< №5 (121) Май 2014 >
Логотип

РОССИЙСКО-БАВАРСКИЙ ГИМН, АРВО ПЯРТ И «СУЛИКО»

Коллективы из шести стран стали участниками хорового гала-концерта, прошедшего в Концертном зале им. П.И. Чайковского 7 мая

Хоровая составляющая появилась в программе Московского Пасхального фестиваля в первый же год его существования (2002). Со временем из скромного дополнения к основной афише, в центре которой были и остаются выступления оркестра Мариинского театра под управлением художественного руководителя форума Валерия Гергиева, она превратилась в самостоятельный смотр с собственными площадками, публикой и традициями. В отличие от симфонического сегмента, в последние годы практически полностью переориентированного на российские регионы, хоровой остался преимущественно в столице и ее окрестностях. 

В этом году форум представил хоры из России, Белоруссии, Армении, Грузии, Чехии, Греции, Финляндии и других стран – всего 20 коллективов. Участниками традиционного хорового гала-концерта в Зале Чайковского стали шесть детских и юношеских хоров. 

Концерт открыл хор мальчиков «Тёльц» – один из самых известных профессиональных хоров Баварии. Мотет «Пойте Господу песнь новую» И.С. Баха он исполнил в той кристально чистой, отшлифованной веками манере, которая в Германии сохраняется со времен самого Баха. К удивлению зрителей сразу после Баха хор грянул российский гимн. Удивление стало еще большим, когда после первой спетой фразы зазвучало другое сочинение, оказавшееся гимном Баварии. Далее задумка руководителя хора Ральфа Людвига окончательно разъяснилась: фразы гимнов звучали поочередно, а финальные строчки образовали контрапункт, которым исполнение и завершилось. С музыкальной точки зрения результат объединения двух гимнов получился не столь блестящим, как в Бахе, но символичность этого художественного жеста в преддверье Дня Победы нельзя было не оценить. 

Пражский филармонический детский хор – один из самых авторитетных в Чехии – в качестве презента русской публике предложил хоровую версию романса Чайковского «Без поры да без времени», остальную программу посвятив чешским авторам, в исполнении которых демонстрировал больше монолитности и мощи звучания, чем тонкости в отделке. Любопытно, что и чешская программа закончилась произведением, претендовавшим на некую символичность. В качестве финала хор исполнил композицию современного чешского классика Отмара Махи на текст из Цицерона «Cedant arma togae» («Пусть оружие уступит место тоге») – могучее, хотя и не слишком продолжительное сочинение с органом и литаврами, напоминающее саундтрек к космической эпопее и воспевающее преимущество мирной жизни перед войной. 

Второе отделение открыл хорошо знакомый слушателям российский концертный хор «Веснянка», предсказуемо сосредоточившийся на русской хоровой классике – от Архангельского до Свиридова, а в конце исполнивший задорную болгарскую песню «Дилмано, Дилберо». Камерный хор из Армении «Ховер», продолживший вечер, был, пожалуй, единственным коллективом, не поддавшимся желанию украсить свою программу какой-нибудь праздничной безделушкой или эффектной пьесой, – черные костюмы соответствовали строгой, выдержанной в едином ключе программе, главенствовали в которой обработки Комитаса. Высеченная из мрамора скорбная аскетичность – таково было впечатление от этого хора, выступившего столь непохоже на остальных, а потому хорошо запомнившегося. 

Финский хор «Тапиола» и грузинский коллектив «Мдзлевари» завершали соответственно первое и второе отделения. И если эффектный грузинский хор, исполняющий напевы Закавказья, уже неоднократно становился участником Пасхального фестиваля и успел полюбиться публике, то «Тапиола» стала настоящим открытием. Дети в ярких национальных костюмах создали на сцене несколько мини-спектаклей со своеобразным и сложным сценическим действием. Но самым чудесным оказалось само звучание хора – нежное, словно акварельное. Манера пения, приближенная к народной – с открытым, не форсированным звуком, производила особенно сильное впечатление в сочинении Арво Пярта (Псалом 122 «Мир тебе, Иерусалим»), где каждый кластер звучал чисто и осмысленно, а вся сложнейшая партитура будто подсвечивалась теплыми красками. В двух композициях современного финского автора Юкки Линколы под названием «Простая музыка» хор превратился почти в народный коллектив, за несколько минут погрузив слушателей в уникальную национальную стилистику. На прощание хор исполнил песнопение «Достойно есть» Павла Чеснокова, тем самым еще раз продемонстрировав свою универсальность. 

Выступление грузинского хора «Мдзлевари» стало кульминацией концерта. Программу составили обработки народных песен разных регионов Грузии и Закавказья, сопровождавшиеся зажигательными танцами. Хор не стал разочаровывать публику и в качестве одного из последних номеров исполнил «Сулико» – необычно тихо и умиротворенно. Под занавес столь же задушевно прозвучала русская песня про кудрявую рябину, и такое завершение разнообразного и очень насыщенного вечера было гармоничным и естественным – словно возвращение домой после долгого и увлекательного путешествия.

Чишковская Елена
21.05.2014


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: