< №8 (46) Август 2007 >
Логотип
ГОРЯЧАЯ ТЕМА

«ДЕТИ – АРТШКОЛА - РАЗВИТИЕ»

8 - 9 июня в Москве проводился Общественно-государственный конгресс «ДАР: Дети – Артшкола – Развитие». Инициатором его созыва выступила Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств (НАИ). Инициативу поддержало Балакиревское общественное движение за творческие права детей (БОД). В работе конгресса участвовали представители образовательных учреждений художественного образования детей из 30 регионов России и ряда органов федеральной власти. В рамках конгресса состоялась Всероссийская открытая конференция, на которой была проведена перерегистрация членов НАИ, определены основные направления деятельности ассоциации и ее информационной политики. О работе конгресса рассказал исполнительный директор НАИ, Почетный работник общего образования РФ Эдуард Рубенович Дарчинянц.

Состав Правления Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств

Дарчинянц Э.Р., исполнительный директор НАИ;

Бронзович В.А., директор ДШИ им. М.А.Балакирева г. Волгограда;

Мильтонян С.О., ведущий преподаватель и методист Тверского музыкального областного училища им. М.П.Мусоргского;

Гущенков П.М., преподаватель ДШИ им. М.А.Балакирева г. Москвы;

Федоренко Ю.М., директор Царскосельской гимназии искусств г. Санкт-Петербурга;

Комарова Л.Н., директор ДШИ им. М.А.Балакирева г. Москвы;

Игумнов Д.Л., председатель Объединенного профсоюза работников детских школ искусств г. Москвы;

Елисеева И.Е., председатель Комитета профсоюза работников культуры г. Тольятти Самарской области;

Кузнецова Н.А., директор Гимназии искусств г. Вельска Архангельской области;

Гурьянова Л.Ю., директор ДШИ «Малая академия искусств» г. Казани Республики Татарстан;

Скрябина Г.Г., директор Гимназии искусств г. Рубцовска Алтайского края.

- Тему конгресса мы определили так: «О реализации принципов государственной политики в области творческого художественного образования детей». Основной целью поставили совместный анализ темы и выработку эффективной методики и новых форм делового сотрудничества в этом важном направлении. На конгрессе обсуждались и насущные проблемы детских школ искусств, и итоги деятельности созданных рабочих групп конгресса, и что особенно важно – «Организация в России эффективной системы общественно-государственного сотрудничества в интересах реализации принципов и необходимых гарантий государственной политики в области творческого художественного образования детей».

Главная тема конгресса выстрадана годами искусственного отторжения общества и его структур от государственной политики в области образования, той политики, которая, между тем, призвана обеспечивать интересы именно гражданского общества и именно человека-гражданина. В законе «Об образовании» РФ в одной из первых статей перечислены принципы политики государственного управления образованием – их всего шесть. У нас вызывает сомнение то, что они вообще каким-то образом выполняются. В частности, например, принцип сохранения единого образовательного пространства на территории всей России. Для системы художественного образования этот принцип давно погребен. Ведь детские школы искусств, художественные и музыкальные школы находятся на муниципальном уровне, и получается, что их проблемами должны заниматься лишь муниципалитеты, а федеральные органы власти не обязаны «снисходить» до них. Еще один очень важный принцип – государственно-общественное управление образованием. Этот принцип неизменно сохранялся в законе, несмотря на его неоднократные модернизации. Мы задались вопросом, как же он реализуется? А никак. Государство, вроде, взяло на себя функции управления, но на самом деле никакого управления нет. Однако и общественность к управлению не подпускается. Создавшаяся ситуация и вызвала потребность созвать конгресс.

В течение 11 лет мы не сидели сложа руки. Ежегодно проводились конференции и семинары - общероссийские и межрегиональные - по нашим проблемам, на которые приглашались представители министерства, федерального агентства и т.д. Мы находимся в постоянном контакте с такими, например, организациями, как Международная академия информатизации, которая готова оказывать нам помощь в вопросах модернизации ДШИ, как Российская академия образования в лице Института художественного образования, как ЦК Российских профсоюзов работников культуры. В ноябре этого года мы планируем провести Международную научно-практическую конференцию по вопросам модернизации, реформирования, гуманизации художественного образования.

Общественные силы на всей территории России вместе с нами и самостоятельно начали объединяться, поняв, насколько опасна для нашей системы образования ситуация, когда фактически никакого управления нет, когда школы ликвидируются или переводятся в подчинение органов образования и т.д. Как известно, результатом объединения стало Балакиревское общественное движение за творческие права детей, созданное в 2005 г.

В нашем законодательстве существует ряд законов, по которым государственные чиновники и служащие обязаны сотрудничать с общественными организациями. Сейчас мы находимся именно на таком этапе, когда для разрешения годами копившихся проблем совершенно необходимо, наконец, организовать сотрудничество государства с общественными органами.

Один из важных результатов работы конгресса – это переизбрание Правления НАИ. Надеемся, что его новые члены энергично возьмутся за дело и смогут добиться того, чтобы начать нормально сотрудничать с органами государственной власти. Есть надежда и на расширение состава ассоциации - приход новых членов усилит опору на регионы. Мы настроены расшевелить государственные органы и не дать им успокаиваться, бездействовать или принимать решения, которые отрицательно сказываются на всей системе художественного образования и создают новые серьезные проблемы.

Мы приглашаем к сотрудничеству, к вступлению в Национальную ассоциацию юридические лица: школы, гимназии, методические центры и кабинеты, региональные, областные, городские управления культуры, представляющие разные регионы России. Это могут быть учреждения и организации, которые напрямую не относятся к культуре, но болеющие за нашу систему и принимающие наш устав. Призываем всех к совместным усилиям, направленным на сохранение системы художественного образования.

* * *

Конгресс обсудил массу серьезных проблем, критически важных для детей и их будущего. Эти проблемы не выдуманы. В течение года с момента проведения последней Балакиревской ассамблеи поступала информация из школ, других учебных заведений, из разных организаций, от членов НАИ в адрес ее Правления. Перечень составлен на основе анализа этой информации и многочисленных обращений.

Перечень основных проблем, которыми больна государственная система детского творческого образования

I. Проблемы управления системой и экономикой детского школьного творческого образования

  1. Проблемы, связанные с необязательным характером существующих социальных нормативов.
  2. Проблемы, связанные с отсутствием федеральных (т.е. минимальных) нормативов финансирования ДШИ. (Кстати: расчеты подобных нормативов, произведенные под эгидой Федерального агентства по культуре и соответствующего Научно-методического центра без какого-либо согласования с профсоюзами, с общественными и педагогическими организациями и фактически даже не доведенные до сведения основной массы директоров ДШИ, эти расчеты носят сомнительный, если не провокационный характер).
  3. Проблемы, связанные с отсутствием на федеральном уровне законного Положения о ДШИ.
  4. Проблемы, связанные с неразработанностью отличительных целей, задач, свойств, качеств, функций и характеристик именно школы искусств – в сравнении с массой иных видов «автономных некоммерческих организаций» образовательного толка, реально действующих в системе дополнительного художественного образования детей.
  5. Проблемы, связанные с тенденцией некоторых руководителей муниципального или регионального уровня под разными предлогами переводить ДШИ из ведомства органов управления культурой и искусством в ведомство управления образованием.
  6. Проблемы, связанные с приданием ДШИ статуса автономной некоммерческой организации.
  7. Проблемы, связанные с опасностью приватизации, разгосударствления, акционирования ДШИ.
  8. Проблемы, связанные с нелогичной недельно-часовой нормой педагогического труда и ее оплатой.
  9. Проблемы, связанные с разной практикой применения в субъектах Федерации возможностей формирования и использования надтарифного фонда оплаты труда преподавателей ДШИ.
  10. Проблемы, связанные с неподготовленным и неправовым решением, которое, игнорируя мнение широкой общественности, было направлено Федеральным агентством по культуре и Научно-методическим центром во все регионы РФ и которое фактически призывает к отмене взимания родительской платы за обучение без гарантии направления соответствующей денежной компенсации из бюджетных источников.
  11. Проблемы, связанные с тендерной практикой.
  12. Проблемы, связанные с неудовлетворительной, заведомо формализованной практикой организации и проведения «конференций» со стороны Федерального агентства по культуре и Научно-методического центра. В результате подобных мероприятий появляются «подготовленные» (и вновь - с игнорированием мнения широкой общественности) решения и обязательства, а информация о выполнении (или невыполнении) даже этих обязательств до общественности вообще не доводится.
  13. Проблемы, связанные с фактическим отсутствием реального органа управления и самой политики успешного управления детским школьным творческим образованием на федеральном уровне.


II. Проблемы управления содержанием детского школьного творческого образования

  1. Проблемы, связанные с отсутствием государственного заказа на организацию и приоритетное проведение систематических научных исследований отечественной системы детского школьного творческого образования – как в целом, так и в разных ее измерениях и в развитии.
  2. Проблемы, связанные с отсутствием современной действующей системы организации постоянного взаимообмена (на уровне практического пользования) ценнейшим и разнообразным инновационным педагогическим, методическим, технологическим, управленческим опытом, накапливаемым в сотнях и тысячах ДШИ, работающих во всех российских регионах.
  3. Проблемы, вызванные отсутствием государственного заказа на подготовку специалистов по новым творческим профессиям, связанным с современной культурой, искусством и образованием.
  4. Проблемы, связанные с отсутствием реального сотрудничества между начальной и профессиональной школой искусств на постоянной основе.
  5. Проблемы, связанные с отсутствием на федеральном уровне разумной, современной и обоснованной программы гуманизации, переориентации ДШИ на принципы развивающего обучения, а также на расширение спектра ранней профессиональной ориентации творческого образования детей.
  6. Проблемы, связанные с отсутствием на федеральном уровне современной и обоснованной программы технологической модернизации творческого образования.
  7. Проблемы, связанные с отсутствием государственного заказа и конкурсов на создание и тиражирование необходимых учебников, учебных пособий и других педагогических и учебно-методических изданий по предметам, преподаваемым в ДШИ.
  8. Проблемы, связанные с отсутствием социальной политики в форме государственного заказа и конкурсов на создание, производство и обеспечение ДШИ и их учащихся музыкальным, художественным, сценическим инструментарием, костюмами, мебелью, инвентарем, техническими средствами обучения и подобным оборудованием.

* * *

На конгрессе выступил советник от Министерства культуры и массовых коммуникаций Карасев В.И. По его заверению, министерство заинтересовано в том, чтобы сохранить систему художественного образования как непрерывную со всеми соответствующими гарантиями. Министерство готово помочь в конкретных вопросах, выделит компетентных представителей для изучения материалов конгресса. Это еще не решение вопроса, но уже конструктивный подход. Среди выступавших был главный консультант Комитета по культуре Государственной Думы Семенцов В.В. Отвечая на вопросы, в частности по отраслевому законодательству, он сказал: никакого отраслевого законодательства не надо, есть Кодексы, куда можно вносить изменения. Мое мнение, высказанное в дискуссии на конгрессе, таково: Министерству культуры, Министерству образования и общественности нужно сотрудничать и в рамках нашей отрасли готовить документы, которые были бы согласованы и с Минтруда, и Минфином, и выходили на федеральный уровень.

Выступал на конгрессе и председатель Объединенного профсоюза работников московских музыкальных, художественных школ и школ искусств Игумнов Д.Л. Он рассказал о ситуации в Москве - о том, что наши организации хотят превратить в автономные учреждения, что есть попытки доработать некоторые законы и внести такие поправки, которые бы полностью ликвидировали всю нашу систему. На эти слова Семенцов В.В. ответил, что Комитет по культуре Госдумы РФ ни в коем случае не поддержит те поправки, которые будут вноситься депутатами в ущерб существованию школ искусств.

* * *

Неожиданно для нас перед началом конгресса появилась информация: Гимназия искусств города Рубцовска Алтайского края оказалась на грани закрытия. Гимназию предупредили, что с 1 сентября она прекращает свое существование как школа искусств. Дирекцией гимназии уже пройдены все, какие только можно, инстанции. Обратилась гимназия и в Национальную ассоциацию - вопрос был включен в повестку дня конгресса. Перед нами выступила заместитель директора Рубцовской гимназии, осветила положение дел и передала целую пачку документов. Ситуация ужасная. Между тем, чтобы гимназия могла нормально существовать, ей необходимо всего два или три миллиона рублей в год. Местные власти ссылаются на законодательство и, опять же, на муниципализацию, автономизацию и так далее, и денег не дают. Мы составили ходатайство и хотели бы, чтобы общественность была информирована о случившемся.

ОТКРЫТОЕ ХОДАТАЙСТВО


Департамент культуры, образования и науки Правительства РФ

Комитет по делам семьи и молодежи Государственной думы РФ

Комитет по законодательству Государственной думы РФ

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

Комитет по культуре Государственной думы РФ

Комитет по образованию и науке Государственной думы РФ

Министерство образования и науки РФ

Общественная палата при Президенте РФ

Совет по культуре при Президенте РФ

Многоуважаемые соотечественники!

В Москве 8 - 9 июня 2007 г. состоялся Общественно-государственный Конгресс «ДАР: Дети – Артшкола – Развитие», который организовали и провели Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств (НАИ) и Балакиревское общественное движение за творческие права детей (БОД). Конгресс рассмотрел проблемы, связанные с реализацией принципов государственной политики в области творческого художественного образования детей и, проведя серьезный анализ, выработал новые подходы и формы делового сотрудничества общественных структур и органов государственной власти в этой важной области. В работе конгресса наряду с представителями НАИ и БОД из 30 регионов Российской Федерации приняли участие уполномоченные представители Российского профессионального союза работников культуры, Государственной думы РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

В своих выступлениях на конгрессе его участники высказали большую тревогу, вызванную, в частности, тем фактом, что органами государственной власти годами игнорируются существенные изъяны федеральной политики, а также крупные пробелы нормативно-правовой базы в сфере творческого художественного образования детей, и отметили, что не в последнюю очередь подобная неблагополучная ситуация сложилась из-за пренебрежения на этом уровне принципом государственно-общественного управления художественным образованием - принципом, гарантированным федеральным законодательством России. Особенно печально, что все это способствует разрушению отечественной школьной системы творческого художественного образования детей - уникальной и высокоэффективной системы, не имеющей аналогов в мире и готовой к совершенствованию и модернизации. Отсутствие федеральной политики - внятной, аргументированной, обоснованной в научном и правовом отношении – ведет к сокращению финансирования муниципальных школ и гимназий искусств; под видом укрупнения и с помощью иных бюрократических уловок (в т.ч. – якобы в связи с отсутствием средств в муниципальных образованиях) осуществляется скрытая или откровенная их ликвидация; образовательные учреждения культуры – детские школы искусств - передаются в ведение Министерства образования.

Негативное впечатление на участников конгресса произвела ситуация, связанная с внезапным прекращением финансирования деятельности известной не только в Алтайском крае, но и во всей России Гимназии искусств г. Рубцовска – успешно работающего и всеми признанного инновационного учреждения среднего общего и художественного образования. Вместо всемерной поддержки и изучения опыта этого пионера интегративного гуманитарного образования детей и молодежи местная власть бездумно загоняет его в искусственно созданное ею прокрустово ложе, где учиняет погром и разорение, ссылаясь на некие, якобы, драконовские новации федерального законодательства. При этом грубо попираются творческие и культурные права обучающихся детей, не говоря уже о правах самой гимназии и ее сотрудников.

Конгресс принял решение обратиться к вам с ходатайством оказать правовую, организационную или любую иную помощь в срочном урегулировании проблемы изыскания источников и возможности продолжить полноценное бюджетное финансирование Рубцовской гимназии искусств как образцового образовательного учреждения нового типа в полном объеме в текущем году и в последующее время.

(Материалы, переданные гимназией в распоряжение Общественно-государственного конгресса «ДАР: Дети – Артшкола – Развитие», прилагаются).

О ваших решениях и мерах, предпринятых в связи с нашим ходатайством, прошу известить Правление Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств по адресу электронной почты: nai-inform@rambler.ru .

Исполнительный директор

Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств Э.Р.Дарчинянц

РЕШЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНГРЕССА

«ДАР: ДЕТИ - АРТШКОЛА - РАЗВИТИЕ»

1. Обратиться в органы государственной власти с предложением ввести в нормативно-правовые акты понятие о двух типах учреждений дополнительного образования детей:

а) учреждение профильного художественного образования школьного типа со сроком обучения 5 - 9 лет (ДМШ, ДШИ, ДХШ),

б) учреждение общего художественно-эстетического образования со сроком обучения 1 - 2 года (студии, объединения, кружки).

2. Обратиться в органы государственной власти с предложением внести в ФЗ № 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления» дополнение (или изменение) следующего содержания: передать осуществление государственной образовательной политики и финансирование в системе муниципальных ДШИ на уровень субъекта Федерации (по аналогии с системой общего среднего образования).

3. Направить в Общественную палату при президенте РФ, в Минкультуры РФ, в Правительство РФ письма с просьбой включить образовательные учреждения культуры и искусства всех уровней как единую систему художественного образования (ДШИ – СУЗ - ВУЗ) в программы федерального национального проекта «Культура».

4. Предложить Научно-методическому центру художественного образования и Академии переподготовки работников культуры, искусства и туризма активизировать издание периодических методических и педагогических пособий в помощь преподавателям школ и училищ детско-юношеского художественного образования.

5. Организовать под эгидой Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений проведение образовательно-творческих сессий и методических семинаров в области художественного образования детей.

6. Отправить письмо и пакет документов по ситуации, сложившейся в гимназии искусств города Рубцовска Алтайского края, в Государственную думу РФ, в Департамент образования и науки Правительства РФ, в Общественную палату при президенте РФ для решения данной проблемы в интересах обучающихся детей.

7. Усовершенствовать информационную службу и создать сайт НАИ. Рекомендовать членам НАИ зарегистрировать собственные электронные адреса (НАИ E-mail: nai-inform@rambler.ru .

8. Поручить Правлению Ассоциации решить вопрос о расширении состава НАИ.

9. Провести конкурс «Балакиревский проект -2009» как одно из главных направлений работы НАИ.

10. Обратиться в органы государственной власти и в Российский профсоюз работников культуры с предложением об организации оперативного делового сотрудничества с НАИ по проблемам детского школьного художественного образования.

Короткова Е.
01.08.2007


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: