< №10 (136) Октябрь 2015 >
Логотип

SOUND 59

В Перми завершается IX Международный фестиваль современной музыки (МФСМ)

В этом году концепция проекта связана с поиском путей синтеза авторского и народного композиторского творчества в современном культурном пространстве. Помимо этого, все события проходят под знаком памятной даты – 70-летия победы в Великой Отечественной войне.

«Идея фестиваля очень проста, – поясняет композитор, председатель Пермского регионального отделения Союза композиторов России, художественный руководитель МФСМ Sound 59 Игорь Машуков, – вернуться к истокам, к музыке своего народа. Для меня это всегда было ориентиром. А теперь синтез фольклора и профессиональной композиции стал генеральной линией целого фестиваля».

В связи с новой трактовкой проекта к организации и проведению МФСМ присоединились члены Пермского регионального отделения Фольклорного союза России. Естественный характер взаимодействия двух союзов поясняет руководитель правления пермского отделения заслуженный работник культуры Жанна Никулина: «Композиторы, особенно русские, всегда опирались на свою национальную культуру. Интересно посмотреть, могут ли современные авторы, притом что технологии, конечно, ушли далеко вперед, сохранить опору на фольклор. В этом аспекте пермские композиторы ярко узнаваемы. Связь с народными традициями подчеркивает их индивидуальность».

Этот фестиваль положил начало «пермскому тренду», главными составляющими которого становятся взаимообогащающие и по-новому звучащие в авторском творчестве фольклор и современные композиторские технологии. Основные вопросы и аспекты заявленной тематики фестиваля активно обсуждались на научно-практической конференции «Проблемы современной музыки: композитор и фольклор». Она объединила авторитетных фольклористов Пермского края и России (в качестве докладчика присутствовала этномузыколог, старший научный сотрудник сектора фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания, член Европейского совета по этномузыкологии Надежда Жуланова), а также ведущих европейских композиторов (таких как австриец Петер Аблингер и француз Кароль Беффа), музыковедов, исполнителей и педагогов.

Концерт-открытие фестиваля – «География звука-2015» – удивил даже привыкших к авангардным звучаниям меломанов. Полюбившийся в Перми солист Московского ансамбля современной музыки Иван Бушуев предстал перед публикой, уютно разместившись с ноутбуком – «партнером» по исполнению пьес Петера Аблингера – прямо в партере, в свободной одежде и без обуви. Однако внешний комфорт лишь оттенил сатурированные звучания флейты и электроники, неожиданно раздавшиеся в камерном зале.

На этом концерте были исполнены и другие сочинения Аблингера, а также медитативная композиция Беата Фуррера для двух роялей в блестящем исполнении Михаила Дубова и его ученицы, выпускницы Пермского музыкального колледжа Марии Садурдиновой. Наряду с европейскими опусами прозвучала и музыка пермских композиторов – уже знакомое не только пермякам, но и за пределами края произведение Игоря Машукова и только что вышедший из-под пера Евгении Кудряшовой квартет «Минута молчания». Это сочинение посвящено павшим в Великой Отечественной войне (в музыкальном тексте зашифрованы памятные даты 1941–1945). Статичная внешне, но напряженная внутренне композиция не оставила слушателей равнодушными – пьеса завершилась шлейфом абсолютной тишины в зале.

Живым, наполненным сильными эмоциями творчеством покорил Кароль Беффа. Сначала на конференции, затем на открытии фестиваля, а окончательно – на сольном концерте, где предстал не только как композитор, но и как виртуозный пианист-импровизатор с тончайшим чувством стиля и моментальной музыкальной реакцией (Беффа импровизировал на темы, предложенные публикой).

Ярким событием стал и концерт «В движении – 2015». Его программа включила в себя и редко звучащую инструментальную музыку пермских авторов, и сочинения «классиков» современной западной музыки. Главная идея – «в движении» – отражалась на разных смысловых уровнях. Это, например, новое сценическое видение уже известных композиций – Feuerklavier Л. Берио и этюда «Лестница дьявола» Д. Лигети, – представленное молодым и талантливым пермским хореографом Мариной Кремнёвой. С другой стороны, «в движении» – это проведенная творческая линия от одного из основоположников современной музыки О. Мессиана до самых молодых композиторов Перми. Еще один ракурс «движения» – исполнительский. На концерте прозвучали композиции и в авторском исполнении, и в интерпретации молодых пермских музыкантов. В целом впечатления остались самые теплые. Этому способствовали и живые диалоги с композиторами, и чуткая откликающаяся публика. Разнообразие происходящего на сцене позволяло каждому найти свое. Любите «классическую современную» музыку? Вашему вниманию – характерные миниатюры П. Куличкина, трепетные и эмоциональные пьесы У. Кузнецовой, по-новому претворенный джазовый стиль в сочинениях М. Козлова. Хотите зрелищных постановок? Динамичные, невероятно сильные по энергетике танцы М. Кремнёвой удивят даже скептиков. Сторонники воплощения в современном искусстве духовных сюжетов и народных традиций смогли насладиться композициями В. Куликова, а поклонники музыки для театра и кино были тронуты удивительно добрыми «саундтреками» В. Пантуса и Г. Широглазова.

Знаковым событием стало и открытие новой фестивальной рубрики «Творческая лаборатория мира». Она была представлена уникальным «неформатным» мероприятием: организаторы осуществили телемост «Пермь – Никосия», в течение которого любой желающий мог задать вопрос композитору, художнику и поэту с острова Кипр Андреасу Мустукасу и его коллегам. Российские партнеры диалога соответствовали всем творческим граням личности киприота: на встрече присутствовали и музыканты, и литераторы, и художники. Последние получили возможность увидеть за звуком цвет и прямо в режиме онлайн создать полотна по впечатлениям, вызванным новым сочинением Мустукаса.

Мустукас уже знаком завсегдатаям фестиваля Sound 59, в 2013 году он был участником МФСМ и запомнился проникновенным сочинением о военных событиях августа того же года в Сирии. Темы войны, боли, человеческого страдания и сострадания оказались созвучны композитору и в этот раз. Они совпали и с мироощущением российских коллег, и с общей тематикой фестиваля. Написанные в процессе звучания музыки Мустукаса картины остались вещественным доказательством работы творческой лаборатории и с того момента стали частью оформления всех оставшихся мероприятий проекта.

Впервые на фестивале состоялся и концерт «Музыка молодых – 2015». Воспитание молодого поколения музыкантов, приобщение их к народным истокам и композиторскому ремеслу также является для организаторов приоритетным направлением. Свое творчество продемонстрировали образцовые детские фольклорные коллективы Пермского края, а также начинающие композиторы из Перми и Чайковского. Заводными народными забавами порадовали выступления детских ансамблей - целые мини-спектакли выстроили они из собранных в разных уголках родного края песен. Контрастные эмоции предложили слушателям юные композиторы Прикамья, которых, как показалось, объединили переживания трагических событий. Подтверждением стало большое количество сходных по содержанию сочинений – пьес с названиями «Воспоминание», «Эпитафия», «Пассакалия», вероятно, определенных тем, что этот год в России и этот фестиваль в Перми связаны с памятью о Великой Отечественной войне. Взволновала не только трогательная игра юных артистов, но и очень серьезная проблема, которая легко вычитывается в программке, – на весь Пермский край, на более чем два миллиона населения всего три действующих педагога по композиции!.. Правда, определенные шаги для коррекции этой ситуации уже предпринимаются. Благодаря усилиям Игоря Машукова достигнута предварительная договоренность с руководством Пермского института искусств и культуры о выделении часов на композицию в только что открывшейся Центральной детской школе искусств. Следующая ступень – открытие факультета композиции на базе этого же высшего учебного заведения уже со следующего года.

Напоследок снова заглянем в «партитуру» фестиваля, страницы которой мы перелистали практически до конца. Впереди финал, синтезирующий в себе «главные партии» проекта, – композиторское начало, народную культуру и память о потерях войны. Концерт Volk drive призван объединить сочинения пермских композиторов, тесно связанных с использованием фольклорных материалов, с живым аутентичным народным исполнительством.

В Органном зале Пермской филармонии будут ждать сюрпризы – на сцене дебютирует пермский ансамбль современной музыки Red Sound, образцовые фольклорные коллективы познакомят с собранными на пермской земле песнями, в исполнении хора мальчиков и юношей Пермской хоровой капеллы впервые прозвучат сочинения Н. Широкова и И. Машукова.

Апофеозом станет пермская премьера сочинения петербургского композитора, музыковеда и специалиста в области русского авангарда XX века Игоря Воробьева. Его композиция «Плачи» уникальна по исполнительскому составу: фольклорный ансамбль, фортепиано и квартет контрабасов. Композитор лично прибудет в Пермь и проведет творческую встречу с музыкантами города и края. Чем станет финальное событие –утверждающим итогом или «вопросом без ответа», не знают пока ни его участники, ни организаторы. 

На фото К. Беффа

Гостева Анна
22.10.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: