< №5 (132) Май 2015 >
Логотип

ОРГАН ДЛЯ МАЛА И ВЕЛИКА

В Петербурге и Гатчине в шестнадцатый раз состоялся ежегодный Открытый фестиваль-конкурс органной музыки

Идея проекта, в последние годы проходящего совместно с кафедрой органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке отдела культуры администрации Гатчинского муниципального района, принадлежит органистке Екатерине Леонтьевой. Выпускница Московской консерватории, она с 2005 года живёт в Германии и является доцентом органного класса в Консерватории им. Г.Ф. Генделя города Халле.

Концерты фестиваля занимают несколько площадок. В Гатчине это римско-католическая церковь Божией Матери Кармельской и ДМШ им. М.М. Ипполитова-Иванова, в Петербурге – лютеранская церковь Святой Екатерины, Малый зал консерватории, Органный зал университета и другие, а в этом году появилась и новая «сцена» – храм Святого Станислава. Традиционный международный конкурс в рамках фестиваля охватил участников от 8 до 30 лет – 38 органистов из городов России, Украины и Белоруссии. Программу событий дополнили мастер-классы бессменного председателя жюри конкурса Йоханна Трумера – профессора Института церковной музыки и органа в Граце (Австрия). По его мнению, конкурс вновь подтвердил свой высокий уровень: «Особенно порадовали участники вузовской группы, показавшие не только хорошую техническую подготовку, но и знание различных стилей, музыкальность, умение воплотить в жизнь свои интерпретации».

Игру конкурсантов оценивали Екатерина Леонтьева, Владимир Невдах (доцент Белорусской государственной академии музыки), Галина Семёнова (руководитель органного класса Академического музыкального колледжа при Московской консерватории), Любовь Шишханова (доцент Московской консерватории), профессора Алексей Панов (заведующий кафедрой органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского университета) и Даниэль Зарецкий (заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории). Делясь впечатлениями, Д. Зарецкий отметил: «Порадовала география конкурса, расширяющаяся с каждым годом. В старшей группе среди пяти финалистов были представлены пять органных школ: консерватория и университет Санкт-Петербурга, Саратовская и Казанская консерватории, Белорусская музыкальная академия. В средней группе «на уровне» были не только участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова и Новосибирска, но и представительница новой для нас пермской органной школы. Возрастной диапазон конкурса в этом году оказался очень широким – от детей, едва дотягивающихся до органной педали и с увлечением постигающих секреты нового для них инструмента, до зрелых музыкантов. Важно, что победителям в каждой возрастной группе не только присвоены звания лауреатов – им обеспечено участие в мастер-классах в Граце и Халле в августе этого года».

В старшей группе лауреатом I премии стала Светлана Суханова, заканчивающая в этом году обучение в СПбГУ у профессора Д. Зарецкого. II премия досталась Карине Горбановой из Саратовской консерватории (преп. Н.В. Гольфарб), III премия – студенту СПбГК Ивану Татаринову (преп. Д.Ф. Зарецкий). В средней группе, представляющей училища и колледжи, I премию разделили Иван Царёв из АМК при Московской консерватории (преп. Г.В. Семёнова) и Елизавета Шабалина из Пермского музыкального колледжа (преп. Е.А. Камянская). II премия присуждена Марии Остроумовой из Санкт-Петербургского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского (преп. А.В. Калинкина) и Артему Егорову из музыкального колледжа Новосибирской консерватории (преп. Н.В. Багинская). III премия у Гретты Калис из АМК при Московской консерватории (преп. Г.В. Семёнова).

Интересные результаты показали и участники младшей группы – до 17 лет. Об игре юных органистов и своих пожеланиях в организации конкурса Елена Антипина – концертирующая органистка, преподаватель органного класса гатчинской ДМШ им. Ипполитова-Иванова: «Уровень исполнения и творческий потенциал у самых маленьких растет с каждым годом, привлекая все больше участников в младшую группу, что лишний раз подтверждает востребованность органной специальности. Возможность не только соприкоснуться с прекрасной музыкой, но и познакомиться с творчеством своих сверстников очень важно, так как поддерживает дух здорового соревнования, дает новый толчок к занятиям. Но отмечу также, что в последние годы проведения конкурса сочинения, обязательные для исполнения, стали намного сложнее. Повышаются не только технические, но и художественные задачи, с которыми многие не справляются. Восьми минут, прописанных в регламенте, явно не хватает. Первая возрастная подгруппа, в которую включены ребята до 11 лет, должна играть не менее 10 минут. Для участников от 12 до 15 лет хронометраж необходимо увеличить до 15 минут. Надо по-другому скорректировать и возрастные позиции: велик возрастной разрыв во второй подгруппе – как показала практика, там бывают участники с 11 до 17 лет, что в корне неправильно».

Завершая тему, хочется отметить, что Открытый фестиваль-конкурс органной музыки очень важен для поддержки молодых талантов. Выдерживая проверку временем, он успешно развивается, вписывая важную строку в российскую органную историю. 

Хомчук Екатерина
19.05.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Гость | 08.06.2015 18:31

кЛЁВА, чё сказать

Ответить