МЕНЕДЖМЕНТ
Современные управленческие технологииВ современных социокультурных условиях России действенность развития системы начального художественного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление образовательными учреждениями – школами. Для успешного решения стоящих перед обновляющейся школой задач требуются, с одной стороны, адекватное понимание функционирующей системы управления, а с другой – внедрение в практику развивающейся школы новейших научно-педагогических достижений в области управления. ![]() Центральное место в решении многих задач развития внутришкольного управления принадлежит, прежде всего, руководителю школы и преподавателю. И основные проблемы управления образовательным процессом в школе решаются только через повышение компетентности профессионального мастерства преподавателя и руководителя. Однако, как показывает практика и опыт социально-экономической перестройки в стране, существует реальная опасность внешней, формальной реорганизации системы управления. Содержание статьи представляет собой попытку найти и показать на примере результатов работы нашей Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел возможные «точки взаимопроникновения» школьного управления и современных новых управленческих технологий. Анохин
А.Ю. – директор Орловской
детской школы
В конце 80-х годов мы, как и многие образовательные учреждения, оказались почти целиком предоставлены сами себе и начали самостоятельно вырабатывать пути выживания и развития. Как школа смогла не только выжить, но и начать стремительно развиваться? Здесь уместно процитировать всемирно известных специалистов в области управления С.Норткота Паркинсона и М.К.Рустомджи, которые в своем бестселлере «Искусство управления» писали: «Есть немало организаций, в которых не принято рисковать и где нет угрозы оказаться на мели. Если только не случится что-нибудь из ряда вон выходящее... Но руководители таких организаций заблуждаются. Предприниматель не может не расширять и не совершенствовать производство, иначе его ждет снижение активности и закрытие дела. Нужно идти на риск. Обстановка должна быть такой, чтобы люди всегда чувствовали поддержку руководителя, чтобы они были настроены искать что-то новое, проявляли инициативу, действовали решительно, не боялись рисковать». Примерно так мы и решили действовать: овладевать искусством управления не формально - на бумаге, - а на деле. На момент больших перемен у школы было немалое преимущество - деловая репутация в городе и области, которая зарабатывалась годами успешной работы. Статус и традиции школы наряду с высококвалифицированным педагогическим коллективом и академической методикой обучения дали основу для формирования новой концепции развития школы и обеспечили ей длительный успех на рынке образовательных услуг. Специфика художественной школы была для нас чрезвычайно важна. Поэтому с расширением и реорганизацией школы нам предстояло, не выходя из области обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, создать новую образовательную систему. Итак, концепция развития школы сформировалась как полноценная, всесторонняя реализация идеи сохранения и развития региональных художественных и ремесленных традиций, обеспечивающая высокий уровень начального художественного образования в соответствии с индивидуальным выбором, обусловленным склонностями и способностями учащихся. Разработана целостная структурная образовательная модель школы изобразительных искусств и народных ремесел. Она включает в себя структуры, финансируемые из бюджетных средств, и самоокупаемые структуры. Все создаваемые подразделения школы работают в единстве друг с другом и по образовательной программе, основанной на преемственности художественных традиций. Системообразующим ядром данной модели являются два ведущих процесса: освоение академического изобразительного искусства и освоение народных ремесел. Открытие нового отделения народных ремесел позволило нам вплотную подойти к осуществлению углубленного комплексного освоения материальной и духовной традиций народа. Мы считаем, что именно обращение к изучению русских народных традиций способно заполнить нынешний идеологический вакуум, а также по-новому решить воспитательные задачи. Здесь стоит особо подчеркнуть разнообразие форм и методов проводимой в школе воспитательной работы: массовые праздники и практические занятия, тематические выставки и ремесленные ярмарки, выездные пленэры и экспедиции, встречи с известными народными мастерами, художниками и многое другое. В городе Орле сложилась система непрерывного художественного образования: школа – училище – вуз. Открытие новых специальностей в средних и высших учебных заведениях, уровень требований на сдаче вступительных экзаменов в них стали для нас независимой формой оценки качества школьного образования. Это не могло не стимулировать работу по модернизации образования, организации инновационной деятельности в школе. Отсутствие государственных стандартов в системе дополнительного образования не ограничивало, а расширяло академические свободы образовательного процесса. По мере реализации этих целей и задач накоплен значительный опыт, позволивший найти свои подходы к планированию учебного процесса, создать авторские учебные программы, которые сегодня успешно пропагандируются как в Орловской области, так и за ее пределами. В
нашей школе образовательный
процесс осуществляется поэтапно. Задача
образования на каждой из трех ступеней
формируется, исходя из возрастных возможностей
учащегося. ![]()
На
подготовительном отделении опытные
преподаватели вводят в мир изобразительного
искусства самых маленьких
Основное
значение в учебном процессе школы
отводится дисциплинам Учащиеся отделения народных ремесел имеют уникальную возможность одновременно получать не только художественное начальное образование, но и серьезные навыки владения ремеслом по профилю выбранной ими мастерской: кружевоплетения, ткачества, вышивки, резьбы по дереву, лозоплетения, гончарного дела. В школе создается комплексная система обучения. Народная культура постигается учащимися через синтез зрительных и слуховых образов на уроках специально разработанного курса «Изобразительный и музыкальный фольклор». Для удовлетворения интересов учащихся в процессе обучения реализуются дополнительные программы и курсы:
Предлагаемые новые предметы реально способствуют формированию творческой личности, на деле подтверждают внедрение системы вариативности в образование.
Однако главным пунктом наших планов оставалось строительство нового здания по специальному проекту, где можно было бы организовать единый учебный процесс для всех подразделений школы. Разработка и реализация перспективной программы развития школы, проектирование и строительство нового здания совпали во времени. В 2001 году мы торжественно праздновали новоселье на четырех тысячах квадратных метров. Школа получилась очень привлекательной по общему замыслу и разумно спланированной, в ней есть все, чтобы комплексно применить достижения современной педагогической науки и практики. А главное - новое здание позволило, наконец, объединить разрозненные части школы в единое целое. Школа имеет прекрасный выставочный зал (200 кв. метров), конференц-зал со стеклянным куполом, библиотеку с читальным и видео-залами. Отдельное помещение выделено для школьного буфета.
Технологические мастерские по
скульптуре, обработке древесины,
обжигу глины, запарке лозы
и другие расположены в * * * Для
того чтобы родители приводили к
нам своих детей, надо обеспечить
им комфортабельные условия В
системе дополнительного На примере нашей школы мы можем говорить о внедрении маркетинговых элементов в управление образовательным процессом. Маркетинговое управление школой обеспечивает оптимальный и стабильный доход, так как все большее число горожан привлекается к приобретению платных образовательных услуг. Наша школа из-за длительного дефицита бюджетного финансирования также вынуждена была искать другие источники поддержания учебного процесса - муниципальные средства, средства предприятий, частных лиц и так далее. Для этого пришлось заняться изучением рынка дополнительных образовательных услуг, чего не требовалось делать раньше ни одной школе. Опыт работы в системе непрерывного художественного образования показал: чем больше учащихся ориентировано на дальнейшее обучение в художественных училищах и вузах, тем больше приток в школу учеников. При этом необходимо учитывать запросы учащихся на получение разнообразных и качественных знаний. Идея человеческих нужд и потребностей является социально-экономической основой маркетинга. В
настоящее время многие руководители
образовательных учреждений проявляют
все больший интерес к Мы убеждены, что государство не может отдать образование на откуп рынку, оно должно оставлять за собой бюджетные обязательства и право регулировать рыночные отношения в этой отрасли. Доказательство - пример нашей школы. Быть ли новому зданию художественной школы в городе Орле - это зависело, в первую очередь, от социально продуманной политики, проводимой в Орловской области. Нам повезло - нашей школе помогали и помогают многие представители областных, муниципальных структур, художники, руководители предприятий и родители наших учащихся. Реализуемая
нами новая образовательная модель
потребовала модернизации всей системы
внутришкольного управления,
изменения ее структуры.
Формирование системы управления нашей
школой определяла как расширенная образовательная
система, так и все связи и отношения, которые
сложились внутри школы и с окружающей
средой. ![]() Новая
модель внутришкольного управления
определяет четкое распределение функций
каждого участника управления в
целостном образовательном На уровне школы научно-методические и творческие проблемы решают методический и художественный советы. В состав советов входят представители администрации, руководители методических объединений, представители творческих организаций, ведущие преподаватели и мастера производственного обучения. Сегодня освоение менеджмента позволяет уйти от вертикальной командно-административной системы управления и перейти на горизонтальную, профессиональную систему сотрудничества. В основе новой системы лежит корпоративный стиль управления, учитывающий интересы каждого человека. Моральное и материальное стимулирование человека стало и стратегией, и тактикой в современной управленческой деятельности. Для этого в школе есть источники материальной поддержки: бюджетные, надтарифный фонд; внебюджетные, за счет средств от деятельности, приносящей доход. В результате практики последних лет можно выделить следующие источники внебюджетного финансирования нашей школы:
Возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами, получаемыми за счет средств от деятельности, приносящей доход, способствовала освоению финансово-экономических приемов в управлении школой. Помимо финансовых ресурсов важно учитывать состояние таких «материальных» ресурсов образовательного учреждения, как технический персонал, помещения и оборудование. Эффективное управление этими ресурсами - важный показатель деятельности школы. Для решения всех финансово-хозяйственных вопросов школой заключен договор с централизованной бухгалтерией, специалисты которой имеют экономические знания в области финансового менеджмента. Они активно помогают нам сохранять конкурентоспособность школы в рыночных условиях. К
моменту очевидных изменений
в образовательной деятельности
и в системе управления сохраняется
неполнота и противоречивость нормативной
правовой базы в сфере образования.
В последнее десятилетие Сегодня наша школа изобразительных искусств и народных ремесел органично вписалась в образовательное пространство города Орла и Орловской области, стала одним из ведущих учебных заведений дополнительного образования. Мы с уверенностью смотрим в будущее, так как наши преподаватели, наши методики обучения востребованы на рынке образовательных услуг, а наши выпускники – на рынке труда. В заключение хочу повторить, что от уровня профессионализма и компетенции руководителя и педагогического коллектива школы во многом, если не во всем, зависит как дальнейшая судьба каждого образовательного учреждения, так и путь развития системы начального художественного образования по всей стране в целом. Наше будущее в наших руках, и мне хочется пожелать нам всем успеха на этом сложном пути. Вместе у нас все получится. Здоровья и удачи нам всем! Анохин А.Ю.01.11.2006 |