< №10 (136) Октябрь 2015 >
Логотип

ПРЕКРАСНЫЕ СТРАНИЦЫ НЕПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ

10 сентября исполнилось 90 лет со дня рождения Бориса Чайковского

Б. Чайковский родился в Москве, учился в Гнесинской музыкальной школе, затем в Гнесинском училище лично у Елены Фабиановны Гнесиной (которая еще долгое время принимала участие в жизни талантливого ученика), в 1941-м поступил в Московскую консерваторию, но война отодвинула обучение на долгие четыре года, которые через много лет нашли отклик, в частности, в «Севастопольской симфонии». В консерватории Чайковский был учеником В.Я. Шебалина, затем Д.Д. Шостаковича, после увольнения Шостаковича в 1948 году учился в классе Н.Я. Мясковского. Окончил консерваторию также и как пианист – у Л.Н. Оборина. С 1989-го до конца жизни преподавал композицию в Гнесинском институте (среди учеников – А. Христианов, Р. Радович). Исполнителями сочинений Б. Чайковского были Рудольф Баршай, Кирилл Кондрашин, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Владимир Федосеев, Виктор Пикайзен, Галина Писаренко.

Сегодня музыка Чайковского, причем в очень малом объеме, известна в основном в высших музыкально-педагогических кругах. Его творчеству посвящены только четыре страницы в учебнике отечественной музыкальной литературы, а это – источник оценочных суждений, мерило значимости композиторской личности для неопытных студентов, которые вырастают в исполнителей и педагогов и в свою очередь продолжают транслировать эти ценностные ориентиры. Диски с музыкой Б. Чайковского можно отыскать лишь с величайшим трудом, детская музыка вообще по большей части недоступна, последние изданные ноты датируются концом прошлого столетия (то, что есть в библиотеках – даже, например, в РАМ им. Гнесиных, –  крайне скудно и разрозненно). В новых образовательных программах имя композитора отсутствует в списке симфонистов. Среди живущих авторов его нет, и напомнить о себе новым произведением или творческим вечером он не имеет возможности (правда, громко заявлять о себе было не в жизненных принципах Бориса Чайковского, и неслучайно глава Союза московских композиторов Олег Галахов как-то сказал: «Я не помню, чтобы при его жизни были грандиозные авторские концерты»).

Кое-что из музыки Б. Чайковского знают почти все – многие легко напоют «Нормальные герои всегда идут в обход» или давно вышедшую за пределы киноэкрана темку из «Женитьбы Бальзаминова». Но Чайковский является и автором симфонических поэм «Ветер Сибири» и «Подросток» (под впечатлением от романа Ф. Достоевского), четырех инструментальных концертов (для кларнета, виолончели, скрипки, фортепиано с оркестром), струнного и фортепианного трио, фортепианного квинтета, шести струнных квартетов, вокальных сочинений на стихи Пушкина, Лермонтова, Бродского, Киплинга, Заболоцкого, Блока, Тютчева и Цветаевой, фортепианных пьес, музыки к более чем тридцати кинофильмам и тринадцати детским радиопостановкам. Уже один этот (далеко не полный) перечень сочинений говорит, что перед нами – крупный композитор, которому были подвластны многие жанры, как серьезные, так и прикладные, который в своем творчестве задается непреходящими и животрепещущими вопросами, в том числе «вечными русскими». У Б. Чайковского не было сочинений поверхностных, каждое писалось «красными кровяными тельцами» (из интервью композитора В.М. Келле), такова даже киномузыка, и в отдельных случаях можно говорить о соавторстве с режиссером (например – с Роланом Быковым в «Айболите-66»).

По силе таланта, степени мастерства, а главное, общечеловеческой значимости – той единственной доминанты, которая через века отбирает и сохраняет лишь жизненно необходимые миру произведения искусства, – музыка Бориса Чайковского стоит в одном ряду с музыкой Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Свиридова, каждый раз после встречи с ней возникает чувство сопричастности некоему абсолюту, идеалу. Эта музыка поглощает полностью, вовлекает в свое центростремительное движение и не отпускает до последних отзвуков. И для того чтобы понять все ее величие, не нужно «высчитывать» такты и звуки, ломать голову над зашифрованными смыслами – ее надо просто слушать. Удивительно, но она, написанная во второй половине ХХ века, реально доступна самому широкому слушателю, который сегодня уже, к сожалению, сбежал из концертных залов с заголовками «Современный композитор» на афишах. При этом традиционной ее тоже назвать нельзя. Ведь, например, ни серийная, ни коллажная техника не были чужды музыкальному языку Б. Чайковского, но и самоцелью тоже не являлись. Этот композитор творил на основе законов чисто музыкальных, а через них – психологических и человеческих.

27 сентября в зале «Гнесинский» на Поварской состоялось открытие фестиваля «Страницы камерной музыки Бориса Чайковского». На его первом концерте были исполнены Фортепианный квинтет – Алексеем Курбатовым, Надеждой Артамоновой, Кариной Саетовой, Татьяной Келле и Евгением Румянцевым, вокальный цикл «Лирика Пушкина» – Яной Иваниловой и Ольгой Макаровой и Соната для двух фортепиано – Николаем Медведевым и Михаилом Турпановым. После концерта осталось очень сильное, поразительное впечатление: каким-то непостижимым образом Борис Чайковский говорит на языке уже не своей, а нашей современности, передавая ощущение нервного тока жизни, который кружит и увлекает, не дает опомниться. В мучительных диссонансах, стремительных пассажах, в обрывах-окончаниях фраз, во врывающихся звенящих и грохочущих звуках – наша психологическая реальность. Эта музыка – камертон сегодняшнего состояния. При этом у Бориса Чайковского всегда есть спасительная зацепка для слуха – живая, развивающаяся интонация личности, того, что по-прежнему является единственно важным и ценным. Он писал о человеческой душе, целостность, чистота, высота которой требует сохранения.

В этой музыке слышен человек, поэтому так идентифицируешь себя с ней, поэтому так глубоко, каждой клеткой переживаешь ее. И это сильное, до слёз трогающее ощущение сочувствия тебе, созвучия твоим впечатлениям и переживаниям, способно заслонить большую часть современного искусства, которое издевается, смеется над человеком, калечит и уродует человеческую суть, замещает в искусстве эмоциональную правду холодной рассудочностью. Неужели можно поверить в то, что технологический прогресс способен уничтожить в нас живое чувство? Ведь мы продолжаем реагировать на внешний мир: раздражаться, страдать или, наоборот, восхищаться им! Тогда почему же музыка Б. Чайковского так непопулярна и малоизвестна, когда именно такая духовная пища, заключенная в звуках, необходима всем нам – хоть бы ради восстановления доверия к современной музыке, для возвращения старых и обращения новых, молодых слушателей в почитателей подлинного искусства, для уверенности, что не все еще потеряно в эру «Заката Европы».

Исследователь Б. Чайковского Валида Келле объясняет неизвестность музыки композитора таким образом: «При жизни его творчество не вошло ни в одно из направлений: оно не относилось ни к ура-патриотическим, а фактически конъюнктурным сочинениям, ни к псевдонациональным, с поверхностным, внешним использованием фольклорных черт, ни к авангардизму. К этому прибавляются определенные черты его характера: он никогда никого не просил играть или издавать его музыку. Этого было достаточно, чтобы его не замечали. Но если посмотреть с метафизической точки зрения, то я считаю, что его эстетика просто пришлась не ко двору. Потому что своим творчеством он укреплял центростремительное основание нашей жизни, духа и культуры, а все разбегались в центробежных линиях».

Сам Борис Чайковский сказал об этом так: «Я бы, пожалуй, не согласился с этим. Кем-то (моя музыка – А.А.) и услышана. А потом, знаете, когда-то Шостакович заметил, что меня не ждет легкая популярность. "При всей видимой простоте, – сказал он, – ваша музыка, Борис Александрович, сложна…"» (из интервью В.М. Келле). 

На фото Б. Чайковский

Авдеева Анна
22.10.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Дмитрий Авдеев | 24.10.2015 16:31

Хорошая статья, но зачем дезинформровать читателей? Учеников у Бориса Чайковского было не двое, а несколько больше. Например - ныне профессор Московской Консерватории Ю.Б.Абдоков, который учился у Б.А.Чайковского в аспирантуре. Диски с музыкой Бориса Чайковского можно спокойно отыскать - за последние 10 лет в России и за рубежом изданы на CD почти все произведения композитора (около 50 изданий). Эти диски продаются, а записи можно скачать через Интернет как на легальной основе, так и "пиратским" образом. Так что, кто хочет услышать музыку этого замечательного композитора - спокойно найдет и записи, и диски.

Ответить

Дмитрий Авдеев | 24.10.2015 16:38

И ноты издаются в последние годы (в т.ч., ранее неизданные) - достаточно провести поиск на сайте Российской Государствной Библиотеки. Детская музыка в записях переиздается фирмой "Мелодия" часто, а на фирме Naxos даже были записаны сюиты из музыки к сказкам Андерсена. Среди выдающихся исполнителей не названы имена известных дирижеров Александра Гаука, Самуила Самосуда, Эдуарда Серова, знаменитый Квартет им. Бородина. Похоже, автор не очень владеет фактической стороной дела.

Ответить

Анна Авдеева | 06.11.2015 08:50

Спасибо огромное за информацию. Если Вас не затруднит, укажите, пожалуйста, ссылки на то, о чём Вы говорите. Ноты из РГБ доступны, как Вы понимаете, далеко не всем. А вот я, к сожалению, для своего ребёнка диски с записями найти не смогла. Кроме того, как Вы, очевидно, понимаете, статья не имела целью, перечислить всех исполнителей, всех учеников, равно как и все произведения. Спасибо Вам, за помощь в пропаганде хорошей музыки!

Ответить

Гость | 07.11.2015 14:06

К сожалению, ссылки здесь не разрешены (блокируется комментарий при попытке включить в него ссылку). Ноты в РГБ доступны для всех желающих. Так же, как и диски с записями. Те, кто хочет, найдет и ноты и записи. А если ноты и диски не так легко найти в российских МАГАЗИНАХ - то это проблема не конкретно творчества Бориса Чайковского, а всей академической музыки 20 века (ну, может быть, за исключением Шостаковича и в некотором роде Свиридова). Я очень люблю музыку Бориса Чайковского, и в моей коллекции очень много дисков с его музыкой. Привожу Вам список дисков. Некоторые из них (выпущенные лейблами "Северные Цветы", "Мелодия", Naxos) я купил в Москве (в магазине "Мир Музыки" на Садовом), что-то заказал через Интернет. Некоторые из более ранних дисков купил во время командировок за границу. Кроме этих дисков, есть детская музыка, которую выпускает "Фирма Мелодия" - они были в продаже. Итак, список дисков: 1. 8.573207 Naxos (2014 г.) - Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели; "Военная Сюита" для струнного квартета и кларнета, из музыки к кинофильму "Пока фронт в обороне" (Квартет Радио и ТВ Ирландии); Ольга Соловьева (фортепиано), Максим Анисимов (кларнет) 2. CDX210016 Divox (2014 г.) - Соната для виолончели и фортепиано (Эмиль Ровнер (виолончель), Алла Иванжина (фортепиано)) 3. MC 148 MUSICAL CONCEPTS (2013 г.) - Соната для виолончели и фортепиано (Марина Тарасова (виолончель), Борис Чайковский (фортепиано)) 4. PH11047 Profil Medien (2012 г.) - Концерт для скрипки с оркестром; Соната для скрипки и фортепиано (Виктор Пикайзен, скрипка; Оркестр Московской Филармонии. Дирижер Кирилл Кондрашин; Борис Чайковский, фортепиано) 5. CR 991095 FPRK Kuenstlerleben Foundation/Relief (2010 г.) - Тема и 8 вариаций (Большой Симфонический Оркестр Гостелерадио СССР; Дирижер Владимир Федосеев) 6. PH10038 Profil Medien (2010 г.) - Симфония №2; Четыре прелюдии для фортепиано; Пять пьес для фортепиано; Два этюда для фортепиано; Прелюдия для фортепиано (Оркестр Московской Филармонии. Дирижер Кирилл Кондрашин. Борис Чайковский, фортепиано) 7. 8.572400 Naxos (2010 г.) - Четыре прелюдии для камерного оркестра; "Калоши счастья", сюита из музыки к радиопостановке; "Свинопас", сюита из музыки к радиопостановке; "Сказки Андерсена", сюита из музыки к радиопостановке (Камерный оркестр Musica Viva; Дирижер Кирилл Ершов) 8. NEOS 20905 (2009 г.) - Концерт для кларнета и камерного оркестра (Большой Симфонический Оркестр им. П.И.Чайковского. Дирижер М.Дамев. М.Мюллер (кларнет)) 9. TOCC0046 Toccata Classics (2009 г.) Два стихотворения М.Ю.Лермонтова; Струнное трио; Четыре стихотворения Иосифа Бродского; "Лирика Пушкина"; Две пьесы для балалайки и фортепиано; "Из Киплинга" (Ольга Филонова (сопрано), Светлана Николаева (меццо-сопрано), Ольга Соловьева (фортепиано); Алексей Хуторянский (скрипка), Лев Серов (альт), Марина Арчакова (виолончель); Кирилл Ершов (балалайка) 10. 9010 - Brilliant Classics, «Rudolf Barshai Edition» [10 Cds] (2009 г.) - Камерная симфония (Московский Камерный оркестр; Дирижер Рудольф Баршай) 11. FRC 9111 Regis Records /Forum (2008 г.) - Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели; "Последняя весна" (Квартет имени Прокофьева; Наталья Бурнашева (меццо-сопрано), Александр Иванов (кларнет), Сергей Бубнов (флейта) 12. NF/PMA 9964-65 Northern Flowers (2008 г) - Струнные квартеты [2 CD - полное собрание] (Илья Иофф, Елена Раскова, Лидия Коваленко, Алексей Масарский) 13. CR 991091 FPRK Kuenstlerleben Foundation/Relief (2007 г.) - Секстет для духовых инструментов и арфы; Пассакалия и Фуга для октета; "Анюта", сюита из музыки к кинофильм; 14. NF/PMA 9957 Northern Flowers (2008 г.) - Фантазия на русские народные темы; Славянская рапсодия; Симфониетта для струнного оркестра; Каприччио на английские темы (Большой Симфонический оркестр Всесоюзного Радио. Дирижер Александр Гаук; Оркестр Московской Филармонии. Дирижер Самуил Самосуд) 15. PH06065 - Profil Medien (2007 г.) - Тема и 8 вариаций (Staatskapelle Dresden. Дирижер Кирилл Кондрашин) 16. 8.570195 Naxos (2007 г.) - Симфония No. 1 (1947); "Лес шумит", сюита из музыки к радиопостановке; "После бала", сюита из музыки к радиопостановке (Академический Симфонический оркестр Волгоградской Филармонии. Дирижер Эдуард Серов; Симфонический оркестр Саратовской Государственной Консерватории. Дирижер Кирилл Ершов) 17. NF/PMA 9946 Northern Flowers (2006 г.) - Концерт для скрипки с оркестром (Симфонический Оркестр г. Оденсе (Дания). Дирижер Эдуард Серов; Виктор Пикайзен (скрипка)) 18. 8.557727 Naxos (2006 г.) - Концерт для фортепиано с оркестром; Концерт для кларнета и камерного оркестра; "Знаки Зодиака" (Камерный оркестр Российской Академии Музыки; Дирижер Тимур Мынбаев. Ольга Соловьева (фортепиано), Яна Иванилова (сопрано), Антон Прищепа (кларнет)) 19. CR 991080 FPRK Kuenstlerleben Foundation/Relief (2005 г.) - Симфония No. 2; Симфония с арфой (Большой Симфонический Оркестр им. П.И.Чайковского (Большой Симфонический Оркестр Гостелерадио СССР); Дирижер Владимир Федосеев; Эмилия Москвитина (арфа)) 20. MEL CD 10 00944 «Фирма Мелодия» (2005 г.) - Соната для виолончели и фортепиано; "Лирика Пушкина"; Партита для виолончели и камерного ансамбля (Б.Чайковский (фортепиано, клавесин), Мстислав Ростропович (виолончель), Галина Вишневская (сопрано)) 21. TROY 749 Albany Records (2005 г.) - Соната для фортепиано No. 1, Соната для фортепиано No. 2; Сонатина; "Восемь детских пьес"; "Пентатоника", "Натуральные лады" (Ольга Соловьева (фортепиано) 22. NF/PMA 9928 - Northern Flowers (2005 г.) - "Последняя весна" (Людмила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано), Адиль Федоров (кларнет), Наталья Сечкарева (флейта)) 23. CHAN 10299H Chandos Records (2005 г.) – «Севастопольская Симфония», "Ветер Сибири", "Музыка для оркестра" (Большой Симфонический Оркестр Гостелерадио СССР, Дирижер В.Федосеев) 24. TROY 731 Albany Records (2005 г.) - Концерт для виолончели с оркестром, Сюита для виолончели соло, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Валентин Фейгин (виолончель); С.-Петербургский Камерный оркестр, дирижер Эдуард Серов; Игорь Жуков (фортепиано), Григорий Фейгин (скрипка)) 25. CR 991076 FPRK Kuenstlerleben Foundation/Relief (2004 г.) - Концерт для фортепиано с оркестром; Cимфоническая поэма "Подросток", Каприччио на английские темы (Большой Симфонический Оркестр Гостелерадио СССР. Дирижер В.Федосеев Б.Чайковский (фортепиано)) 26. CDA67413 Hyperion Records (2004 г) - Симфониетта для струнного оркестра; Камерная симфония; Шесть Этюдов для струнных и органа; Прелюдия "Колокола" (Академический камерный оркестр "Musica Viva", Дирижер Александр Рудин, Людмила Голуб (орган)) 27. "Артель "Восточный ветер" (2004 г.) - Концерт для виолончели с оркестром (Иван Монигетти (виолончель). Русский Симфонический Оркестр. Дирижер М.Ростропович) 28. CDBMR 308272 Boheme Music (2003 г.) - Соната для виолончели и фортепиано (Александр Рудин (виолончель), Марина Бутир (фортепиано)) 29. NF/PMA 9918 Northern Flowers (2003 г.) - Камерная симфония, "Знаки Зодиака", Четыре Прелюдии для камерного оркестра, Концерт для кларнета и камерного оркестра (С.-Петербургский Камерный оркестр, дирижер Эдуард Серов; Маргарита Мирошникова (сопрано), Григорий Корчмар (клавесин), Адиль Федоров (кларнет)).

Ответить

Дмитрий | 07.11.2015 14:22

Всех исполнителей музыки Бориса Чайковского, наверное, необязательно было в статье перечислять. Хотя имя Александра Гаука или название Квартета им. Бородина меломанам о многом говорит. Что касается учеников Бориса Чайковского в РАМ, то их вообще было не так много: кроме указанным Вами, еще четверо. Причем мне лично (думаю, не только мне) имена указанных Вами учеников ни о чем не говорят. А вот произведение другого ученика - Станислава Прокудина - у меня есть на диске в исполнении виолончелиста Александра Рудина. А наиболее известный из учеников Бориса Чайковского - Юрий Абдоков - профессор Московской Консерватории, кандидат искусствоведения, автор многих статей и монографии.

Ответить

Корж Владимир | 26.09.2016 09:57

Всех исполнителей, может, и не надо, а Серова, Мирошникову, Захаренко - обязательно.

Ответить

Дмитрий | 07.11.2015 16:16

И, кстати, насколько мне известно, как пианист Борис Чайковский Консерваторию не оканчивал, хотя, действительно, занимался в классе фортепиано выдающегося пианиста и педагога Льва Оборина.

Ответить

Владимир Корж | 21.09.2016 09:36

Слушаю Бориса Александровича с середины 70-х, когда появились пластинки с его произведениями. Знаю всего - люблю Многие темы его сочинений 2преследуют" меня постоянно. Как, скажем, "Не чуралася я в ночи окаянных мест..." Вот моё четверостишие, посвящённое композитору: "Я нашёл Вас не в залах - в "Уценённых товарах", Где в конверте без вкладыша крылась Ваша душа, Рядом с пряжкой негодной, рядом с шкуркой безродной, Рядом с пёсикоштопором, рядом - с Д.Ш." Любимое сопрано - Маргарита Мирошникова.

Ответить

Корж Владимир | 26.09.2016 09:43

Вероятно, кантата создавалась конкретно для Мирошниковой (Борис Александрович дважды - в 1982 и 84-м - "присылал её в Днепропетровск специально для меня"), а "Лирика Пушкина" - для Лидии Захаренко. В конце 70-х была в продаже пластинка с записью авторского исполнения фортепианного концерта, но без указания имени дирижёра - возможно, беглого Кондрашина - лучшее исполнение на сегодняшний день. Отклоняясь слегка от темы, отмечаю и исполнение 14-й Шостаковича с Мирошниковой как лучшее. После него, видимо, Чайковский ею и заинтересовался. В 1989-м(?) услышал по четвёртой программе московского радио нечто знакомое - "Четыре стихотворения Иосифа Бродского". До этого знал "Четыре прелюдии для оркестра". К сожалению, не расслышал имени сопрано. А исполнение было прекрасное! Четверостишие без ошибок: Б.Ч. Я открыл Вас не в залах, - в "Уценённых товарах", Где в конверте без вкладыша крылась Ваша душа. Рядом с пряжкой немодной, рядом с шкуркой безродной, Рядом с пёсикоштопором... рядом с Д.Ш.

Ответить

Владимир Корж | 28.09.2016 09:29

Дивясь чьему-то снобизму, мы естественно впадаем в свой (антиснобизм тоже снобизм), - подчёркиваем в первую очередь "суперзвёзд", не чуравшихся нашего "предмета"... Неплохо было бы также провести сравнительный анализ теперешней исполнительской "школы" со "старой", современной произведениям композитора. Некоторые вещи ("Прелюдии для оркестра" и др.) жалко слушать в новейших интерпретациях. Ясно, что прежнего не вернёшь, но не упускать его из виду мы обязаны.

Ответить

В.К. | 01.10.2016 11:31

Два слова о борисочайковсковедении. Советское музыкознание не торопилось поверять алгеброй гармонию (полифонию и пр.) Бориса Чайковского видимо и потому, что там (как, скажем и у Петра Чайковского) нечего и проверять: таинство остаётся таинством, сколько его ни препарируй. Его музыка больше располагает к обсуждению мировоззренческих, мироощущенческих проблем. Были, были статьи в периодике и даже целые главы в монографиях ("Симфонические искания..." Арановского) и прочих капитальных изданиях. Но особую благодарность я - академический слушатель - испытываю к составителям и авторам аннотаций на оборотах конвертов с пластинками. Беру наугад пластинку... "Симфония №3, "Севастопольская". Тираж 5000. Цена 1 руб 45 коп (1984), 0-70 коп (1986), 0-35 коп (1988), 0-18 коп (1989). Здесь же - большой и толковый комментарий за подписью "В. Лихт" (лично для меня это не пустой звук). А вообще вышеприведённый хронограф это даже не памятник эпохи, а - памятник человечеству всех эпох! Не была обойдена вниманием и личность композитора - скажем, в интервью. Насколько помнится, в одном из них ("Московскому рабочему" то ли "Молодому рабочему") композитор прямо (по-рабочему) высказывает своё отношение роли мелодии и даже "напрямую" выводит себя из Прокофьева. И как мне кажется, не безосновательно. У меня под рукой тогда оказалась пластинка, купленная там же за 20 коп, с записью Сонаты для виолончели соло последнего, внимательно прослушав которую я согласился с Борисом Александровичем. В те же восьмидесятые прошёл по телевидению замечательный фильм о нём - "живом и невредимом" и даже в домашних тапочках... Так что непопулярность его - вещь кажущаяся, в значительной мере связанная с нашим, так сказать, неполным знанием прихотливостей Вселенной.

Ответить

В.К. | 01.10.2016 12:49

Прекрасное выступление самого Чайковского в печати - эссе в "Книге о Свиридове". Обоянием личности Чайковского "дышат" многие страницы монографии Софьи Михайловны Хентовой о Шостаковиче.

Ответить

В.К. | 03.10.2016 09:22

Да, присылал мне Борис Александрович и Галину Писаренко с "Лирикой Пушкина". В зале народу было не густо, и мне всё казалось, что она смотрит только на меня и "разговаривает" именно со мной. Ну да, а с кем же ещё?.. Как и вся музыка нашего дорогого Б.Ч.

Ответить