< №5 (143) Май 2016 >
Логотип
ПОЛЮСА ВОСПРИЯТИЯ

ЛЕГЕНДЫ О ТЕРСКИХ КАЗАКАХ

Московский историко-этнографический театр представил премьеру – спектакль «Терская история»

…Народная песня умирает. Этот факт неоспорим. В горе, в радости, за работой, на свадьбах русские люди поют уже совсем не те песни, которые веками складывались и распространялись в народе. Конечно, отдельные упрощенные образцы еще «припоминаются», более сложные аутентичные песни исполняются артистами со сцены, и их можно услышать в записях тех же профессиональных исполнителей, но без своей прикладной функции эти песни теряют большую часть своего очарования. Тем интереснее становятся реконструкции обрядов и бытовых сцен разных народов, в которых песня, играя главную роль, синтезируется с неким действом, обретая новую жизнь. А что если реконструкция становится не целью, а средством? Средством не привлечь внимание, а научить людей чувствовать и понимать значимость фольклора для наших предков? Вероятно, для этого нужно соучастие либо сопереживание. Соучастие в отрыве от традиции почти невозможно, а вот сопереживание оказалось вполне реальным.

«Терская история» в Московском историко-этнографическом театре – спектакль, полностью построенный на фольклорном материале: песнях терских казаков. Песни здесь звучат от начала и до конца, разговорный жанр практически отсутствует, но это ни в коем случае не делает из театральной постановки концерт в костюмах. Режиссерское решение непрерывного сквозного действа однозначно ставит «Терскую историю» в ранг драматического спектакля. Дополненные аутентичным сценическим действом (обряды, ритуалы, проводы на русско-турецкую войну) песни являются не только иллюстрацией исторической эпохи, но становятся основным двигателем сюжета. Именно так возможно не только познакомить зрителей с богатейшей культурой казаков, но и заставить их следить за главными действующими лицами, представляющими целый народ; переживать за их судьбы, сочувствовать им и радоваться вместе с ними.

Действие спектакля происходит в далекой северокавказской казачьей станице на побережье Терека. Сюжет предельно прост — казаки собираются в боевой поход, прощаются с родными, скачут в далекий край, теряют в бою товарища, возвращаются домой; параллельно вторым планом развивается любовная линия – парень и девушка знакомятся, прощаются, вновь встречаются, и все вместе логично завершается свадьбой с массовым гуляньем. В этом лаконичном действии умещается очень многое, ведь каждая песня представляет собой целую историю, а силами великолепной труппы театра каждый музыкальный номер обретает визуальное воплощение.

Музыкальный материал спектакля крайне разнообразен – это и лирические песни, и походные, и свадебные. Песня сопровождает наиболее важные действия в жизни станицы. Вот казаки собираются в поход — суровые военные люди в папахах и бурках распевают «Братцы, надоела нам чужая сторона». Вот уже вокруг начинают суетиться женщины, справляясь со своими домашними делами, – звучит женская песня «Как весело в поле, где пташки поют»; вот казаки сообщают женщине о гибели ее мужа и проникновенно запевают «Куда летишь, кукушечка». А вот, позабыв все невзгоды, уже на свадьбе поется в честь молодых многолетие «Мравол джан минер». Не обошлось и без инструментальных номеров – сам режиссер Михаил Мизюков в образе бывалого воина играет на осетинском фандыре (гармони) на свадьбе, а вот и целое казачье трио представляет осетинский наигрыш в исполнении балалайки, свирели и гудка.

Нашли свое место в спектакле и различные пляски, которыми славились терские казаки, впитавшие многие традиции кавказских народов, – отсюда и казачья лезгинка, а также осетинский танец симд, которые озорно и смело исполнялись удалыми казаками с кинжалами и газырями с серебряными наконечниками. Казаки всегда любили щегольски одеваться, поэтому на весь премьерный вечер труппа театра обрядилась в потрясающие народные костюмы – бурки, бешметы, папахи, башлыки и черкески. Все эти «мелочи» сделали спектакль воистину ярким, публика смотрела не отрываясь. Показательно, что в зале было много детей, которые с интересом наблюдали за происходящим.

На мой взгляд, труппе театра своей концептуальной работой удалось не только подарить ярчайший праздник народной песни, но и показать самое необычное в характере терского казачества – сочетание воинственности и проникновенного лиризма их музыкального фольклора.

«Терская история» – результат нескончаемых творческих исканий театра. Руководитель, основатель и режиссер МГИЭТа Михаил Мизюков из сезона в сезон опровергает миф о фольклоре как о чем-то ненужном, непонятном и далеком. В 80-е годы Михаил Александрович был студентом Щепкинского училища, где в то время преподавал народное творчество известный фольклорист Вячеслав Михайлович Щуров. Он вдохнул в студентов «Щепки» любовь к народной песне, и именно тогда зародилась идея концептуального историко-этнографического театра, который вот уже 28 лет учит зрителей принимать свою историю такой, какой она являлась на самом деле, и любить свои корни.

«Терская история» — один из показательнейших спектаклей театра, в репертуаре которого и множество других фольклорных постановок, таких как «Народная мозаика», «Русский календарь» (обрядовое действо), «Ярмарка начала века» (антология городских увеселений России), множество авторских пьес — ставят в театре и Н. Лескова, и А.Н. Островского, и Ф. Шанту, и многих других классиков, а также горячо любимые младшим поколением сказки. С нетерпением ждем новых премьер!

Ремизова Эмилия
04.05.2016


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: