< №6 (144) Июнь 2016 >
Логотип
КОНКУРСЫ – ДЕТЯМ

О ВИРАЖАХ КОНКУРСНОГО ДВИЖЕНИЯ

Будучи погруженными в активную деятельность, преподаватели ДМШ Комсомольска-­на-Амуре открыто обсуждают животрепещущие темы

В начале учебного года вышла развернутая статья под заголовком «Музыкой обогреваем город» (см.: «Играем с начала», 2015, № 10) – о первой в России объединенной музыкальной школе. «В отсутствие филармонии, музыкального театра и симфонического оркестра, – писала "Играем с начала. Da capo al fine", – ДМШ Комсомольска-на-Амуре является центром притяжения его музыкальной культуры». И все-таки для земляков это воплощение первой ступени художественного образования стало культурным экватором, прежде всего, благодаря творчеству педагогов, а затем и учащихся.

Есть замечательная традиция в Комсомольске-на-Амуре ежегодно проводить майский концерт «По улицам родного города». Там представлены все школьные  коллективы, лучшие программы, находки, премьеры, и, конечно, многочисленные лауреаты. Сценарий действа выстроен в виде доверительной беседы, главная идея которой – благотворное и благодатное воспитание музыкой. Зал краевого Дома молодежи в этот день всегда переполнен – билеты раскупаются заранее. Город буквально ждет это событие!

Зримые плоды

Заканчивающийся учебный год запомнится в музыкальной школе и небывалой плотностью участия в творческих состязаниях, специализациях и направлениях, маршруты которых пролегли через Москву, Сочи, Тюмень, Курск, Санкт-Петербург, Хабаровск, Владивосток, далее – в Сербию, Францию, Италию, Южную Корею.

Почти 100 учащихся были подготовлены к очным соревнованиям. Результат: 5 Гран-при, 15 первых мест и множество лауреатов – юных инструменталистов, вокалистов, эстрадных исполнителей. Подобные успехи были бы невозможны без каждодневной и кропотливой работы в школе. А каковы же конкурсы, благодаря которым ярко засверкали юные таланты, ограненные педагогическим мастерством?

Конкурс пианистов им. В.Л. Соболевского «Наследники традиций» учрежден Министерством культуры Хабаровского края. В этом году он собрал участников в пятый раз и впервые прошел в статусе международного. В составе жюри и среди конкурсантов были представители России, Японии, Китая, Кореи. Еще один  международный конкурс – «Музыкальный Владивосток» – регулярно проходит на базе Дальневосточного государственного института искусств. Кстати, его формат удачно сочетает очную форму выступления с видеоконкурсом больших коллективов, для которых поездка во Владивосток не представляется возможной. Именно он дал путевку в жизнь многим известным детским коллективам. Однако…

А судьи кто?

Тема видеоконкурсов продолжает полемизироваться в профессиональных кругах не напрасно. Какова настоящая цена этого лауреатства? Можно ли говорить об их объективности и чем объяснить, когда сомнительного качества исполнение занимает призовое или даже первое место?

Постановка этих вопросов важна еще и потому, что это набирающее обороты явление стало все больше влиять на итоги аттестационных мероприятий и микроклимат педагогических коллективов. Есть случаи, когда интернет-конкурс по баллам превосходит очный – в итоге виртуальность заслоняет деятельность, гипертрофируя нежелательные амбиции.

Проводимые всеми, кто пожелает, детские состязания не могут – просто не должны – по результатам и наградам становиться даже на один уровень с очными мероприятиями. Невозможно допустить профанации, выхолащивания и обесценивания истинно соревновательного – публичного начала.

В случаях, когда подобные мероприятия проводятся в мегаполисах, можно хотя бы рассчитывать на компетентное жюри. Когда же конкурс никем не отрекомендован, а результат его зависит от суммы взноса, его значение с профессиональной точки зрения бывает спорным. Кроме того, нельзя забывать, что очные конкурсы всегда больше, чем состязание в чистом виде: это незаменимое общение, неоценимое взаимодействие, настоящая учеба. «Здесь и сейчас!» – таков главный критерий конкурса, на котором настаивают комсомольчане.

Сегодня мы стоим перед необходимостью менять систему интернет-конкурсов и творческих соревнований в целом. В первую очередь потому, что непродуманность и закоснелость организационной формы сказывается главным образом на детях, составляющих музыкальное будущее страны. Разумеется, в таком деле, как конкурсное движение, где нет абсолютных критериев, нужно действовать с большой деликатностью.

По праву

Начиная с 1997-го – года объединения четырех музыкальных школ, профессиональный уровень исполнения был и остается главным требованием к его преподавателям; исключительно учебниками здесь не ограничивались никогда.

Уже известный читателям, лауреат всероссийских и международных конкурсов оркестр русских народных инструментов преподавателей «Амурский сувенир» под руководством заслуженного работника культуры РФ Александра Павленко перешагнул 20-летний рубеж. Путь от исполнения концертных номеров до тематических программ и уникальных проектов, в том числе совместно с «Амурским сувениром», проделал двукратный лауреат конкурсов педагогического мастерства – камерный ансамбль преподавателей «Премьера» во главе с обладательницей почетных званий «Заслуженный работник культуры РФ» и «Директор года – 2013» Ольгой Николаевной Курбатовой.

По ее словам, «когда было решено объединить все музыкальные школы города, очень быстро стало ясно: из каждой нужно взять лучшее, что опытно накапливалось до этого десятилетиями. И все получилось, при этом каждому из коллективов удалось сохранить свое лицо и неповторимый педагогический почерк». Преподаватели единогласно считают, что это прежде всего заслуга их руководителя: потомственный музыкант, она передала свою профессию дальше – младшему сыну Алексею Курбатову, который сейчас также преподает в школе и возглавляет один из ее творческих составов. В свою очередь, Ольга Николаевна признается, что ей невероятно повезло с командой профессионалов высочайшего класса!

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель теоретических дисциплин и блестящий концертмейстер А.А. Владимирова организует все-все школьные концерты, на какой бы площадке они ни проходили. Приехав после Киевской консерватории им. П.И. Чайковского, Анастасия Александровна стала патриотом Дальневосточного края. Ее организаторскому таланту остается только удивляться: она не только пишет оригинальные сценарии, но и режиссирует все театрализованные мероприятия и увлекательно ведет концерты классической музыки в городе. Свое педагогическое кредо А.А. Владимирова поясняет словами: «Дети у нас даже территориально находятся вне сферы влияния авторитетов, и в таких условиях приходится действовать совершенно самостоятельно. И это приносит видимые плоды. Не замыкаясь в рамках устоявшегося где-то порядка, наш преподаватель всегда готов сгенерировать новый опыт и воспринять новое. Он постоянно размышляет об улучшении не столько формы, сколько содержания и наполнения каждой составляющей своей работы».

Здесь умело сочетают репетиционную и концертную деятельность с разработкой образовательных программ и методик, подтверждая их практическими результатами. Алла Викторовна Рыбаченок, сделавшая домру, по меткому определению А.А. Владимировой, «королевой приемных экзаменов»; композитор, аранжировщик и дирижер Александр Петрович Павленко; преподаватель класса аккордеона Любовь Павловна Орлова – представители старшего поколения школьной семьи. Далеко по стране несется слух о фортепианном отделении благодаря новаторам Баевым: посвятив педагогической деятельности более сорока лет, Ольга Петровна и Сергей Васильевич создали методику, позволяющую преодолевать технические трудности исполнения и раскрывать замысел композитора, воплощая изначальный сюжет через определенный стиль. Все они – люди с громадным опытом, щедро передающие свои знания, время, эмоции. Их чуткость, внимание и поддержка позволяют молодым специалистам быстро «оперяться» и с уверенностью заявлять о себе. Не перечислить всех, кто внес свой неоценимый вклад в достижения школы тем, что принято называть чертами стиля, индивидуальностью исполнительского почерка. Именно своеобразия исполнения ждут сейчас слушатели, оно помогает молодежи постигать музыкальное искусство. И сегодня молодые уверенно идут по стопам ведущих преподавателей: Юлия Иовенко, Надежда Васюта, Ольга Носкова, Лина Крайнова, Дмитрий Шевко.

Проверено временем

Сегодня Детская музыкальная школа Комсомольска-на-Амуре последовательно отстаивает классическую трехуровневую систему проведения конкурсов.

Начальное звено – прослушивания, организуемые, главным образом, на уровне школы, где много по-настоящему талантливых детей. Уже само по себе количество участников способствует повышению детской и родительской самооценки, помогает разглядеть различные грани детского дарования. Именно система тематических школьных конкурсов и применяемые в процессе их организации игровые технологии привели комсомольскую школу к наполнению контингента подростками и юношами. (Чего пока нельзя сказать о большинстве современных учреждений дополнительного образования.) В результате очного отбора победители направляются на городские конкурсы. Победа же в городском конкурсе гарантирует переход на третий, высший уровень с возможностью участия в региональных, всероссийских и международных состязаниях. В школе давно и хорошо понимают, что для ребенка из небольшого населенного пункта такое участие может стать самым настоящим взлетом – ведь другого шанса может и не представиться.

Подобная стабильная система конкурсной подготовки заключает в себе мощный потенциал развития методической работы во всех ее видах: стало обязательным правилом привозить домой материалы конкурсов, записи лучших выступлений, рекомендации членов жюри, методистов и организаторов; делиться полученной информацией с коллегами; стараться понять пути успеха и вникнуть в причины возможных неудач, обычно временных.

Давно назрела потребность исполнительского конкурса с участием юных музыкантов и преподавателей, находящихся в равных условиях, – специально для живущих в населенных пунктах без творческих вузов и ссузов, филармоний, концертных залов и кураторов. Такой конкурс малых городов России мог бы влить свежие идеи, открыть имена, за которыми будущее, и, бесспорно, выявить актуальные проблемы детской музыкальной педагогики.

От вопроса к ответу

Уступая подиум следующему учебному году, нынешний задает нам задачи: что создает трудности в работе, что хотелось бы видеть устроенным по-иному, изменить?

В первую очередь, существующее непростое финансовое положение. Платные услуги способны исправить ситуацию лишь в незначительной степени. Обострен вопрос с площадками для выступлений. В городских концертных залах нет роялей – приходится на выступление возить с собой цифровое пианино. Один из выходов (а скорее, «безвыходов») – в организации инструментальных ансамблей, не нуждающихся в наличии фортепиано. Подходит время обновить парк музыкальных инструментов, требует доработки материальное обеспечение конкурсов. Наконец, коллектив желает видеть в своих рядах новых молодых преподавателей – конечно, они приходят, но кадровый голод ощущается очень остро. И все же всеобщий настрой в коллективе комсомольчан – оптимистический, в определенном роде – философский.

 

ДОСТИЖЕНИЯ – 2015/2016

—♦ Гран-при IX Международного конкурса молодых музыкантов‑исполнителей «Музыкальный Владивосток» – Давид Любин (преп. аккордеона Л.П. Орлова);

—♦ —Гран-при III Международного конкурса эстрадно-джазового исполнительства Jazz step, Сочи – Александр Некрасов (преп. аккордеона А.П. Павленко);

—♦ —Гран-при Краевого конкурса исполнителей на народных инструментах, Хабаровск, участник XV молодежных Дельфийских игр, Тюмень – Данила Николаенко (преп. домры А.В. Рыбаченок);

—♦ —Гран-при VII Регионального конкурса исполнителей эстрадной музыки, Владивосток, номинация «Джазовое фортепиано» – София Мылова (преп. фортепиано Н.Н. Васюта);

—♦ —Гран-при VII Регионального конкурса исполнителей эстрадной музыки, Владивосток, номинация «Эстрадный коллектив» – Инструментальный ансамбль Jazz Bounce (рук. Д.В. Шевко);

—♦ —I премия Международного конкурса им. В.Л. Соболевского «Наследники традиций», Хабаровск, номинация «Фортепиано» – Вероника Крутова (преп. О.П. Баева), Ольга Облицова (преп. Ю.И. Иовенко);

—♦ —Стипендиат МБФ В. Спивакова, лауреат VII Регионального конкурса вокалистов, номинация «Сольное академическое пение» – Анастасия Минеева (преп. академического вокала Т.И. Бронникова).

Никулин Юрий
30.06.2016


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: