< №2 (129) Февраль 2015 >
Логотип
ЭХО ГОДА КУЛЬТУРЫ

Александра Аракелова: «Руководители субъектов должны быть более активными»

Заключительным аккордом Года культуры по праву стало мероприятие, состоявшееся в Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории. 15 декабря здесь собрались руководители ведущих музыкальных учреждений страны для вручения сертификатов от Министерства культуры РФ на приобретение роялей Steinway&Sons, Bechstein, Yamaha, Petrof и Schimmel. Вручал сертификаты министр культуры РФ В.Р. Мединский.

В числе главных участников торжественной церемонии была директор Департамента науки и образования Минкультуры России А.О. Аракелова.

– Александра Олеговна, по каким критериям решалось, кому дать сертификат?

– Основным критерием явилось состояние материально-технической базы консерваторий и других подведомственных образовательных учреждений. В первую очередь сертификаты на приобретение роялей получили те учреждения, где музыкальные инструменты сильно изношены: это региональные консерватории, которые много лет получали по роялю один-два раза в год, а некоторые и вовсе не получали (например, Саратовская консерватория). Также мы обращали внимание на юбилейные даты, которые отмечались в 2014 году: 80 лет исполнилось Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского, 70 лет – Российской академии музыки им. Гнесиных. Деньги были реализованы в рамках ФЦП «Культура России». Образовательные учреждения сами выбирали фирмы-производителей роялей.

– Среди получателей сертификатов есть и учреждения среднего звена. Почему это стало возможным, ведь ранее вы говорили «Играем с начала», что не можете обеспечивать инструментами ссузы?

– В интервью, о котором вы говорите, речь шла о ссузах, находящихся в ведении региональных органов культуры, федеральных учреждений это не касается. Минкультуры России выделило средства на приобретение роялей подведомственным образовательным учреждениям – и вузам, и ссузам, поскольку именно это отражено в той целевой статье расходов ФЦП «Культура России», по которой выделялись средства.

– Как будет обстоять ситуация в дальнейшем с региональными ссузами?

– В Совете по образованию в области музыкального искусства и педагогики при Министерстве культуры РФ мы приняли решение – правда, оно имеет рекомендательный характер, – чтобы в региональных программах органов управления культурой появилась строчка о выделении финансирования на приобретение инструментов именно для музыкальных училищ. В регионах такие программы есть, которые разрабатывались по аналогии с ФЦП «Культура России», но ряд позиций в этих программах отсутствует, в том числе и по приобретению оборудования для подведомственных учреждений.

– Сколько времени потребовалось, чтобы принять это решение?

– Принятие федеральной программы «Культура России» заняло около полутора лет. Думаю, в регионах все пройдет гораздо быстрее – есть регионы, которые очень быстро реагируют.

– Это какие, например?

– Можно отметить достаточно высокий уровень организации культурной жизни в Белгородской области, что отражено и в программе этой области. Но некоторые регионы, напротив, медлительны. Многое зависит от человека, который возглавляет соответствующее региональное управление или министерство культуры.

– Как же обстоят дела с модернизацией материально-технической базы ДШИ?

– В федеральной программе «Культура России» есть строчка о модернизации ДШИ, и с 2013 года мы даем субсидии регионам на приобретение музыкальных инструментов. В 2013-м выделили 97 млн. рублей, в 2014-м сорока субъектам РФ было распределено 94 млн. рублей – именно для ДШИ. В этом году приоритет будет отдан Крымскому федеральному округу – там в детских школах искусств, которые расположены в небольших городах, с инструментами не очень хорошо.

– Любому инструменту нужна качественная настройка. Денис Мацуев как-то отметил, что сегодня важна культура настройщиков.

– И это правильно. Отдельно такой специальности, как настройщик инструментов, у нас нет. Но многие консерватории и даже музыкальные училища вводят факультатив для пианистов, струнников и других инструменталистов. Знаю, что есть неплохие настройщики в РАМ им. Гнесиных, – они выезжают в любую точку нашей страны, если нужно подстроить рояль для концерта знаменитого музыканта. Неплохие настройщики в Академическом музыкальном колледже им. П.И. Чайковского, они даже учат детей самостоятельно настраивать инструменты. Но проблема с настройщиками в стране есть, это так.

– Вы также говорили, что существует проблема аттестации педагогов и концертмейстеров. В какой стадии сейчас этот вопрос?

– Вопрос обсуждается: на федеральном уровне все нормально, но в субъектах проблема остается. Если высший орган власти субъекта РФ передал полномочия по аттестации педагогических кадров отрасли культуры местному министерству культуры, а не министерству образования, значит, аттестацией занимается министерство культуры или управление культуры субъекта. А если нет такого понимания со стороны руководства субъекта РФ, этим занимается орган управления образования, и тогда во многих регионах у наших педагогов или концертмейстеров возникают проблемы.

– Это, может быть, связано с тем, что у чиновников, которые решают данные вопросы, нет музыкального образования и, соответственно, понимания важности проблемы?

– Этими полномочиями обычно наделены заместители губернаторов, которые занимаются социальными вопросами, и музыкальное образование для решения этих вопросов не обязательно. Но у нас есть Концепция развития образования в сфере культуры и искусства, которая была одобрена правительством РФ в 2008 году (ее срок заканчивается в 2015-м). Согласно этой концепции, все художественное образование должно находиться в ведении органов культуры, а не образования. Там же говорится и об аттестации педагогических кадров. Все-таки эти вопросы должны решать профильные ведомства (мы же с вами не возьмемся аттестовывать медицинских работников или инженеров).

Субъекты должны быть более активными в решении своих вопросов. Но есть проблема и в том, что руководители очень часто меняются. Не успел человек начать работу, понять, какие есть проблемы, как уже происходят кадровые изменения.

– Может быть, имеет смысл создать специальное виртуальное пространство, где директора музыкальных школ, колледжей и ректоры вузов могли бы высказывать предложения по улучшению реформы образования?

– Мы уже предпринимаем шаги в этом направлении: будет создан специальный сайт, на котором появится возможность взаимодействия по актуальным вопросам, в 2014 году при Минкультуры России создан Совет по музыкальному образованию и педагогике, который тоже готов рассматривать разные предложения и давать рекомендации по их решению. Но мы были бы рады, если бы в освещении разных проблем помогала и ваша газета.

– Возвращаясь к началу нашей беседы: запланированы ли на этот год вручения сертификатов на музыкальные инструменты?

– К сожалению, в этом году у нас гораздо меньше средств – повлияло сокращение бюджета. Кроме того, по той же позиции, которая позволила выделить сертификаты на инструменты, также проходит и специальное оборудование для учреждений других профилей. В этом году мы уделим внимание оснащению вузов, готовящих специалистов для сферы кино (в этой отрасли существует большая нехватка киноинженеров, и сейчас студенты учатся на устаревшем оборудовании), а также литераторов: в 2014 году в ведение Минкультуры РФ был передан Литературный институт им. А.М. Горького, в котором крайне необходимо укрепить материально-техническую базу. 

Сертификаты на приобретение роялей получили

Вузы:

1.  Астраханская государственная консерватория (академия)

2. Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина

3. Казанская государственная консерватория (академия) им. Н.Г. Жиганова

4. Краснодарский государственный университет культуры и искусств

5. Московский государственный институт культуры и искусства

6. Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки

7. Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки

8. Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова

9. Российская академия музыки им. Гнесиных

10. Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова

11. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова

12. Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова

13. Уральская государственная консерватория (академия) им. М.П. Мусоргского

Ссузы:

1. Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского

2. Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)

Чащина Екатерина
11.02.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: