< №4 (31) Апрель 2006 >
Логотип
КОНФЕРЕНЦИЯ

УРОКИ ВСТРЕЧ В КАЛИНИНГРАДЕ

О конференции в Калининграде мы беседовали не только с калининградцами, но и с москвичами. В их числе – скрипичный педагог Фихтенгольц Наталья Михайловна: старший преподаватель Государственной классической академии имени Маймонида, преподаватель Академического музыкального училища при Московской консерватории и ДМШ этого училища. Ее «общий класс» составляют 11 учеников от 6 до 18 лет. В Калининграде Наталья Михайловна была председателем жюри струнно-смычковых инструментов, давала мастер-классы, посещала концерты, встречалась с коллегами, и теперь, по прошествии некоторого времени, обобщает свои впечатления в интервью нашей газете.

- Наталья Михайловна, какова ваша общая оценка события? Для кого оно было важнее – для калининградцев или участников из других городов?

- Это было важно и для одних, и для других. Первой целью калининградцев, конечно, было получить какую-то подпитку извне, из больших городов, так как калининградские педагоги понимают, что замкнутость может привести к застою. А этого допустить никак нельзя – там работают талантливые преподаватели и учатся талантливые дети.

Для руководства, для методического центра Калининграда это, безусловно, солидная заявка на будущее. У них есть летний фестиваль, который называется «Балтийская палитра»: я там была три года назад, и уже тогда прослеживалась тенденция организовывать интересные проекты с привлечением педагогов из разных городов, чтобы получить ретроспективу мнений, связанных с различными направлениями в педагогике. Как мне кажется, организаторы этой конференции видят в будущем Калининград центром для проведения подобных форумов – сначала всероссийских, а потом, может быть, и международных. Такая цель реальна хотя бы потому, что этот город удачно расположен - на границе России и европейских стран, - и проводить там международные встречи очень удобно.

- Наталья Михайловна, если все будет развиваться так, как вы сказали – сначала всероссийский, потом международный уровень, - насколько вас и ваших московских коллег заинтересовали бы такие встречи, конференции, или вам это не нужно?

- Столичным педагогам такие встречи нужны не менее, чем маленьким городам. Сама наша профессия предполагает постоянное общение, ведь она направлена на то, чтобы передавать знания «из рук в руки», чтобы делиться опытом, наработками, поэтому подобные встречи могут быть интересны и в чисто творческом, и в человеческом плане. Да и сейчас моя поездка в Калининград никоим образом не выглядела как: «пригласили – приехала - дала мастер-классы - посидела в жюри – уехала».

У меня давние контакты с Калининградом, я очень уважаю и ценю своих калининградских коллег – среди них есть блестящие музыканты. В частности, с удовольствием назову Александра Андреевича Андреева. Это крупный музыкант, прекрасный скрипач , он возглавляет струнный отдел в Калининградском музыкальном колледже, руководит камерным оркестром ,показывает прекрасную педагогическую работу со своими учениками. У младших ребят я могу назвать, например, такого опытнейшего педагога, как Зоя Ивановна Глибка. И еще: во время конференции прошел концерт виолончелистов, приуроченный к 60-летию ДМШ имени Глиера, на базе которой конференция и проводилась. На этом концерте были просто изумительные показы. У Светланы Григорьевны Грибовской прекрасный ансамбль виолончелистов. Моя коллега, виолончелистка Ольга Борисовна Галочкина, которая проводила мастер-классы в первые дни конференции, с большим интересом работала с учениками Натальи Борисовны Фоменко, Светланы Валентиновны Ивановой, Татьяны Васильевны Оболенской. В Калининграде целый ряд музыкантов заслуживает самых восторженных слов, они действительно мастера.

- Что вы можете сказать о детях, с которыми занимались на мастер-классах?

- Я занималась и с маленькими детьми, и с 17-18-летними студентами колледжа, репертуар был разный - от типично школьного до сольных сонат и партит Баха (то есть диапазон огромный). И могу с полной ответственностью сказать, что все они - в хорошей форме, хорошо подготовлены. Причем не только в плане беглой игры на инструменте: они хорошо воспринимают информацию, обладают живостью интеллекта, музыкальностью и большой мобильностью. Все это говорит о том, что их хорошо учат. И все это ребята демонстрируют прямо на уроке, в течение 30-40 минут, на публике - в присутствии полного зала!

- Вы сказали, что три года назад были на «Балтийской палитре»: тоже с мастер-классами? Не было ли среди нынешних ваших ребят-калининградцев тех, кого вы видели три года назад? Можете ли вы что-то сказать об их росте?

- Да, я преподавала на фестивале и тогда впервые занималась с Юлией Гофер. Сейчас она уже взрослая девушка, студентка второго курса училища. Ее педагог - Михаил Васильевич Тимофеев - один из основных педагогов Калининградского колледжа, человек ищущий, любознательный. В этот раз Юлия показывала сольного Баха. Мне очень интересно было с ней работать, потому что она может воспринимать моменты, которые обсуждаются обычно с вузовскими студентами – например, проблемы баховской фразировки, стилистики, мелизматики. Я думаю, в самое ближайшее время мы с ней встретимся, потому что скоро я буду преподавать в Летней академии в Костомукше, и ее педагог, и она выразили желание продолжить наши занятия. Когда занимаешься с учеником в каком-нибудь удаленном от Москвы городе, а через какое-то время возвращаешься и видишь, что тебя не забыли - это приятно. Очень ценны добрые дружеские контакты между коллегами, я очень ими дорожу.

И еще одно яркое впечатление от ученика было в Калининграде. В рамках конференции мы слушали концерт студента 2 курса Музыкального колледжа им. Рахманинова ( класс А. А. Андреева) Вартана Маилянца, он выступал с 40-минутной программой, которую обыгрывал для участия в Международном открытом конкурсе «Учитель и ученик», учрежденном «Ассоциацией классического наследия». Замечательно талантливый юноша! Ему пока не хватает еще школы, отточенности исполнения, опыта, наконец. Но дарование его таково, что и на конкурсе он, при всех своих недостатках владения инструментом, выглядел очень привлекательно, что и было отмечено Почетным дипломом. Это тот самый случай, когда из мальчика может вырасти очень хороший, яркий концертный исполнитель.

- Насколько серьезно и строго вы работали как член жюри Калининградского областного конкурса?

- Я всегда работаю одинаково, всегда стараюсь быть абсолютно беспристрастной - вне зависимости от того, слышала я раньше того или иного участника или нет. Есть определенная шкала профессиональных требований, которую ни при каких условиях нельзя нарушать. Если по каким-либо причинам это нарушение происходит, возникает страшный перекос в оценках, это может повредить и участникам конкурса – вызвать непонимание результатов (почему так, а не иначе). Любое свое действие всегда надо уметь аргументировать. Мне кажется, что человек, волей судьбы облеченный полномочиями судьи. Всегда должен быть готов к диалогу со слушателями конкурса, со своими коллегами по жюри, с конкурсантами.

Обычно юношеские конкурсы предполагают своеобразный «разбор полетов» - после них всегда устраивается что-то вроде круглого стола, когда любой участник, любой педагог, любой присутствующий в зале может задать членам жюри вопросы и попросить объяснить свои решения. Надо отдавать себе отчет в том, что ты должен четко, беспристрастно и доброжелательно все объяснить. Мне достаточно много приходится работать на конкурсах – и как председателю, и как члену жюри, - и это один из ключевых моментов: член жюри должен отвечать за каждый выставленный бал и за любое свое действие и слово.

- Если форум в Калининграде будет разрастаться, вам как скрипачу было бы интересно увидеть представителей своей профессии из каких-то конкретных городов? Назовите города, в которых, по вашему мнению, работают интересные педагоги – те, с кем вы бы хотели встречаться в Калининграде?

- География моего личного общения большая, у меня много друзей среди коллег, с которыми я поддерживаю постоянный контакт. Я всегда рада встрече с ними. И, конечно, есть еще масса интересных музыкантов, с которыми мне было бы интересно познакомиться и встречаться. Я думаю, что Москва и Петербург – это те города, которые и так переполнены всяческой информацией. А вот малые города…

- Мне казалось, третьим городом вы назовете Новосибирск?

- В Новосибирске великолепная скрипичная школа. Интересно было бы пообщаться с новосибирцами, это могли бы быть очень интересные творческие контакты. Там сильная кафедра в консерватории, которую возглавляет профессор Гвоздев, я его глубоко уважаю, там великолепные традиции, которые не уступают московским и петербургским. Там работает один из самых ярких педагогов в нашей стране Марина Александровна Кузина-Койфман. Наверное, именно такие педагоги должны приезжать в Калининград, потому что их опыт бесценен.

Но надо учитывать интересы многих сторон. Конечно, на таких форумах должны присутствовать яркие, известные всей стране мастера. Но, как мне кажется, не менее важно знакомство с педагогами малых городов. Многие из них показывают прекрасную работу, но их имена не известны за пределами их родного города. И я думаю, что такие конференции делаются для них – для тех, кто работает очень хорошо, но кого почти не знают. Вот их бы вытащить! Я думаю, что калининградцы нашли ту форму общения, которая одинаково интересна и полезна всем - и хозяевам, и гостям, и детям, ради которых мы все трудимся.

Бугрова Ольга
01.04.2006


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: