< №12 (149) Декабрь 2016 >
Логотип
ЖИЗНЬ ШКОЛЫ

Стартовая отраслевая конференция

1–3 декабря проходил V Международный культурный форум. Впервые в его рамках состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Детская школа искусств – 2016: образование, управление, развитие». Одним из организаторов мероприятия стала Санкт-Петербургская детская школа искусств им. М.И. Глинки.

Как и ранее, идея форума принадлежит правительству Северной столицы, а если говорить об образовательном направлении – то профильную конференцию поддержали сразу несколько ведомств. Разумеется, это Комитет по культуре Санкт-Петербурга, выделивший соответствующую субсидию, Учебно-методический центр  развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга, Институт развития образования в сфере культуры и искусства (РОСКИ, Москва). Живо откликнулись Минкульт и Минобрнауки.

Ну а детская школа искусств им. М.И. Глинки стала одним из гостеприимных хозяев, в ее здании проходили круглые столы и обучающие семинары. Директор школы отметила солидный уровень участников – всего 320 человек со всех концов России: от Дербента до Архангельска, от Калининграда до Камчатки. Съехались специалисты органов управления культуры регионов, руководители методических служб, ДШИ, ДМШ, ДХШ, министерские работники. Пленарное заседание и последующие семинары начались с обозначения проблематики, которая существует в этой отрасли образования. «Мы изначально настраивались на то, чтобы конференция не пошла под маркой "как у нас все хорошо" и "как мы успешно развиваемся". Учитывали, какой регион и город находится в рейтинге по введению предпрофессиональных программ, насколько они важны для школ искусств. В Санкт-Петербурге мы все-таки делаем акцент на предпрофессиональной подготовке, потому что считаем ее более важной. В ней больше часов, и она соответствует продолжению обучения в средних и высших учебных учреждениях, чтобы дети вошли в профессию и мир культуры», – пояснила Алла Владленовна Никитина.

Вопросы и ответы

На конференции обсуждались существующие тенденции объединения ДШИ и ДМШ с общеобразовательными школами. И главное мнение выступающих – нельзя сокращать дополнительное образование даже при сложностях с финансированием. Схожая тема: недопустимость слияния профильных школ, ибо каждая из них – отдельный организм со своей историей, кадрами и заслугами.

Особая проблема, озвученная на профессиональной трибуне: в небольших городах, где отсутствуют творческие училища, выпускники уезжают в другие регионы и оседают там. Если в крупных городах проблема решается с помощью финансовой поддержки, разных программ и конкурсов, то в глубинке с этим большие трудности. Предложено решение – внедрение программы субсидий и жилья, по аналогии с молодыми медиками, по которой необходимо отработать в школе, давшей путевку в жизнь.

Не забыли участники обсудить и так называемые добровольные взносы. Многие представители ДМШ и ДШИ высказывались за восстановление официальной родительской платы за обучение своих детей. Но работники Минкульта РФ и Института развития образования сочли это нецелесообразным, а взносы – не выходом из сложившейся ситуации. 

Поднимался также вопрос по нормативам подушевого финансирования ДШИ как инструмента их государственного содержания. Выяснялись расчеты такого  финансирования, чтобы они не занижались и велись в соответствии с документами министерств. Кроме обязательной строки на поддержку школ, во многих регионах работают программы по субсидированию творческих мероприятий и конкурсов, как это практикуется в Санкт-Петербурге.

Генеральный директор РОСКИ Ирина Ефимовна Домогацкая рассказала о новом профессиональном стандарте преподавателя ДШИ, который вводится с 2017 года. Сейчас в нем также четко расписаны права и обязанности педагога и за соблюдением профстандарта руководство школы должно внимательно следить, дабы он соответствовал всем нормативам.

Участники конференции внесли в резолюцию решение о продолжении работы по выявлению и поддержке талантливых педагогов и детей. Сюда входят конкурсы среди лучших ДШИ и ДМШ, министерский конкурс на звание «Лучший учитель», президентская программа «Сириус» для одаренных детей. Наконец, договорились об обеспечении творческих связей в рамках трехступенчатой системы образования: школа – училище – вуз.

Как показательный пример Санкт-Петербургская детская школа искусств им. М.И. Глинки поддерживает давние творческие отношения со многими ссузами и вузами. К ним относятся музыкальное училище М.П. Мусоргского, музыкальное училище Н.А. Римского-Корсакова, музыкально-просветительский колледж им Б.И. Тищенко, с которым школа является учредителем ежегодного фестиваля «Петербургская осень». Среди вузов сотрудничает с Институтом культуры, чьи профессора устраивают мастер-классы и совместные концерты. Школа поддерживает молодых преподавателей, стимулирует их исполнительскую и педагогическую деятельность, в том числе по линии конкурса «Педагогические надежды».  

Рогов Владимир
31.12.2016


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: