< №8 (68) Август 2009 >
Логотип

Обертоновое пение

Вот уже пятый год мы с Ольгой Анисимовой проводим в Санкт-Петербурге занятия по обертоновому пению. Для участия в них не обязательно иметь музыкальное образование. Но если среди участников обнаруживаются музыканты, обертоны раскрывают перед ними неожиданные аспекты звука, а семинар превращается в урок гармонии.

Как известно, слово «обертон» означает «над-звук». Способ обертонового пения – это возможность петь сразу два звука: тон и один из обертонов. Над тянущимся тоном можно услышать «легкую флейту», гораздо более тихую, чем тон. Или кажется, будто кто-то заиграл на арфе. Или запел высоко. Качество тембра связано с тем, какие обертоны в спектре звука выделяются.

Можно проследить 16 обертонов, вмещающихся в диапазон нашего слуха. «Обертоновая лестница» на этом не заканчивается, устремляясь в область еще более высоких частот. Интервалы, проявленные в переходах от обертона к обертону, принадлежат к шкале нетемперированного строя. Поэтому занятия обертоновым пением настраивают слух на пение в «чистом строе». Для музыкантов в понимании обертоновой интервалики обнаруживается еще один фактор: степень консонантности. При совмещении двух обертоновых лестниц, выстроенных от двух разных тонов, составляющих интервал, некоторые гармоники совпадают. Доля совпадающих гармоник определяет созвучность тонов в интервале.

Обертоновое пение пришло к нам, прежде всего, из древних восточных традиций. Из способов горлового пения, распространенных на Тибете, в Монголии, в российской Туве в 1970 годы выделились наиболее доступные варианты пения обертонов. Это стало называться новоевропейским стилем обертонового пения. В Европе и Америке стали возникать особые «гармонические» хоры, для которых начали писать композиторы-авангардисты, в том числе знаменитый немецкий новатор Карлхайнц Штокхаузен.

Чем дольше мы занимаемся обертоновым пением, тем в больших вокальных традициях обнаруживаем обертоновую основу. Это и народные песни - протяжные, с длящимися гласными, и знаменные распевы, где над длящимся исоном поется ладовая мелодия, и григорианские песнопения - монодии в акустике готического храма, порождающей эффект гармонических переливов. Нам умение обращаться с обертонами досталось от английского музыканта Роберта Нортона, который проводил семинары в Москве. Затем мы пригласили его в Санкт-Петербург - «обертоновое движение» началось и в нашем городе.

Навык обертонового пения и слушания расширяет аудиальное пространство, оно - прикосновение к гармонии, к «музыке сфер» и «прививка» полифонического звучания. Те, кто научился слушать «радугу звуков», начинают различать обертоны в весенней капели, в скрежете трамвая - в любых акустических явлениях. На семинаре по обертоновому пению мы переживаем гармонию как конкретное вибрационное ощущение. Мы восстанавливаем внутренний резонанс. В финале обертоны получаются у всех участников. А совершенствовать звучание и применять в музыке можно и в дальнейшем. Это процесс творческий, долгий.

Наши семинары проходят в разных городах. Сегодня обертоны поют в Москве, Казани, Минске, Гродно, Архангельске, Краснодаре, Новороссийске. В Санкт-Петербурге мы создаем свой «гармонический» хор. Он называется Обертония.

Парфенова Г.
01.08.2009


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Гость | 27.01.2012 23:31

Бред полный про эти обертоны. Даже когда мы говорим используется различное количество обертонов в звуке, это обусловлено сложной резонансной системой организма. И что означает 16 обертонов которые мы можем услышать, точнее сказать 16 обертонов основного тона. А у каждого звука может быть максимум 16 обертонов. а самих звуков очень много. Например у ноты ля 1 октавы 16 обертонов. у ноты ми 1 октавы свои обертоны. Любой музыкальный звук в природе звучит уже при наличии обертонов, дешевая гитара выдаст 4 или 5 обертонов, а более профессиональный инструмент выдает гораздо большее количество. Только лишь аппаратура способна отделить основной тон от обертонов и как раз таки всякие не естественные звуки телефонов являются таковыми или как на старых приставках)))) Хватит наебывать людей)))). красиво петь означает наполнить звук ещё большим количеством обертонов, используя естественные резонаторы организма и правильным дыханием.

Ответить

Гость | 11.02.2019 22:46

Эх... Не сидели Вы, сударь, ночью, лет, эдак, 10000 назад на охоте, в засаде, с большим луком... И не слыхали всем племенем пение сухого тростника на следующий день...

Ответить

Гость | 16.01.2015 13:44

а когда будут занятия в Москве

Ответить