто везде одно, на нем взросло оперное искусство всего мира. Но мне представляется исключительно важным воспитывать наших певцов на основе главнейших положений итальянской школы. Бельканто – это, прежде всего, глубокое дыхание и очень высокая вокальная позиция. Прекрасный образец – записи молодой Монсеррат Кабалье: по моему мнению, «ангела бельканто». Или Чечилия Бартоли, которая подает барочную музыку в новом ключе и делает это идеально. Типичное бельканто было у Тамары Милашкиной. А если обратиться к более далекому прошлому, стоит вспомнить Саломею Крушельницкую, Фелию Литвин. Могу поставить в этом ряду и свою бабушку – певицу Эуджению Катранелли, выступавшую в России и на многих сценах мира. Моя мама была также представительницей школы бельканто и прекрасно пела. Я много лет жила в Италии и имела возможность стажироваться в академии Santa Cecilia в Риме. Старинные методики бельканто у меня в крови, и мое самое большое желание донести возможности этого обучения до больших масс молодых вокалистов. Ведь они так стремятся овладеть мастерством вокала и бескорыстно любят искусство. И большего подспорья, чем старинные методики бельканто, вряд ли можно изобрести.

Процесс обучения наши студенты начинают только со старинных арий, двигаясь по пути усложнения техники и стилистического расширения репертуара. Порпора, Вивальди, арии Россини, Беллини, Доницетти, молодого Верди. У нас есть оперный класс и оперная студия, где студентам предоставляется возможность ставить небольшие оперные спектакли, оперетту, мюзиклы и фрагменты из них. Русские оперы и русский репертуар являются неотъемлемой частью обучения студентов-вокалистов, где бельканто - необходимая помощь в воплощении музыкального материала этих сочинений. Методика бельканто необходима для исполнения самых разных сочинений. Мы много работаем над легато, над спокойным, свободным ощущением звука, построенного на правильном, глубоком дыхании, на очень высокой позиции у всех голосов, будь то баритон, бас, тенор, сопрано или меццо-сопрано. Кстати, правильное с вокальной точки зрения дыхание очень полезно для дыхательного аппарата человека и в итоге для его здоровья в целом. Недаром вокалисты долго живут.

У нас на факультете очень хороший преподавательский состав. Всего 44 педагога на 100 студентов. Не все преподаватели строго придерживаются исключительно основ итальянской методики, но я регулярно провожу мастер-классы на базе итальянской музыки и искусства прекрасного пения (бельканто). Мне хотелось бы, чтобы русские профессора, преподающие ныне в консерваториях всего мира, могли бы приехать к нам, чтобы тоже повести мастер-классы.

Мои мастер-классы предназначаются не только для наших педагогов и студентов – могут прийти все желающие. Я в свою очередь с большим желанием готова показать эту методику в музыкальных школах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Очень хотелось бы, чтобы директора музыкальных школ проявили интерес к обучению бельканто.

Учиться у нас можно начинать почти с любого возраста. Надо обязательно иметь как минимум аттестат о среднем образовании. Что касается музыкального образования, то достаточно и музыкальной школы: на нашем факультете есть педагоги, которые специально занимаются с теми, кого нужно «подтянуть» по теории, по общему фортепиано, по вокалу. Я, например, обнаружила двух замечательных учениц в ДМШ № 62 Николая Петрова, где начала преподавать, или лучше сказать консультировать. В этой школе очень хороший директор - Макарова Наталья Михайловна, которая сама поет и внимательно относится к вокалу. Одной из моих маленьких учениц 12 лет – это Аня Дрезгунова, другой – Марии Чуниной - 15. Девочки занимаются по моей методике бельканто (хотя многие и говорят, что с детьми этого делать нельзя) и поют труднейшую музыку Баха, Генделя, Вивальди.

Вообще, я считаю, что мне повезло с учениками. В частности потому, что очень многие вокалисты нашего факультета получают уже второе высшее образование. У меня в классе есть девушки, окончившие Институт нефти и газа, Институт иностранных языков. Дело все в том, что люди, имеющие высшее образование, отличаются более широким восприятием, они серьезнее, у них, как говорится, «другие мозги» в сравнении с вчерашними школьниками. Они работают, часто очень напряженно, и если идут петь, то это означает, что без пения они не могут жить, что пение – это реализация счастья их души. И направляют на занятия большие внутренние силы.

Когда наш институт только создавался и надо было осуществлять набор абитуриентов, приходилось быть не очень разборчивыми, скажем так. Но не потому, что обучение у нас платное, а просто необходимо время, чтобы репутация учебного заведения утвердилась. Сейчас же на нашем факультете достаточно придирчивый прием и есть, как в каждом уважающем себя вузе, нормальный отсев. У нас хотят учиться по-настоящему одаренные люди.

На нашем факультете существует очень хорошее отделение эстрадно-джазового вокала, оно лицензировано. Профессором-консультантом этого отделения является замечательный знаток эстрады Лариса Рубальская, а заведующей - Елена Львовна Кузьмина. Я желаю счастья и удачи всем поступающим на наш факультет!

Бугрова Ольга
08.04.2011


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Гость | 08.04.2011 18:09

С большим интересом прочитала статью, которая приоткрыла знание и родовой школе Вашего вокального факультета. Надеюсь, с таким же вниманием ее прочтут директора музыкальных школ и преподаватели вокала.

Ответить

Гость | 13.10.2011 21:20

Все вранье от первого до последнего слова.

Ответить

Гость | 13.10.2011 21:26

Очень «смешно» читать. Мне тоже довелось когда-то здесь учиться, да пришлось в приличное место сбежать после третьего курса. Давайте по порядку! 1. «При факультете работает продюсерский центр». – ничего подобного никогда при факультете не было. Да и не удивительно – главное получить денежки со студентов, толком их ничему не научить, а уж трудоустраивать их никто и не собирается, да и надо еще ухитриться трудоустроить так поющих людей. 2. «Выпускники вокального факультета работают в крупнейших театрах Москвы, Петербурга и заграницей (Италия, Франция, Германия, США.)» Пусть назовут хоть одно имя, хотя бы одного человека, а то аж самому интересно стало. 3. «В период обучения студенты проходят практику на ведущих концертных площадках Москвы, на телевидении и радио». Очередное вранье. Единственная «концертная практика», которая у меня была – академический концерт раз в семестр (а то и реже), по прихоти деканата. 4. Внимание! может сейчас что и изменилось, но если все факультеты МСИ начинают и заканчивают учиться нормально, то на вокальном факультете семестр длится с 15 сентября по 15-20 декабря (и то, в это время уже идут экзамены!!), а дальше – с 15 февраля по 15 мая.. и все. то есть вы будете платить приличные деньги за неприлично малое количество занятий. Вокал, то есть самые важные занятия по специальности, у нас был 2 раза в неделю. Это уже никуда не годится, все мои друзья, учившиеся в других местах, да и я потом занимались 3-4 раза в неделю. При том, что со второго курса добавляется камерное пение, и получается, что за два! раза в неделю в течение 3-х месяцев учебы вы готовите и сольную, и камерную программы. А потом, когда мне для перевода выдали академическую справку, то там было ТАКОЕ количество часов вокала, что я изрядно удивился. Если бы их было сколько в бумажке, то и не уходил, может быть. 5. Отдельно о педагогах: хорошо могу вспомнить только о педагоге по танцу, по языкам и сольфеджио. Самое главное-педагога по специальности НИ ОДНОГО хорошего, все, что удавалось услышать на академических вечерах, внушало ужас. Не зря, все экзамены – закрытые, на них никого нельзя пригласить (хотя мне хотелось), явно они не хотят, чтобы люди слышали, как у них студенты поют. Со мной, до меня уходило со 2-3 курса очень много народа, и голоса теряли, и диапазон. А сейчас могу пригласить на экзамен кого угодно, и это меня радует. 6. Посчастливилось поучаствовать в действе под названием «оперный класс». О том, чтобы ставился спектакль, или хотя бы его часть, мечтать не приходится. Одни отрывки. При этом народу столько, что на репетицию твоего отрывка выделяется 15-20 минут в неделю, вот и думайте, какого качества все получается. Костюмов, даже самой простой костюмерной и реквизиторской нет – мы все одевались кто во что горазд, дирижера тоже нет, с нами билась только концертмейстер, и сложные ансамбли мы не могли себе позволить. Так что прежде чем сюда поступать, тыщу раз подумайте. Если учитесь «для себя» (хотя я мало знаком с такими вокалистами), то может быть, хотя все равно дорого. Если же у вас есть хоть какая-то надежда на профессиональное будущее – бегом отсюда.

Ответить

Гость | 09.04.2013 01:29

Статья вранье!!! но она уже устарела...

Ответить

Гость | 30.04.2015 01:28

Все вранье, разделяю Ваше мнение.

Ответить

Гость | 26.08.2015 18:43

Тут ниже уже написал гость всю правду. Отмечу. Окончив этот факультет декан обещала мне трудоустройство. Но после выпуска просто "слилась". И так было со всеми нашими немногочисленными выпускниками. Большинство уходило после 2,3 курса. В общем все это было художественной саиодеятельностью к серьезной работе и получению специальности не имеющей отношения. Еще раз: ниже все описано конкретно: от количества навранных часов до уровня педагогов и обучения.

Ответить

Гость | 26.08.2015 18:47

Вранье.Читайте пост чуть ниже.Все так и было.Мне довелось доучиться до конконца.Вопрос труд-ва был слит.

Ответить