< №6 (122) Июнь 2014 >
Логотип

«ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА» В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

3 июня в Нижегородской государственной филармонии им. М.Л. Ростроповича открылся XIII Международный фестиваль искусств им. А.Д. Сахарова «Русское искусство и мир». Событием первых фестивальных дней стала нижегородская премьера оперы А. Чайковского «Один день Ивана Денисовича», прозвучавшей в концертном исполнении.

Оперу по одноименной повести Александра Солженицына Александр Чайковский написал в 2008 году по заказу Пермского театра оперы и балета. Авторы либретто (А. Чайковский и Г. Исаакян) максимально точно сохранили текст первоисточника. Сюжет оправляет нас во времена сталинских репрессий и описывает всего лишь один день из жизни Ивана Денисовича Шухова, заключенного ГУЛАГа, вместивший в себя жизни миллионов таких же невинно осужденных людей, имеющих лишь номер вместо имени. Это день, похожий на тысячи других, наполненных непомерным трудом в нечеловеческих условиях. Единственное, что спасает – воспоминания о семье, о жизни в деревне. Но и они пропитаны болью, горечью, нестерпимой тоской по родному дому.

А. Солженицын не очень любил разного рода экранизации и сценические постановки своих произведений, однако опера А. Чайковского получила его благословение.

Зримость музыкальным образам в ней придают сложный интонационный язык и оригинальная оркестровка. Леденящее пиццикато домры, пробирающие до глубины души «взвизгивающие», «всхлипывающие» интонации струнных и духовых, непрестанно возвращаясь, рисуют картины безысходности и монотонности дней заключенных, а ладотональная неустойчивость фраз передает угнетенное настроение каждого из героев. Вокальные партии продолжают линию А. Даргомыжского и М. Мусоргского: они близки человеческой речи – в них отчетливо слышатся то повествовательные интонации, то говорок.

В исполнении оперы принимали участие солисты Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского Виктор Компанеев (Шухов), Татьяна Полуэктова (Жена Шухова), Сергей Перов (Волковой) и Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина: Алексей Доронин (Алешка), Виктор Ряузов (Кавторанг). Артистам было явно тесно в рамках концертного исполнения – раздвигая его возможности, они создавали яркие объемные образы. Шухов – человек, разочаровавшийся в жизни, не верящий в Бога («сколько ни молись, а сроку не спишут», «ты за Христа сел, а я за что?»). Алешка – словно «луч солнца в темном царстве», постоянно молящийся, находящий утешение в религии. Жена Шухова – отчаявшаяся женщина, измученная тяжелой работой в колхозе, потерявшая всякую надежду на лучшее будущее. Волковой – олицетворение зла, палач, жестокий диктатор. Музыка укрупняла портреты героев Солженицына, делала их еще пронзительнее.

По счастливому стечению обстоятельств за дирижерским пультом на премьере стоял сын писателя Игнат Солженицын: главный дирижер Камерного оркестра Филадельфии, пианист, приглашенный дирижер Московского симфонического оркестра. Он не руководил оркестром – он «рассказывал историю». Перед исполнением Игнат Александрович поделился воспоминаниями о своей первой встрече с «Иваном Денисовичем»: «Я познакомился с этим рассказом в 9 лет. И то, что я прочитал, было совершенно. На сегодня это и остается главным впечатлением. Я бы хотел, чтобы люди смогли хотя бы частично проникнуться тем настроением, тем посылом, который содержится в произведении».

Нельзя было остаться равнодушным к опере Александра Чайковского. Несмотря на значительные купюры, которые композитор сделал для концертного исполнения, ее драматургия не была нарушена – она так же захватывала, увлекала и заставляла задуматься. «Опера выходит далеко за рамки повествования о лагерной жизни. Здесь я абсолютно согласен с режиссером Г. Исаакяном, ощущавшим это произведение ”как историю непреодолимого, экзистенциального одиночества человека в мире, в пространстве...”», – поделился своими впечатлениями солист Нижегородского театра оперы и балета В. Ряузов.

Логичным продолжением вечера стало исполнение Пятнадцатой симфонии Д. Шостаковича Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии под управлением И. Солженицына. Как сказал дирижер, «”Один день Ивана Денисовича” – это рассказ в первую очередь о том, что было и как это было, а симфония Шостаковича – это попытка понять, что это была за жизнь и что за реальность». И еще одна цитата: как заметила художественный руководитель сахаровского фестиваля искусств О. Томина, «музыка может открыть человечеству все, что творится в душе одного человека, и одному человеку открыть все то, чем жива Вселенная».

Никулина Наталья
16.06.2014


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: