< №1 (73) Январь 2010 >
Логотип
ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ДШИ

«Система социокультурных функций детской школы искусств: методика и практика реализации в городском образовательном пространстве» - актуальность этой темы обусловлена современным значением деятельности ДШИ, которую данные учреждения способны и должны осуществлять. В ее основе лежат отработанные российской системой художественного образования формы и методы передачи молодым поколениям культурного наследия, опыта творческого восприятия, исполнения и создания новых произведений искусства, организации эстетически насыщенного досуга, включения в профессиональную сферу художественной культуры.

ДШИ обладает достаточными научно-методологическими, кадровыми, методическими, организационно-практическими ресурсами для дальнейшего совершенствования своей деятельности. Как социальный институт ДШИ может эффективно действовать и развиваться адекватно социокультурной и социально-экономической ситуации с учетом ее динамичной изменчивости, участвовать в реализации федеральных, региональных и муниципальных образовательных и социокультурных стратегий, способствовать решению проблем, возникающих в обществе и мешающих развитию системы образования и культуры. Однако богатые разнообразные ресурсы ДШИ не находят практической реализации, не используются для повышения статуса ДШИ, активного участия в жизни социума.

Решение данной проблемы видится в необходимости максимального раскрытия организационно-методического, теоретико-методологического, практического потенциала учреждения на основе создания целостной системы социокультурных функций ДШИ. Мы выявили 16 основных социокультурных функций, которые объединили в систему: 1 – функция инкультурации
2 – функция социализации
3 – функция обмена инфраструктурными ресурсами
4 – функция межрегионального сотрудничества
5 – функция патриотического и интернационального этнокультурного воспитания
6 – научно-методическая функция
7 – культурно-нормативная функция
8 – социопедагогическая функция
9 – кураторская функция
10 – просветительская функция
11 – экологическая функция
12 – культурно-краеведческая функция
13 – рекреационно-досуговая функция
14 – маркетинговая функция
15 – информационно-рекламная функция
16 – продюсерская функция.

Объединяющей силой в данной системе является искусство, сущность которого проявляется в раскрытии предназначения человека как духовной, творческой, многогранной, свободной и деятельной личности. Именно включение в искусство во всех его проявлениях помогает каждому объективно оценить содержание и цели своей жизни, скорректировать их и определить пути достижения через творчество, общение, труд, самосовершенствование. Реализация всех 16 функций происходит средствами искусства и способна существенно повысить социокультурный и социально-экономический статус, расширить компетенции ДШИ.

Реализация целостной системы социокультурных функций ДШИ должна, по нашему мнению, осуществляться на основе Целевой комплексной программы социокультурной деятельности ДШИ. Данная программа ставит своей задачей формирование единой многоуровневой социокультурной среды, которая объединяет деятельность всех участников городского образовательного пространства, способствует повышению качества жизни населения города, инкультурации различных национально-этнических сообществ, социализации психологически и экономически нестабильных групп городского населения, духовно-нравственному, художественно-эстетическому, патриотическому, экологическому, этнокультурному воспитанию подрастающего поколения, решению наиболее острых социокультурных проблем городского образовательного пространства.

Для того чтобы диагностировать степень эффективности социокультурной деятельности школы искусств, нами разработаны критерии. Эти критерии соотносятся с системой социокультурных функций ДШИ, положенной в их основание, и учитывают специфику деятельности школы, в которой объединяются социокультурная и образовательная составляющие.

Административно-техническим коллективом и независимыми экспертами - партнерами школы искусств по созданию единой многоуровневой социокультурной среды, участниками городского образовательного пространства должна систематически проводиться качественная и оперативная диагностика и коррекция развития ДШИ в социально-статусном, финансово-экономическом, структурно-функциональном, профессионально-деятельностном аспектах на основании критериев эффективности социокультурной деятельности школы. Основные критерии формируются на основе и в соответствии с содержанием целостной системы социокультурных функций, присущих ей по отношению к объектам социокультурной деятельности ДШИ (учащимся ДШИ, общеобразовательных, культурно-досуговых учреждений, населению района) и по отношению к субъектам городского образовательного пространства (партнерам ДШИ по созданию единой многоуровневой социокультурной среды).

В процессе диагностики целесообразно использовать балльную систему оценки и классифицировать результаты по четырем уровням: 0 баллов – функция не реализована; 1 - 3 балла – низкий уровень реализации; 4 - 7 баллов – средний уровень реализации; 8 - 10 баллов – высокий уровень реализации. Уровень реализации всех социокультурных функций, входящих в целостную систему, каждым подразделением и отделом ДШИ определяется на основании сравнительно-аналитического сопоставления результатов деятельности различных структурных элементов ДШИ.

Конечный результат диагностики – оценка эффективности социокультурной деятельности ДШИ – формируется комплексно, в процессе определения среднего показателя, реализации целостной системы социокультурных функций каждым элементом структуры ДШИ (подразделениями и отделами).

Помимо основных критериев эффективности социокультурной деятельности ДШИ системный характер организационной структуры и деятельности школы позволяет выдвинуть ряд специфических критериев, позволяющих раскрыть специфику учреждения дополнительного образования, а также отразить качественные результаты социокультурной деятельности ДШИ.

Мы осуществили экспериментальную апробацию и проверку эффективности целостной системы социокультурных функций ДШИ на основе сформированных параметров оценки. Эксперимент осуществлялся в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) в ДШИ им. М.А. Балакирева г. Москвы с 2005 по 2009 годы.

Констатирующий этап составил структурно-функциональный анализ традиционной деятельности ДШИ. Были осуществлены наблюдения за управлением ДШИ, учебно-воспитательной и социокультурной работой педагогического коллектива школы, анализ учебно-методической документации, публикаций, охвата населения района и города, вклада в решение социокультурных проблем городского образовательного пространства, общественного резонанса в средствах массовой информации, установленных ДШИ связей с государственными учреждениями, регулирующими и способствующими развитию социокультурной и образовательной деятельности в районе, округе и в целом в городе.

Было установлено, что реализация подавляющего большинства социокультурных функций осуществлялась всеми подразделениями и отделами ДШИ на низком уровне. Реализация некоторых социально важных функций вообще не была предусмотрена административно-педагогическими коллективами многих подразделений и отделов. Уровень реализации целостной системы социокультурных функций большинством подразделений и отделов ДШИ, в основном, был низким. Общая комплексная оценка эффективности социокультурной деятельности ДШИ была 3 балла.

На формирующем этапе экспериментальной работы целостная система социокультурных функций ДШИ прошла апробацию на уровне функционирования подразделений и отделов ДШИ. Была осуществлена структурная реорганизация ДШИ, созданы новые подразделения, пересмотрено содержание деятельности традиционных отделов, велся поиск путей повышения результатов их деятельности, выдвигались дополнительные цели и задачи перед различными подразделениями и отделами ДШИ, контролировалось и корректировалось выполнение подразделениями и отделами целей и задач. Значительно были усилены научно-исследовательская, программно-методическая, проектно-экономическая, инновационно-технологическая, социально-коммуникационная составляющие деятельности ДШИ.

Планирование, организация, реализация целостной системы социокультурных функций ДШИ на уровне каждого подразделения и отдела осуществлялись с опорой на разработанную Целевую комплексную программу социокультурной деятельности ДШИ, в которой прописаны основные актуальные цели, задачи, направления, ведущие принципы, методы, формы деятельности, позволяющие административно-техническому и педагогическому коллективам ориентироваться в современной социокультурной и социально-экономической среде, достигать максимально высоких результатов в оптимальные сроки.

После 3 лет формирующего эксперимента был проведен анализ деятельности ДШИ с целью установления степени эффективности и масштаба реализации целостной системы социокультурных функций ДШИ, выполнения поставленных целей и задач, выявления сформированных взаимосвязей между подразделениями в структуре ДШИ. Общая комплексная оценка эффективности социокультурной деятельности ДШИ составила 7,4 балла.

Масштабная социокультурная деятельность ДШИ вызвала широкий резонанс в средствах массовой информации, обеспечивающих поддержку в создании единой многоуровневой социокультурной среды города. Повышенный интерес проявили все участники городского образовательного пространства – государственные, общественные, коммерческие структуры, другие образовательные учреждения района, местное население различных возрастных, социальных и этнокультурных категорий и групп.

Контрольный этап экспериментальной работы составил апробацию целостной системы социокультурных функций ДШИ на инфраструктурно-отраслевом муниципальном уровне.

В период 2008-2009 учебного года учебный контингент ДШИ составил около 2000 человек. Выпускные свидетельства получили 196 человек (66 красных и 130 синих дипломов). Палитра образовательных услуг стала максимально разнообразной. 20 учебных отделов ДШИ были сформированы в шесть отделений: инструментального исполнительства и академического вокала, вокально-хоровое, хореографии и театра, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных инструментов и русского фольклора, инновационных арт-технологий (концептуально новая образовательная модель), подготовительное отделение. Все отделы ДШИ – бюджетные, кроме подготовительного отдела, находящегося на самоокупаемости.

Программно-методическое обеспечение ДШИ складывается из предметных образовательных программ (более 120), разработанных на основе государственных примерных программ, комплексных интегрированных разноуровневых образовательных программ и открытых образовательных проектов ДШИ. Комплексные и интегрированные программы и проекты ДШИ охватывают и объединяют различные направления образовательной и социокультурной деятельности в единые системные многоуровневые процессы, консолидируют усилия всех структурных подразделений ДШИ, педагогического, ученического коллективов, а также других участников городского образовательного пространства, партнеров ДШИ по созданию единой многоуровневой социокультурной среды города. В реализации образовательного процесса используются авторские методики личностно-ориентированного обучения с применением компьютерных технологий.

Особое место в проектно-программной деятельности ДШИ занимает работа по усовершенствованию модели сопровождения образовательной деятельности. Основная тенденция, отмеченная на данном этапе в инновационной сфере ДШИ – развитие программно-методической системы и создание механизмов взаимодействия участников городского образовательного пространства при решении социокультурных проблем и проектно-образовательных задач. Подобные механизмы при включении ДШИ в крупные образовательные и социокультурные проекты создают баланс между решением учебных задач предметных программ и работой в масштабных образовательных проектах. Деятельность по созданию и осуществлению таких проектов (например, Балакиревского проекта) не мешает, а создает дополнительные ресурсы по успешному решению задач в процессе реализации предметных образовательных программ. Так, можно выделить участие преподавателей и учащихся большинства отделов в фестивалях и конкурсах, расширение и обогащение образовательной деятельности интерактивным творческим компонентом, приобщение педагогического и ученического коллективов к социокультурной деятельности, совместный анализ результатов на основании статистических и информационных материалов, формируемых административно-техническим коллективом ДШИ и партнерами учреждения – средствами массовой информации.

Разработка и внедрение в практику открытых образовательных проектов создали условия для сопоставления результатов реализации образовательных программ, повышения уровня обучаемости в ДШИ, проведения мастер-классов для педагогов, учащихся, юридических и физических представителей системы образования, социокультурных структур города и регионов России, организации круглых столов по проблемам образования, культуры, искусства, социальной и психологической поддержки средствами искусства, формирования концертных программ, создания атмосферы успеха для учеников и педагогов.

В ДШИ разработана и применяется система психолого-педагогической диагностики развития личности в обучении.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет сделать следующие выводы:

  • количество функций, эффективность реализации которых в рамках социокультурной деятельности ДШИ соответствует низкому уровню, сведено к нулю;
  • подавляющее большинство социокультурных функций, составляющих созданную целостную систему, в процессе ее реализации на инфраструктурно-отраслевом региональном (муниципальном) уровне социокультурной деятельности ДШИ достигли максимально высокого уровня эффективности;
  • средний показатель уровня реализации ДШИ целостной системы социокультурных функций на контрольном этапе достиг высокого уровня – 8, 87 балов из 10 возможных (10 баллов принимались нами за эталон, идеальную модель функционирования ДШИ, к которой необходимо стремиться на любом этапе, независимо от достигнутых результатов).

Таким образом, в процессе осуществления аналитической, проекционной, экспериментальной деятельности было обоснованно доказано, что:

  • на основании анализа социокультурных проблем городского образовательного пространства можно определить цели и задачи функционирования ДШИ, создать целостную систему социокультурных функций ДШИ, отражающую все возможные приоритетные направления и области профессиональной деятельности;
  • основываясь на целостной системе, необходимо разработать Целевую комплексную программу социокультурной деятельности ДШИ, руководствуясь которой можно достичь социально, педагогически и экономически значимых результатов. А именно:
  • максимально раскрыть потенциал и ресурсы ДШИ, расширить компетенции, повысить социокультурный и социально-экономический статус;
  • стимулировать социокультурную активность всех возрастных, социальных, этнокультурных групп городского населения;
  • осуществлять информационную пропаганду гуманитарных принципов, аксиологических ценностей, духовно-нравственных, художественно-эстетических моделей мышления, поведения, общения;
  • создать единую многоуровневую социокультурную среду, интегрирующую усилия представителей различных государственных, общественных и коммерческих структур - участников образовательной и социокультурной жизни города;
  • содействовать эффективному решению социокультурных проблем городского образовательного пространства;
  • активизировать межрегиональные и международные институциональные связи в области культуры, искусства, рекреации и культурного досуга, художественного образования, духовно-нравственного, гражданско-патриотического, экологического воспитания.

Реализацию созданной целостной системы социокультурных функций ДШИ в образовательном пространстве других городов, отличающихся по основным геополитическим, демографическим, социально-экономическим, социально-культурным характеристикам от Москвы, следует начинать лишь после анализа социокультурных тенденций и проблем конкретного городского образовательного пространства и проведения соответствующей корреляции организационно-методического содержания Целевой комплексной программы социокультурной деятельности ДШИ.

В то же время результаты осуществленного исторического анализа становления и совершенствования содержания социокультурной деятельности ДШИ и диахронического анализа социокультурных проблем современного образовательного пространства Москвы позволяют обоснованно утверждать: содержание функций должно оставаться в том виде, в каком оно изложено в нашем исследовании, хотя стратегии их реализации могут иметь иное преломление в образовательном пространстве других городов России. По словам российских ученых Э.Б. Абдуллина и Е.В. Николаевой – методологов педагогики образования, «каждое новое поколение детей, сохраняя стратегически важные возрастные характеристики, преподносит педагогам и родителям новые проблемы и задачи».

Сама же структура целостной системы социокультурных функций ДШИ, а также теоретико-методологический компонент Целевой комплексной программы социокультурной деятельности ДШИ являются универсальными, так как отражают основополагающие принципы, ключевые цели и задачи ДШИ как ведущего учреждения дополнительного образования в системе непрерывного образования, активного участника создания единой многоуровневой социокультурной среды. Таким образом, созданная целостная система социокультурных функций ДШИ и Целевая комплексная программа социокультурной деятельности ДШИ могут быть приняты за основу для разработки стратегий по инновационному совершенствованию управления ДШИ, оптимизации социокультурной деятельности учреждений дополнительного образования детей в городском образовательном пространстве.

Супоницкая К.
01.01.2010


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Гость muzetta | 07.11.2012 13:35

Это актуально всегда

Ответить