< №8 (134) Август 2015 >
Логотип

АГРЕССИЯ И ФОЛЬКЛОР – ВЕЩИ НЕСОВМЕСТИМЫЕ

Ежегодный фолк-фестиваль Еврорадио – EURORADIO Folk Festival / EFF – 36 лет путешествует из страны в страну. В июле он собрал музыкантов и фольклористов в Кракове.

Преимущество этого фестиваля в том, что все его концерты записываются и в течение года транслируются крупнейшими европейскими радиокомпаниями, так что радиослушатели знакомятся с музыкальными традициями народов, живущих в самых разных точках мира. В определенной степени EFF напоминает отчетные концерты: каждая страна стремится привезти самого популярного исполнителя года или, наоборот, пока неизвестного, делающего первые сознательные шаги в мире традиционной музыки. Приятно услышать со сцены, а потом и в радиоэфире молодежь, виртуозно владеющую полузабытыми диковинными инструментами – харди-гарди, никельхарпой, хардингфеле, янгымом, пхири, нерехтскими пастушьими рожками. Есть и другая сторона медали: в фестивальном карнавале подчас неестественно смешиваются исконно народные традиции и то, что принято называть современным фолком, – джаз с элементами фольклора, этноджаз, рок- и даже поп-музыка. Качество «новейшего исторического блока», особенно дэнс, дэнс-панк, удручает, большинство композиций напоминает вырванные из корней и неумело слепленные народные мотивчики. Манера игры/пения – нахальная, агрессивная, как на шумной попойке с боем посуды. Однако исполнителей переполняет гордость за содеянное – они уверены, что, процитировав мелодию своих предков и «замесив» ее, как дрова в тесто, внесли вклад в дело популяризации народной музыки. Так и хочется сказать: ваша песенка спета, ждем новых.

Подобная разностилевая фестивальная «мишура» тем не менее не способна заслонить выступления подлинных носителей народных традиций. На нынешнем фестивале EtnoKrakow таких настоящих было немало: Zakir Hussain & Rakesh Chaurasia Duo (Индия), Góbé Band (Венгрия), Marie Svidal (Норвегия), «Талака» (Белоруссия), Kroke (Польша), Ensemble Sinawi (Республика Корея), Maria Kalaniemi (Финляндия). И конечно же, наш Аркадий Шилклопер. Всемирно известный мультиинструменталист с удовольствием принял приглашение выступить в Кракове. Для него это лишний повод пообщаться, обменяться идеями, открыть для себя что-то новое, помузицировать, в конце концов. Однако джем-сейшена Аркадий не дождался – такой традиции на фолк-фестивалях Еврорадио пока нет.

Впечатления А. Шилклопера об EtnoKrakow основываются на его личных ощущениях, сравнениях. Он считает, что фестивальный концерт должен быть, прежде всего, перформансом: даже тщательно выверенная, приближенная к аутентичной игра на историческом инструменте может наскучить, если в течение получаса все композиции звучат в одной тональности, а симпатичная исполнительница чересчур скромна на сцене. Шилклоперу нужен и визуальный ряд – почему бы не «откаблучить» чего-нибудь эдакого музыкантше, умеющей к тому же хорошо танцевать? Ведь это же фестиваль! В памяти всплывают песни и пляски венгерского Parapács Ensemble на EFF-2013 в Варне. Публику такое представление действительно впечатлило. Но зрелище здесь, все же, не главное.

Мегазвезда индийской музыки Закир Хуссейн и его музыкальный партнёр Ракеш Чаураша играли в течение часа одну композицию в одной тональности, не делая никаких лишних телодвижений, но как они играли! И как они держали зал в напряжении! С помощью таблы и бансури эти двое рассказали свою удивительную историю, подчинив ее принципам построения индийской классической раги. Публика чувствовала особый метафизический контакт между музыкантами ансамбля. «Этот дуэт я назвал бы эталонным. Именно так должен развиваться сегодня фольклор. Настоящий музыкант настраивается на определенное внутреннее состояние, во время исполнения медитирует. Любая фольклорная композиция – маленькая повесть, ее надо интересно рассказать. Придумать драматургию, выстроить сюжетную линию, продумать динамику, чтобы не звучали обрывки фраз. Почему многие музыканты не хотят этого делать, особенно те, кто проповедует импровизационную музыку?» – вопрошает Аркадий Шилклопер.

Спокойствие, самообладание, гармония с самим собой, способность к медитации… Есть более серьезные проблемы на фольклорной ниве. Скажите, когда в последний раз вы смотрели концерт народной музыки по телевизору? Сколько пивных фестивалей, замаскированных под рок-фестивали, приходится на один фольклорный? Новое поколение российских детей никогда не видело балалайку и не слышало ее звука. На телевидении не показывают народные музыкальные инструменты – русские, тувинские, якутские, люди не знают, на чем играют жители дагестанских сел, народ коми. А ведь у каждого народа, даже у жителей двух соседних областей существует свой особый набор музыкальных инструментов, своя манера пения.

Музыкальная культура наследуется на генетическом уровне. Убрать из нашего обихода народные песни, танцы, традиционные инструменты – значит лишить молодое поколение нравственности и исторической памяти. В этом смысле фолк-фестиваль Еврорадио играет очень важную роль в деле сохранения европейских музыкальных традиций.

А.Шилклопер

Осипова Людмила
31.08.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: