< №10 (36) Октябрь 2006 >
Логотип
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

НАМ ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ

Брянский областной учебно-методический центр культуры и искусства создан в октябре 2003 года как правопреемник методического кабинета Управления культуры области. В беседе с нашим корреспондентом директор центра Колабникова Нина Викторовна рассказала о его сегодняшней работе.

Одним из направлений работы Брянского центра является работа с учреждениями дополнительного образования детей сферы культуры и искусства: детскими школами искусств, музыкальными и художественными школами. Возглавляет эту работу заведующая методическим кабинетом Полехина Елена Аркадьевна, для которой определение результативности работы детских творческих коллективов, юных исполнителей и художников, выявление одаренных детей стало педагогическим кредо.

В нашем центре отслеживаются успехи каждой школы. И нам есть чем гордиться. Многие детские школы искусств, музыкальные и художественные школы области работают на высоком уровне и достойны самого большого уважения. Педагогические коллективы школ городов Клинцы и Фокино признаны в 2006 году победителями всероссийского конкурса «Детские школы искусств – достояние Российского государства». Подтверждается авторитет Брянской педагогической школы результатами творческих работ воспитанников на международных, всероссийских, региональных, областных конкурсах, выставках и фестивалях. Победителями различных престижных форумов нынешнего года стали более 100 юных музыкантов Брянской области: это учащиеся детских школ искусств №№ 1, 3, 5, 8, 11 г. Брянска. Значительны победы юных художников детских художественных школ городов Брянска, Новозыбкова, Унечи.

Область гордится ДШИ № 5 г. Брянска – настоящей школой талантов. Ее директор Коновалова Марина Михайловна – творческий человек, бесконечно преданный своей работе. Она постоянно ищет новые идеи и воодушевляет своим энтузиазмом педагогов, учащихся и их родителей. В прошлом году Марина Михайловна была признана лучшим директором школ искусств Брянской области в номинации «Зажги звезду». Воспитанники ее школы регулярно становятся лауреатами областных, всероссийских и международных конкурсов. Среди учащихся этой школы - стипендиаты Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова Николай Липский и Олег Атрощенко. Гордостью области стал воспитанник ДШИ № 8 г. Брянска, также стипендиат фонда Владимира Спивакова, лауреат всероссийской программы «Надежда России» Евгений Сколченков. Евгений принимал участие в благотворительных концертах фонда по сбору средств на строительство госпиталя для больных детей, концерты проходили в Канаде. В этом году он принимает участие в программе Первого российского фестиваля-смотра «Искусство юных», который проводится Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Артистическим обществам «Ассамблеи искусств». Победы юного музыканта стали результатом работы педагогов Нечипорук Аллы Григорьевны и Жамойтина Игоря Андреевича. Постоянный поиск, творческое партнерство и открытость, социально-педагогическая значимость отличают деятельность всего педагогического коллектива ДШИ № 8 под руководством директора Галины Федоровны Клюковской.

Вызывают гордость результаты работы педагогов: Кузиной Светланы Александровны - руководителя хора старших классов брянской ДШИ № 3, лауреата международного конкурса хоровых коллективов в Испании и международного конкурса-фестиваля «Рождество в России» (г. Екатеринбург); Марченковой Маргариты Алексеевны - руководителя хорового коллектива «Радуга» брянской ДХШ, также лауреата международного конкурса хоровых коллективов в Испании; Орлова Юрия Дмитриевича - хореографа ДШИ г. Дятьково.

С особым вниманием и уважением в области относятся к работе школ районных центров, поселков, сел. В этой работе - много интересного, подтверждающего значимость, востребованность дополнительного образования детей. Такое признание особенно важно в период реформы органов местного самоуправления.

- Как вы справляетесь с проблемами, общими для школ всех регионов России?

- Как известно, с 1 января 2006 года вступил в действие 131 Федеральный Закон. Сложный год реформы не поставил под сомнение существование системы детского художественно-эстетического образования в Брянской области. Приятно констатировать, что сохранены все 52 муниципальные детские школы искусств, музыкальные и художественные школы. Более того, реформа органов местного самоуправления ускорила правовое оформление учреждений этого типа, оформив их юридическими лицами, закрепив за школами землю, здание, оборудование. Завершается организационно-правовое оформление отношений между учредителями и детскими школами искусств. В половине школ искусств Брянской области учредителями являются администрации районов и городов, которые наделены всеми полномочиями для исполнения возложенных на них учредительных обязательств. Абсолютное большинство детских школ искусств области по-прежнему ведомственно относится к муниципальным отделам культуры. Благодаря главам муниципальных образований, учредителям сохранен контингент обучаемых. По состоянию на 1 сентября 2006 года свыше 13 тысяч детей области развивают свои склонности, способности и интересы в ДШИ. Это 8,3 % от общего контингента школьников Брянской области.

Обучение в детских школах искусств Брянской области ведется по 19 направлениям. Большинство из них традиционно представляют систему художественно-эстетического образования классическими специальностями. За последние же годы в нескольких брянских школах разработаны программы и организовано обучение по новым направлениям: импровизированное музицирование и духовная музыка - в ДШИ № 4, театр моды и красоты «Твой стиль» - в ДШИ № 10, компьютерная графика - в ДХШ, в ДШИ № 6 работает подготовительное отделение для дошкольников. На основе изучения мнения родителей расширяются услуги по дополнительному образованию детей. Так в нынешнем учебном году открыты новые отделения в Старьской, Красногорской, Навлинской, Клетнянской, Жирятинской детских школах искусств.

Сегодня нельзя довольствоваться достигнутым, при поддержке муниципального сообщества необходимо работать на перспективу, планировать будущее.

Существенной проблемой нашего учебно-методического центра стала организация работы по подготовки и проведению лицензирования, аттестации и аккредитации образовательной деятельности ДШИ, ДМШ и ДХШ совместно с Департаментом общего и профессионального образования Брянской области. Необходимо отметить значительное повышение лицензионных требований по созданию условий для образовательной деятельности, особенно по санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям пожарной безопасности и материально-техническому обеспечению образовательного процесса. Лицензирование показало, что сегодня детские школы искусств особенно нуждаются в поддержке и понимании со стороны учредителя по содержанию зданий, сооружений и помещений, в индивидуальной помощи по нормативно-правовому и программно-методическому обеспечению образовательного процесса.

В этом учебном году наш центр продолжит работу по переходу образовательного процесса на трехуровневые программы. До появления инструктивных материалов Федерального агентства по культуре и кинематографии о внедрении учебных планов нового поколения образовательных программ по видам музыкального искусств часто высказывались суждения об ограниченных возможностях примерных образовательных программ, отсутствии дифференцированного подхода в работе с детьми. С появлением в прошлом году возможности работать по новым образовательным программам оказалось, что многие педагоги области не подготовлены к этому. Методический кабинет центра вместе с преподавателями Брянского музыкального училища, Брянского художественного училища, Брянского колледжа искусства и культуры занимались разъяснением сути трехуровневых программ. Предстоит продолжить работу по отработке программ повышенного уровня и допрофессиональной подготовки обучаемых. И здесь есть на что опереться. Это авторские программы преподавателей Брянска Фиш Валентины Григорьевны, Борзенковой Евгении Николаевны (ДШИ № 1), Игошиной Ларисы Ивановны (ДШИ № 2), Музычкиной Татьяны Павловны (ДШИ № 4), Малышевой Лилии Николаевны, Антиповой Татьяны Леонидовны, Горбенко Галины Николаевны (ДШИ № 5), Потапова Юрия Владимировича (ДХШ), Тажбаевой Людмилы Иосифовны (ДШИ г. Сельцо), Сиволап Татьяны Алексеевны, Ковалева Олега Вячеславовича (ДШХ г. Новозыбкова). Эти программы на основе индивидуальных, оригинальных методик позволяют добиваться высоких результатов в обучении детей.

Важная задача для педагогических коллективов учебно-методического центра и детских школ искусств области определена в российском национальном проекте «Образование» и рекомендациях Федерального агентства по культуре и кинематографии: создание условий для развития детских школ искусств, внедрения инноваций, определяющих новое содержание и качество дополнительного образования детей. Адаптацию школ к переменам в обществе предстоит представить в новом локальном документе – программе развития школы, определяющей цели и задачи ближайшего будущего детских школ искусств. Это перспектива работы нашего центра в новом учебном году.

Одна из острейших проблем детских школ искусств области в настоящее время это кадры. Из 1067 преподавателей только 45 % имеют высшее профессиональное образование. К сожалению, только 42 педагога повышают свой образовательный уровень, обучаясь заочно в учреждениях высшего профессионального образования. Значительно число преподавателей без профессиональной специализации, особенно в малых населенных пунктах, удаленных от областного центра. Отмечается устойчивая тенденция в области к увеличению числа преподавателей предпенсионного и пенсионного возраста. За последние пять лет прошли курсовую переподготовку только 16 % руководящих и педагогических работников школ искусств Брянской области. В октябре 2005 года наш центр получил лицензию на право ведения образовательной деятельности, что позволит изменить ситуацию по курсовой подготовке преподавателей школ. Центром разрабатывается программа «Кадры», которая войдет в областную целевую программу «Культура Брянщины» и поможет снять остроту кадровой проблемы.

- В 2005 - 2006 годах ваш методический центр провел диагностику мнения родителей относительно потребностей детей в получении художественного образования. Расскажите о ней.

- Реформа местного самоуправления заставила обозначить востребованность услуг, предоставляемых школами искусств. Каждый педагогический коллектив составил «социальный паспорт» ДШИ на основе изучения потребностей родителей и детей, начиная с детсадовского и младшего школьного возраста. Использовались различные анкеты и опросные листы. На основании анализа ответов и детей, и взрослых спланированы перспективы развития школ - с тем, чтобы основой финансирования, а иногда и решения «быть или не быть школе» стало не только мнение руководителя муниципального образования, но и общее мнение родителей всего населенного пункта. Общее пожелание родителей и детей – открытие новых отделений в школах. В этом учебном году наш центр продолжит работу по разработке единого подхода к изучению потребностей в дополнительном образовании детей и внедрению полученных рекомендаций в практику работы педагогических коллективов.

- Вы делитесь своими наработками с другими регионами?

- Да, конечно, идет взаимный обмен опытом работы. Есть регионы, которые являются для нас образцом. Мы учимся у Архангельской области, у Смоленской, у орловчан, стараемся поддерживать постоянные контакты. Приглашаем специалистов высокой квалификации из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Орла для оказания методической помощи педагогам и руководителям школ. За прошлый учебный год мы провели 5 мастер-классов, 9 семинаров-практикумов, 3 стажировки, курсы повышения квалификации преподавателей хоровых отделений, в которых приняло участие более 700 педагогов области. Внимание центра в работе по повышению квалификации преподавателей сосредоточено на совершенствовании форм и методов по выявлению и поддержке юных талантливых музыкантов и художников, по работе с одаренными детьми.

- Какие культурные и научные мероприятия проводит методический центр?

- У нас существует система массовых мероприятий – конкурсов и смотров учащихся, в рамках которых проводятся мастер-классы, семинары-практикумы. В апреле этого года в области проходил фестиваль-конкурс хоровых коллективов. В рамках областного фестиваля-конкурса старший преподаватель Российской академии хорового искусства Анатолий Львович Кисляков провел мастер-класс по хоровому искусству. Закончился фестиваль-конкурс выступлением Большого детского хора РГРК «Голос России» под управлением профессора Виктора Попова.

В рамках Международного фестиваля современного искусства имени Николая Рославца и Наума Габо в области традиционно проходят конкурсы «Модерн арт» - среди учащихся ДХШ и изобразительных отделений ДШИ - и «Модерн мюзик» среди учеников ДМШ и ДШИ.

В марте этого года прошел конкурс «Поющий смычок», который, мы надеемся, повысит у детей интерес к струнным смычковым инструментам. Интересной находкой стал конкурс «Дебют на концертной сцене». В нем участвуют дети от 5 до 10 лет, впервые выходящие на сцену.

Более 20 коллективов было представлено на конкурсе детских оркестров народных инструментов. Победителем стал брянский оркестр народных инструментов «Истоки» ДШИ № 1 им. Т.П.Николаевой под руководством Вячеслава Григорьевича Алексеенко. Оркестр является лауреатом Всероссийского конкурса детских оркестров народных инструментов. Педагогический коллектив этой школы готовится к встрече участников заключительного этапа IV межгосударственного конкурса юных пианистов имени Т.П.Николаевой.

Это – наиболее крупные мероприятия, перечисления всех заняло бы слишком много времени.

В нынешнем учебном году в Брянской области объявлены два конкурса: конкурс педагогического мастерства среди преподавателей ДШИ и конкурс «Детские школы искусств 2007 года». Главная задача конкурсов – активизировать деятельность школ, усилить их роль, повысить их значение в социальном окружении.

Бобылева Д.
01.10.2006


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: