< №11 (170) Ноябрь 2018
Логотип
ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК

ПУЛЬСИРУЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО BANG ON A CAN ALL-STARS

Американская экспериментальная супергруппа из нью-йоркского даунтауна показала программу Road Trip 25 октября в новом концертном зале «Зарядье». Эта программа к 30-летию ансамбля была представлена в Лос-Анджелесе, Бруклине и вот теперь в Москве.

В тот вечер была заявлена мультимедийная композиция на музыку Майкла Гордона, Дэйвида Ланга и Джулии Вулф – композиторов-сверстников, познакомившихся в Йельском университете, авторов и основателей проекта Bang on a Can (что можно перевести как «Бейте по жестянке»). И хотя «мульти», в общем-то, заметить не удалось (не считая художественно запускаемых паров на сцене, красивого света и некоторых текстов), программа воспринималась как вполне самодостаточная.

Немного досье. В 1987 году участники группы Bang on a Can провели первый 12-часовой концерт-марафон, а в 1992-м по инициативе Ивэна Зипорина на ее основе возникла группа Bang on a Can All-Stars из шести музыкантов. Исполнялись минималистские композиции, классика авангарда, эмбиент. Всемирную славу принесли динамичные выступления, где музыканты свободно сочетали наиболее инновационные проявления современной академической музыки, джаза, рока, этники, различные видеоматериалы (впрочем, в «Зарядье» решили обойтись без видео). Гастролируя в США и по всему миру, ансамбль разрушает представление о том, каким сегодня должен и может быть концерт. В 2005 году по версии газеты San Francisco Chronicle он был назван лучшим в США и самым сильным локомотивом современной музыки в стране. В Москве бывал неоднократно и собирал полные залы – несмотря на то, что играл далеко не простую музыку (в том числе на фестивале «Альтернатива-2003»). В «Зарядье» публики было немного, наверное, это объясняется недостаточной информированностью потенциальной аудитории. Все-таки новое место обживается не сразу. Зато многие из тех, кто пришли и были в курсе, составили продвинутую часть публики, представляющую то московское сообщество любителей и профессионалов новой музыки, в котором все знают всех. «Нас мало, но мы в тельняшках»…

Рассказывает Дэйвид Ланг: «Тридцать лет назад трое молодых композиторов (Дэйвид Ланг, Майкл Гордон и Джулия Вулф – И.С.) отправились в путешествие, назвав его Bang on a Can. После сотен тысяч миль и сотен новых произведений, звукозаписей, спектаклей, марафонов и летних фестивалей они все еще лучшие друзья и вместе в пути. Дорога ведет нас по стране – празднует свободу и тайну открытой магистрали. Грязная дорога, проселочная дорога, два переулка, супермагистраль… Место назначения неизвестно. Может быть, даже непознаваемо. Эта музыка о том, как мы понимаем путешествие, в которое мы отправились все вместе, и как мы готовимся к следующему путешествию в нашей жизни. Она имеет нечто общее с апокалипсисом. Но это самый счастливый апокалипсис, который я когда-либо видел».

В этот раз Bang on a Can All-Stars приехали без своего бывшего неофициального лидера, кларнетиста Ивэна Зипорина (уже лет шесть он не играет в составе группы). Эшли Бэтгейт (виолончель), Роберт Блэк (контрабас), Вики Чоу (клавишные), Дэйвид Коссин (ударные), Марк Стюарт (гитара) и Кен Томсон (бас-кларнет) действительно показали некое апокалиптически космичное шоу. Причем инструменталисты периодически еще и пели либо декламировали тексты. Обычно декламация с музыкой сложно сочетаема, но здесь это слушалось органично.

«Путешествие» состояло из 9 пунктов: Violin/Brooklyn, Triple A, Wind in my hair, Interstate, Plains, We are driving, Under the stars, Moose Unseen и Arrival. Было много минималистских фактур, переливающихся различными оттенками одного и того же; в какой-то момент изысканно устроенная музыкальная материя складывалась из отдельных звуковых точек, это было невероятно красиво. И вдруг – сонористический «хаос»… Наверное, самым специфичным и излюбленным приемом стали всевозможные полиритмические пульсации, создающие ощущение турбулентности музыкального пространства (среди них особенно часто встречалась «три на четыре» – не самая простая для исполнителей). Ближе к концу вечера в композиции Under the stars все участники ансамбля заиграли на гавайских гитарах укулеле, и это тоже было в тему музыкального путешествия.

В разное время музыканты Bang on a Can All-Stars в числе прочих сотрудничали с Филипом Глассом, Стивом Райхом, Луи Андриссеном, Орнеттом Коулманом. Особую известность получили их интерпретации In C одного из пионеров минимализма Терри Райли и Music for Airports отца эмбиента Брайана Ино. Так или иначе, следы всех этих взаимодействий ощущаются и сегодня. Что касается минимализма, то его идея репетитивности (перманентной повторности паттерна с минимальными изменениями) обросла атрибутами других стилей (вплоть до авангарда) и заметно усложнилась – до такой степени, что могла бы ассоциироваться, скорее, с максимализмом, если бы направление под таким названием существовало.

По-видимому, в акустике зала «Зарядье» есть свои особенности. По какой-то причине рояль с поднятой крышкой развернули в противоположную от слушателей сторону, из-за чего барабаны его явно забивали (причем иногда пианистку и вовсе не было слышно).

Надо отдать должное смелости организаторов приезда Bang on a Can All-Stars – ведь зал рассчитан, прежде всего, на академическую публику, а тут – такая крутая альтернатива, объединяющая репетитивность минимализма, энергию рока и много чего еще, – стилистических границ для американской группы не существует. Сначала слушатели реагировали довольно сдержанно, в чем чувствовалась какая-то усталость, а может быть, и пресыщенность впечатлениями. Однако под конец музыкантам удалось вывести аудиторию из инертного состояния, и зашкаливающие аплодисменты были тому свидетельством. Вспоминаются слова моего старшего коллеги, музыкального журналиста Аркадия Петрова, ныне пребывающего в ином (и хотелось бы надеяться, лучшем) мире: «Музыку надо слушать разную». И тогда сознательная установка нью-йоркского ансамбля на стирание всяческих границ не покажется шокирующей. Так или иначе, посетить концерт стоило: когда же еще услышишь столь качественную альтернативу академическому музыкальному истеблишменту…

На снимке: Ансамбль Bang on a Can All-Stars

Фото предоставлено пресс-службой МКЗ «Зарядье»

Северина Ирина
30.11.2018


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: