< №11 (126) Ноябрь 2014 >
Логотип
ЖИЗНЬ ВУЗА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР БЕЗ ГРАНИЦ

С 24 по 31 октября концертные залы и аудитории Санкт-Петербургской консерватории стали местом проведения четырнадцатого по счету фестиваля «Неделя консерваторий». В день его открытия состоялась церемония вручения диплома и мантии почетного профессора консерватории народной артистке СССР Елене Образцовой.

Несмотря на непростую геополитическую ситуацию, фестиваль состоялся как международный, собрав представителей 15 высших школ музыки из 13 стран: России, Армении, Азербайджана, США, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Австрии, Германии, Польши, Венгрии и Турции. Череда ярких выступлений познакомила петербургских музыкальных гурманов не только с национальными исполнительскими и композиторскими традициями, но и с достижениями последних лет в музыкальной культуре и образовании разных стран. 2014 год был объявлен Годом культуры России – Великобритании, поэтому фестивальная афиша демонстрировала много английской музыки. Так, солисты и студенческий камерный оркестр Melos Sinfonia показали значительный пласт британской музыкальной культуры от барокко до наших дней. Прозвучали не только Пёрселл и Бриттен. Впервые в России услышали оперу Густава Холста «Савитри» (1908). Это первая английская камерная опера, написанная после перселловской «Дидоны», на которую композитора вдохновили образы индийского эпоса «Махабхарата».

Одним из запоминающихся событий стал и концерт «WILLIAM…», посвященный 450-летию со дня рождения Шекспира, с большим успехом прошедший 28 октября в Малом зале им. А.К. Глазунова. В программе наряду с музыкой классиков, в том числе современных – П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича (в оркестровке А. Красавина) и С. Слонимского, – прозвучали специально написанные для этого проекта сочинения Е. Ивановой-Блиновой, С. Нестеровой, Е. Петрова, Н. Мажары, В. Круглика. Проект включал в себя также чтение фрагментов из пьес и сонетов Шекспира в исполнении артиста Театра комедии им. Акимова А. Толшина и видеоряд с использованием фрагментов балетов, опер и фильмов на сюжеты великого английского драматурга. Камерный оркестр консерватории под руководством Алима Шахмаметьева порадовал слаженностью звучания, солисты – Алексей Людевиг, Светлана Чуклинова, Алексей Чувашов, Мария Столярова, Фотима Науменко, Любовь Самойленко, Юлия Музыченко, Артем Мелихов, Михаил Великанов – профессионализмом и хорошим вкусом.

Приятно было в очередной раз убедиться в том, что публика с интересом следит за новой музыкой петербургских авторов, представляющих кафедры композиции и оркестровки консерватории. Переполненный из года в год Зал Глазунова и взрывы оваций в завершении вечеров мировых премьер – яркое тому подтверждение.

Композиторы – участники вечера «WILLIAM…» – сказали несколько слов о своих опусах.

Николай Мажара: «Монолог Гамлета» на текст Шекспира в переводе Бориса Пастернака я написал в августе нынешнего года. Это абсолютно самостоятельное произведение, основной целью которого является максимальная концентрация слушателя на смысле каждой фразы шекспировского текста».

Светлана Нестерова: «Фреска для камерного оркестра с солирующей флейтой написана на сюжет «Антония и Клеопатры», привлекший меня магией древнего Египта, с одной стороны, и настоящими шекспировскими страстями – с другой».

Евгений Петров: «Лирическая сцена для сопрано, тенора и камерного оркестра »Ромео и Джульетта 1894» написана по пьесе Э. Ростана «Романтики». В музыке я стремился передать возвышенный характер чувств, на которые способны лишь любящие юные сердца».

Екатерина Иванова-Блинова: «На создание цикла «Свадебные песни» для сопрано, электрогитары, ударной установки и струнного оркестра на тексты шекспировской »Бури» меня вдохновила semi-opera Пёрселла »Буря». Меняются гармонии, ритмы, инструменты, но неизменными остаются человеческие чувства. Так возникла идея соединить поэзию XVI столетия с современной поп-музыкой».

Сергей Слонимский: «Я – автор двух опер на шекспировские сюжеты: «Гамлет» и «Король Лир». Мне очень приятно, что в этот вечер в консерватории прозвучала ария Корделии в преддверии постановки оперы «Король Лир» в Михайловском театре. Хочу отметить великолепную работу оркестра под руководством Алима Шахмаметьева. Очень достойно показали себя и наши молодые композиторы. Они представили глубокие, серьезные работы, соответствующие заявленной тематике, не превратив при этом шекспировские сюжеты в дешевое  шоу, как сейчас делают многие».

На фестивале работали шесть оркестров: три консерваторских (студенческие симфонический и камерный, а также консерваторского оперного театра) и три зарубежных – Melos Sinfonia из Англии, объединивший студентов нескольких университетов и молодежных оркестров, камерный оркестр университета искусств Folkwang (Эссен, Германия) и камерный оркестр Camerata Saygun из Университета искусств Мимара Синана (Стамбул, Турция).

Кстати, в турецком оркестре вместе со студентами играют профессора, причем коллектив работает без дирижера, а качество игры весьма высоко (вспомнилась давняя идея Персимфанса).

Камерный оркестр Folkwang Sinfonietta во главе с немецким дирижером Рубеном Газаряном представил две программы, с блеском исполненные в консерватории и Политехническом университете. Дивертисмент Моцарта прозвучал с поистине венским шиком, а Серенада Дворжака, одно из самых сложных сочинений камерного оркестрового репертуара, впечатлила филигранной  техникой.

170-летие со дня рождения патрона Петербургской консерватории – Н.А. Римского-Корсакова – фестиваль отметил концертом и уникальной выставкой фотоснимков, воспроизведенных с негативов и диапозитивов начала XX века из коллекции семейного архива  Римских-Корсаковых.

Для детской и юношеской аудитории предназначалась специальная программа, посвященная славному юбилею. Прозвучали как известные, так  и редко исполняемые вокальные и инструментальные сочинения мастера, а также сочинения русских композиторов его времени. Солисты и ансамбли, представляющие практически все консерваторские поколения – профессоров, выпускников, аспирантов и студентов, – выступили на дневном воскресном концерте в Малом зале, куда пришли сотни юных слушателей со своими родителями и учителями.

Вход на все концерты для студентов петербургских вузов был свободный. В дни фестиваля консерваторию буквально осаждала молодежная публика. Малый зал не вмещал всех желающих – многие слушатели сидели на полу в партере, терпеливо стояли на балконе и в фойе.

Одна из важных традиций фестиваля «Неделя консерваторий» – многочисленные мастер-классы: от барочного исполнительства до представления современных композиторских школ. Огромный интерес среди студентов и публики вызвал двухдневный курс по симфоническому дирижированию Василия Синайского. С большой пользой прошли также открытые репетиции известного немецкого маэстро Иоганнеса Скудлика, который сумел добиться от хора студентов и камерного оркестра Петербургской консерватории истинно баховского звучания знаменитого «Магнификата» на концерте-открытии фестиваля 24 октября. Участником этого концерта был ректор консерватории – народный артист России Михаил Гантварг, выступивший солистом в Концерте для скрипки с оркестром ля минор И.С. Баха.

Традиционной частью «Недели консерваторий» является органная программа. В этом году в ней участвовали представители английской и итальянской органных школ. Кэтрин Эннис из Лондона и Анджело Кастальдо из Кальяри не только исполнили редко звучащие сочинения композиторов своих стран, но и провели лекции и мастер-классы по истории органной музыки, органостроения и органного исполнительства Великобритании и Италии, вызвавшие неподдельный интерес молодых петербургских органистов.

С большим взаимным удовольствием общались во время творческой встречи артисты азербайджанского аутентичного ансамбля «Древний Восток» и представители факультета народных инструментов Петербургской консерватории.

Далеко не всех желающих смогли вместить аудитории как на концертах, так и на мастер-классах по фортепианной импровизации польского участника фестиваля Павла Томашевского и американки Текоры Роджерс – по традициям исполнения госпел и спиричуэлс. (Так, на концерте «От госпел до джаза» 800 человек стояли, хлопали, топали и пели вместе с американцами.)

На протяжении всего фестиваля зарубежные исполнители не только представляли эксклюзивные программы в Глазуновском зале и Смольном соборе, но и музицировали вместе с российскими коллегами. В тандеме с ансамблем Tekora Rogers & Chicago Spirituals дважды выступили петербургские консерваторцы – контрабасисты и  перкуссионисты, а хор студентов под управлением народного артиста России  В.В. Успенского очень бодро спел вместе с американцами выученные на мастер-классе спиричуэлс.

Невероятные виртуозные возможности тубы открыл профессор из Венгрии Йозеф Бажинка. Об особенностях нового курса фламенко в Барселонской консерватории рассказал ее профессор, испанский гитарист Жоан Асенсио.

Заключение фестиваля прошло необыкновенно ярко – 31 октября оркестр студентов Санкт-Петербургской консерватории исполнил увертюру к опере «Руслан и Людмила» Глинки, Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова и Седьмую симфонию Бетховена. Удивительный артистический магнетизм и мощную дирижерскую энергетику продемонстрировал французский маэстро Михаил Кац. Солировал замечательный петербургский пианист, лауреат многочисленных международных конкурсов Мирослав Култышев (выпускник Санкт-Петербургской  консерватории).

…Отзвучало эхо последних аккордов. Консерваторская жизнь вернулась в обычное русло, но ощущение праздника длится, предвосхищая следующий, пятнадцатый фестиваль.

Хомчук Екатерина
26.11.2014


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: