< №6 (78) Июнь 2010 >
Логотип
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ВЕСТИ ИЗ БЕЛГОРОДА

Региональный учебно-методический центр по художественному образованию Белгородского государственного института культуры и искусств ведет свое начало с августа 1976 года, когда согласно приказу Министерства культуры РСФСР в областном центре был создан учебно-методический кабинет по образованию. Его главная задача заключалась в необходимости поднять на качественно новый уровень систему музыкально-эстетического и художественного образования детей в области, развить и укрепить сеть детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, скоординировать деятельность учебных заведений отрасли начального и среднего звена.

Сегодня, оглядываясь назад, мы видим, как много удалось сделать. И речь не идет лишь о количественных показателях, хотя их значительный рост сыграл свою положительную роль в достижении тех целей, которые изначально были перед нами поставлены. Мы добились высоких качественных показателей. Нам есть чем гордиться, накоплен опыт, сложились традиции.

Сейчас в области работает 71 образовательное учреждение дополнительного образования детей (в том числе 4 художественные школы, 19 музыкальных и 48 школ искусств), свыше 150 филиалов и выездных классов. Для сравнения скажу, что к концу 70-х годов, т.е. на момент создания учебно-методического кабинета на Белгородчине работали немногим более 30 детских образовательных учреждений сферы искусства. Контингент учащихся – 8 тысяч человек. Теперь же в наших школах обучается свыше 22 тысяч детей, т.е. каждый шестой ребенок школьного возраста (приблизительно 17%). За последние три года мы отмечаем увеличение контингента первоклассников на 20%, на 16,5% возросло количество выпускников ДМШ, ДШИ, ДХШ. Это свидетельствует о социальной востребованности образования, получаемого детьми в учреждениях культуры и искусства Белгородской области. Стараемся чутко реагировать на ситуацию на рынке образовательных услуг. Расширяем перечень открываемых в школах специализаций. Так, в последние годы появились классы композиции, синтезатора, музыкально-цифровых технологий, музыкального английского, отделения архитектурно-художественного творчества, раннего эстетического развития (для детей 4-5 лет), музыкальные факультеты для юношества (подростков в возрасте 14 - 16 лет).

Главное в процессе музыкально-эстетического воспитания и образования детей видим в развитии творческой личности, поэтому серьезное внимание уделяем работе детских творческих коллективов. Сегодня их в области функционирует более 700. Многими из них по праву гордимся. Это неоднократные лауреаты всероссийских, международных конкурсов в странах ближнего и дальнего зарубежья образцовый ансамбль классического танца «Школа-балет», образцовый хореографический ансамбль «Имидж», образцовый духовой оркестр (ДШИ №1 г. Белгород), оркестр духовой и эстрадной музыки (ДМШ №1 г. Белгород) и др. Свои музыкальные и сценические таланты наши воспитанники проявляют в качестве актеров детской труппы единственного в области детского музыкального театра, созданного на базе школы искусств Белгорода. Их благодарные зрители – учащиеся общеобразовательных школ, детских домов-интернатов, дошкольных образовательных учреждений города и области.

Большое значение придаем концертной и конкурсной деятельности учащихся. На наш взгляд, это одна из наиболее благодатных форм работы. Она позволяет не только выявить одаренных детей, вовлечь их в активную творческую деятельность, но и способствует совершенствованию исполнительских, профессиональных, сценических навыков и, что немаловажно, способствует популяризации музыкального искусства в молодежной среде. Проводим областные конкурсы по всем имеющимся в школах специализациям, выставки детского художественного творчества, олимпиады по предметам музыкально-теоретического цикла, фестивали театрального искусства. Нашим серьезным достижением и вкладом в дело популяризации классического музыкального искусства, выявления молодых талантливых исполнителей считаем сложившуюся традицию проведения на Белгородской земле международных конкурсов исполнителей на классической гитаре, на народных инструментах («Кубок Белогорья»), конкурсов, посвященных памяти наших известных земляков - крупнейших хоровых деятелей XIX века композиторов Степана Аникиевича Дегтярева и Гавриила Якимовича Ломакина, скрипача, педагога Михаила Гавриловича Эрденко. С каждым разом международные конкурсы охватывают все большее количество исполнителей, ширится география участников. В рамках конкурсов проходят мастер-классы известных педагогов ведущих вузов страны и стран ближнего зарубежья, творческие концерты, круглые столы, проходит обмен педагогическим опытом, новинками нотной и методической литературы. Мы гордимся тем, что наши конкурсы широко известны в музыкальных кругах, пользуются заслуженным авторитетом и популярностью.

С недавних пор в области стало зарождаться новое течение: проведение на областном уровне конкурсов, инициаторами которых становятся районные школы. Так, живой интерес у преподавателей, учащихся и их родителей вызывает конкурс-фестиваль семейных ансамблей «Мама, папа, я – музыкальная семья». Большой популярностью пользуются конкурсы юных композиторов, фортепианных ансамблей, духовых оркестров (памяти нашего земляка - педагога-флейтиста, профессора Московской консерватории, члена Союза композиторов России Н.И. Платонова). С каждым годом растет популярность и расширяется диапазон участников детских хоровых фестивалей, приуроченных к праздникам Рождества и Пасхи.

Разнообразна палитра внутришкольных конкурсов, и в этом видим положительную тенденцию: каждому ребенку, сообразно его данным и способностям, должна быть предоставлена возможность творческой самореализации. У нас сложилась добрая традиция участия воспитанников учреждений дополнительного образования детей и средних специальных учебных заведений культуры и искусства в молодежных Дельфийских играх России. В арсенале белгородцев - золотые, бронзовые медали, дипломы. Ежегодно принимаем участие в общероссийском конкурсе «Молодые дарования России». Радуемся победам наших учащихся на всероссийских и международных конкурсах в странах ближнего и дальнего зарубежья. С каждым годом количество таких побед заметно растет, что говорит о качественном уровне работы преподавателей, о профессиональном исполнительском уровне учащихся.

В связи с этим хочу сказать, что вопросы качества, профессионального мастерства – одни из тех, что находятся в постоянном поле зрения деятельности учебно-методического центра. Поэтому организация и проведение учебы преподавательских кадров – неизменная составляющая нашей деятельности. Устоялась и положительно зарекомендовала себя система проведения межзональных и областных семинаров. Традиционно проводим занятия «Школы педагогического мастерства» (для преподавателей по специализациям), учебные циклы «Уроки мастерства», практикуем приглашение музыкантов-исполнителей, педагогов из высших учебных заведений других регионов страны. Это дает возможность преподавателям ознакомиться с новыми, наиболее интересными формами работы, различными методиками преподавания, инновационными направлениями в музыкальной педагогике.

Безусловно, достижение высококачественного уровня обучения и образования немыслимо без формирования программно-методической базы учебных заведений, систематического ее пополнения и обновления. Поэтому вопросы оснащения учебного процесса школ современной методической литературой, нотными изданиями постоянно находятся в центре нашего внимания. На счету методического центра сотни экземпляров изданной и распространенной в школах области литературы по всем направлениям музыкальной педагогики и инструментального исполнительства, предметам художественно-изобразительного творчества, сборники произведений современных, в том числе местных композиторов. В серии брошюр «Из опыта работы» традиционно публикуем лучшие методические работы преподавателей области.

В 2010 году, объявленном Годом Учителя, проводим конкурс-фестиваль преподавателей ДМШ, ДШИ, ДХШ «Методическое и исполнительское творчество». Одним из итогов конкурса в разделе «Методическое творчество» станет издание сборника наиболее значимых для практической деятельности работ преподавателей. Большим подспорьем для руководителей и преподавателей учебных заведений стал выпускаемый нами в течение уже семи лет информационно-справочный журнал «Методический вестник». Материал в нем мы располагаем согласно наиболее востребованным, на наш взгляд (и что подтвердило время), разделам: «Деловая папка», «Полезная информация», «Конкурсы, смотры, фестивали», «Из опыта работы» (в нем мы знакомим читателей с опытом работы преподавателей школ области и других регионов страны, обсуждаем современные проблемы художественного образования в стране и за рубежом). Помимо нотной и методической литературы печатаем всю необходимую для ведения учебного процесса школьную документацию.

Возвращаясь к разговору о деятельности музыкальных школ, хочу отметить, что мы всегда помним о том, что учреждения дополнительного образования детей выполняют сегодня не только задачу общего музыкально-эстетического воспитания и образования широкого круга детей. Основной их задачей остается начальное профессиональное образование талантливой молодежи, подготовка к продолжению образования в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства.

К сожалению, учебные заведения отрасли в нашей области, как и в разных регионах страны, сталкиваются сегодня с известными трудностями: снижением контингента учащихся инструментальных классов музыкальных школ (на фоне роста их численности на отделениях хореографии, музыкального фольклора, изобразительного творчества, эстетического образования). Отсюда возникают сложности с формированием контингента студентов музыкальных колледжей. Поэтому параллельно с работой по привлечению детей к музыкальному исполнительству, пропаганде музыкальных инструментов (духовых, народных и др.) проводим серьезную систематическую работу по профессиональной ориентации учащихся ДМШ, ДШИ. Это направление является одним из ведущих в деятельности и преподавателей, и учебно-методического центра и дает определенные результаты. Так, ежегодно своих абитуриентов в профильные ссузы и вузы отрасли направляют не менее 70% музыкальных школ области. Контингент учащихся музыкальных колледжей более чем на 90% формируется из воспитанников школ своих регионов. При этом свыше 60% учащихся являются выпускниками сельских и районных музыкальных школ.

В сентябре 2009 года в учебно-методическом кабинете по образованию прошла реорганизация. Мы вошли в структуру Белгородского государственного института культуры и искусств. Помимо нашего кабинета, преобразованного в учебно-методический центр по художественному образованию, институт объединил на своей основе детский музыкально-эстетический центр, колледж культуры и искусств, музыкальный колледж, центр дополнительного профессионального образования. Это позволило более эффективно, качественно и, главное, оперативно решать вопросы организации методической работы учреждений культуры и искусства, координировать деятельность и осуществлять взаимообратную связь между учреждениями трехуровневой системы подготовки специалистов отрасли.

Благодаря общности целей мы без труда наладили тесные творческие контакты с преподавателями кафедр института. Совместно организуем и проводим научно-практические конференции, конкурсы, фестивали. Широкий отклик получил впервые проведенный в области конкурс-фестиваль «Гармонь Белогорья», собравший лучших исполнителей - гармонистов края. Надеемся, что такие фестивали станут традиционными на Белгородчине. Заслуженным интересом пользуется конкурс фольклорных коллективов «Молодая Белгородчина». Разнообразна и интересна тематика проводимых совместно с преподавателями института семинарских занятий. Поднимаемые на них вопросы актуальны и максимально приближены к проблемам обучения в образовательных учреждениях начального звена. Хорошо зарекомендовали себя учебные циклы «Уроки мастерства» с традиционными мастер-классами, выступлениями лучших творческих коллективов, концертами известных исполнителей. Принципиально новый импульс получила работа с музыкальными и художественными школами, активизировалась работа преподавателей-кураторов института с учащимися и преподавателями школ.

Несмотря на то, что всякого рода проблем, возникающих на нашем пути, много, мы понимаем, что без их преодоления не будет поступательного движения вперед. Мы не без гордости отмечаем положительную тенденцию повышения в области социальной значимости учреждений дополнительного образования детей. В этом есть и наша доля заслуги. В общество постепенно приходит осознание незаменимой роли учреждений художественного образования в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Музыкальные, художественные школы и школы искусств дают толчок и помогают развиться творческим дарованиям ребенка, помогают максимально реализовать себя, а наиболее талантливым – определиться профессионально, влияют на формирование характера и образ жизни молодых людей. И то, что в этом процессе региональный учебно-методический центр по художественному образованию Белгородского государственного института культуры и искусств играет не последнюю роль, - главное для нас достижение.

Белокурова Т. Ф.
01.06.2010


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: