< №2 (140) Февраль 2016 >
Логотип

СВОЯ ПОЗИЦИЯ

Материальная база московской школы искусств им. И.Ф. Стравинского, созданной правительством Москвы при участии директора школы Н.М. Карташевой, дала возможность не только развивать традиционные формы работы, но и воплотить в год двадцатилетия школы (1995) новые проекты.

Глядя на концертные залы, аудитории, специально сконструированные под каждый вид занятий (будь то хореографический класс или помещения для творческих коллективов), выставочный зал художественного отделения, сложно представить, что в 1995-м ее первый директор Владимир Александрович Карташев приспосабливал два этажа общеобразовательной школы под места для репетиций. Он же добился права на собственное помещение, и в 1998 году правительство Москвы выделило участок для строительства школы.

Грандиозным событием стало обретение в 2014 году нового великолепно оснащенного здания площадью более 5000 м2! Но чем бы были эти стены без потрясающей самоотдачи людей, которые в них обитают?

«Искусство – это форма общения, и мы развиваем умение понимать этот язык у всех одинаково: кто-то поступает на общеразвивающие программы, чтобы расширить кругозор, а для кого-то – это будущая профессия, и спрос с них совсем иной. Мы не допускаем смешивания самодеятельности и профессионализма, расставляем приоритеты в соответствии с актуальными целями, это стратегически важно», – поясняет нынешний директор Н.М. Карташева, которая возглавила школу в 2003 году.

Силами школы создан и действует единственный в Москве музей, посвященный жизни и творческому наследию Игоря Федоровича Стравинского, и в 2016-м будет организован фестиваль «5 дней со Стравинским». В эти дни можно будет увидеть учебно-просветительские фильмы, поучаствовать в квестах, экскурсиях и мастер-классах, а также пройти конкурсный отбор для участия в концерте из произведений композитора в переложении, учащиеся отделения «Изобразительного искусства» представят выставку работ с логотипом будущего фестиваля. «Сначала на местном уровне мы познакомим учащихся и общественность с творчеством Стравинского и его значением в истории русской музыки. Апробировав разные формы, определим, что будет интересно для более широкого круга участников. 2017-й – это год 135-летия со дня рождения И.Ф. Стравинского, поэтому уже сейчас начинается подготовка к большому проекту, который получит название в честь балета «Жар-птица» – одного из творений «русского периода» творчества композитора», – объясняет задуманное Наталья Михайловна.

Задача по формированию и воспитанию слушательской аудитории района Митино, удаленного от центра Москвы, всегда ставилась в параллель основной преподавательской работе. Так, десятый сезон работает «Педагогическая филармония», эти концерты призваны не только знакомить москвичей с лучшими произведениями в исполнении преподавателей, но и демонстрировать родителям потенциальных учеников способность школы воспитать творческого и духовно развитого человека, а не просто взять на поруки ребенка, за которым некому присмотреть. «Педагогическая филармония» предложила в новом учебном году увлекательную программу «От фуги до буги-вуги».

ДШИ им. И.Ф. Стравинского устойчиво «стоит» на трех органах: большом концертном, построенном в зале на 300 мест, и двух малых учебных от австрийской компании «Ригер» (реконструировавшей старинный орган в Золотом зале Венской филармонии). Из наиболее способных и технически подкованных учеников фортепианного отделения был сформирован класс, который ведет преподаватель музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского заслуженный работник культуры РФ Галина Васильевна Семенова. Сюда приезжают ковать мастерство ребята даже из других районов столицы. В ноябре в концертном зале состоялся второй тур I Международного конкурса органистов им. В.Ф. Одоевского, организованного Российской академией музыки им. Гнесиных и школой.

Последние два года просветительское направление реализуется и через особый формат дня открытых дверей – игровой квест. Посетители разгадывают загадки и ребусы, попадают в различные помещения школы, знакомятся с инструментами, а в конце посещают показательный концерт.

В новом здании школы открылся и класс арфы. Учитывая, что купить ее может далеко не каждый, здесь стараются мотивировать родителей приводить вдохновленных детей для подготовки домашних заданий в школу. Их пока немного, так как важны физические данные, тонкий слух и – в огромной степени – влюбленность в инструмент. В 2016-й школа вступает с разработанным планом проведения I Московского открытого конкурса «Волшебная арфа», где смогут проявить себя именно учащиеся детских школ искусств, жюри конкурса составят педагоги МГК им. П.И. Чайковского, которые проведут круглый стол и мастер-классы для юных арфистов и преподавателей.

Учащиеся школы не только выступают на фестивалях и конкурсах, участвуют в выставках. Стараниями педагогов, которые помогают рассмотреть различные грани общества, они овладевают душевным трудом, являя бескорыстную заботу в детских домах, гематологических центрах, домах престарелых. По словам директора школы, «ансамбли, оркестры, хоры, даже коллективная лепка и художественная керамика помогают глубокой социализации. Профессиональные умения и моральные устремления не должны отделяться друг от друга». Философия ДШИ им. И.Ф. Стравинского находит своих сторонников: в школе обучается более 1000 человек, многие приезжают из Строгино и Тушино. Руководитель школьного оркестра Дмитрий Николаевич Макушенко, наладив в соцсетях контакт со своим учителем-домристом, узнал, что тот создал в частном учебном заведении города Ремшайд оркестр русских народных инструментов. Москвичи были приглашены с концертом в немецкую школу, позже состоялся ответный визит. В октябре 2015-го в Большом зале школы искусств им. И.Ф. Стравинского прошел крупный фестиваль оркестров «Россия – Германия: взаимопонимание – совместное будущее», посвященный 70-летию окончания Второй мировой войны. Взаимодействие продолжается уже около четырех лет, гости проживают в принимающих семьях, и дети общаются не только в рамках сцены, но и как друзья.

На вопрос о том, есть ли ложка дегтя в кажущейся со стороны такой сладкой жизни школы, Наталья Михайловна отвечает так: «Жаль, что нельзя сполна наградить и отметить всех преподавателей, которые с большим энтузиазмом готовы ежедневно работать до поздней ночи на благо наших детей, общества, искусства. Неслучайно дважды обладателями стипендии правительства Москвы становились наши ученики – стипендиаты МБОФ «Новые имена» им. И.Н. Вороновой: пианист Илья Горбунов (преп. Р.В. Пыжов) и трубач Глеб Волгин (преп. Ю.В. Живов).

Если душа педагогов открыта – это надо поощрять, какие-то лимиты здесь неуместны. Хочется все время говорить им – спасибо, спасибо, спасибо!»

Бурдыгина Елена
16.02.2016


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: