< №2 (129) Февраль 2015 >
Логотип

Эвелина Оганесян: «НАШЕ ДОСТИЖЕНИЕ – ДУХ СОТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ»

За 10 лет хоровой театр «Ветер перемен», возникший на базе Детской школы искусств № 7 г. Перми, поставил серию спектаклей на музыку пермских композиторов и является образцом того, как дети становятся участниками всего творческого процесса.

О жизни коллектива рассказала его руководитель, заслуженный работник культуры РФ Эвелина Оганесян. 

Практически во всех школах искусств есть хоры, во многих – театральные кружки или даже собственные труппы. Как возникла мысль объединить хор и театр?

– Посещая концерты детских хоров, конкурсы и фестивали, я часто задавалась вопросом: «Почему в некоторых коллективах так много статики?» Дети вялые, на работу хормейстера откликаются с трудом. Создавалось ощущение зажатости, инертности. Внутренний зажим отражался и на звуке, ведь глаза не загорятся и голоса не зазвучат только потому, что так велит педагог. Когда нет глубокого понимания сути произведения, отдачи, детской искренности и интереса, нет и живого творчества. Сегодня мир изменился, дети стали гораздо более раскованными, и часто это оборачивается разболтанностью и вседозволенностью. Из уст детишек повсеместно можно услышать: «Не ущемляйте мои права». Раскрепощенность появилась, а достаточной мотивации для полноценного учебного процесса так и нет. Для того, чтобы она появилась, нужен мощный стимул, который держится на интересе самих ребят. Что же тут делать педагогам? Это, наверное, вопрос профессиональной совести: можно отмахнуться, сделать вид, что проблемы нет, или же, уважая профессию и любя детей, попытаться найти выход – экспериментируя, изобретая и формируя в процессе обучения эту творческую мотивацию. 

Итогом ваших поисков и стал синтетический жанр, объединивший два вида искусства: хор и театр?

– Именно так. Хор – это коллективное музицирование, имеющее глубокие национальные корни в нашей стране. Театр – удобный способ познания окружающего мира. Благодаря такому симбиозу ребята получают возможность не замыкаться в себе, что часто случается в период переходного возраста, а полнее раскрывать свой творческий потенциал, приобретать полезные навыки, учиться хорошим манерам, развивать художественный вкус, совершенствоваться интеллектуально и духовно. Свой театр мы назвали «Ветер перемен» – красивое и символичное название.

Сколько лет вашим артистам, кто они, каковы их обязанности?

– Артистам хорового театра от 9 до 16 лет. Все они – учащиеся ДШИ № 7  различных отделений: фортепианного, народных инструментов, оркестрового и хорового. А с 2012 года, благодаря деятельности нашего коллектива, в школе открылось театральное отделение, учащиеся которого также стали участниками труппы. В репетиционном процессе для всех артистов обязательны занятия хором, хореографией и мастерством актера. На эти уроки ребята ходят с удовольствием, занимаются с увлечением, проявляя настойчивость и трудолюбие. Для них приоткрывается завеса в удивительный мир непознанных еще возможностей. Если говорить о спектаклях, то на протяжении всего сценического времени все артисты постоянно находятся на площадке, органично взаимодействуя друг с другом во всех картинах.

Хоровому театру «Ветер перемен» уже десять лет. Каковы его главные достижения?

– За это время мы поставили и сыграли восемь спектаклей, сюжеты и литературные сценарии к которым создавались внутри коллектива детьми и руководителями. Музыку к пяти постановкам написали пермские композиторы Светлана Сергеева, Евгений Габов и Дмитрий Батин. Но самым главным нашим достижением я считаю удивительный дух сотворчества, объединяющий детей и педагогов. Он позволяет расширить кругозор учащихся, заставляет думать в непривычном для современных детей направлении, заниматься самоанализом. Результатом этой неотделимой от творчества воспитательной работы становится более внимательное отношение детей к родным, близким и друзьям, а также успешная адаптация их в социуме. Мы часто просим детей написать маленькие сочинения на тему, из которой потом рождается спектакль. Из этих сочинений берем реплики героев, а то и целые картины. Сюжеты наших постановок напрямую связаны с миром детства, вопросами и проблемами, с которыми сталкиваются наши дети. Например, «Что такое счастье?», «Урок сольфеджио»», «Дорога уходит вдаль», «Главное – по-русски говори», «Где живет детство».

Знаю, что два спектакля были посвящены победе в Великой Отечественной войне.

– Конечно, мы не могли обойти вниманием одно из главных событий для нашей страны. Победе мы посвятили спектакли «Эхо далекой войны», «И печально, и светло… Память». В работе юным артистам пришлось обратиться к истории нашей Родины, познакомиться со стихами и песнями о войне, которых современные дети не знают совсем, а также рассказами и фильмами. Мы слушали, читали, смотрели, разговаривали, разучивали и исполняли песни и хоровые произведения. А потом, чтобы глубже проникнуть в материал будущего спектакля, ребята в письменном виде отвечали на важные вопросы. Обязаны ли следующие поколения хранить память о войне? В каком виде это должно проявляться? Почему возникают войны в цивилизованном мире? Что движет людьми, встающими на защиту своей земли? Наш спектакль – о чем он? С разрешения авторов я позволю себе привести цитаты из детских сочинений. «Наше поколение должно хранить память о войне, так как отстаивали Родину наши бабушки и дедушки. Ведь если бы не они, что бы с нами было? Как бы мы жили?» (ученик 7 класса). «Наш спектакль – дань павшим воинам. Он ценен для нас, так как в ходе работы многое нам открылось, ведь мы почти ничего не знали о тех ужасных годах. Мы не могли понять, как люди работали во время блокады. В ходе работы мы стали лучше понимать, какими усилиями далась нашей стране победа» (ученик 9 класса). «Мы играем наш спектакль для того, чтобы люди не забывали о подвиге наших солдат» (ученик 10 класса).

Спектакль «И печально, и светло… Память» стал самым успешным. В 2010 году за эту работу театр был удостоен звания лауреата I степени и стал обладателем специального диплома от председателя жюри на международном конкурсе «Преображение. Золото осени» в Санкт-Петербурге. А в 2014-м уже с новым составом артистов на международном конкурсе «Урал собирает друзей» (Пермь) он был награжден Гран-при.

Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю жизнь коллектива?

– Она очень активная и насыщенная. Хоровой театр «Ветер перемен» выступает на различных площадках Перми и Пермского края не только со спектаклями, но и с вокально-театрализованными программами: «О, гении, ушедшие в века», «Мелодии любви», «Театральные секреты». Высокий результат работы всегда достигается коллективом единомышленников, в который входят не только творческие, но и административные работники нашей школы. Большая поддержка и помощь в гастрольных поездках, выступлениях и конкурсных показах принадлежит завучам Г.А. Зориной и Е.В. Голозиной и директору ДШИ Л.С. Приказчиковой.

Ребята с удовольствием выступают перед своими сверстниками, родителями, ветеранами, курсантами военного института и педагогами музыкальных и общеобразовательных школ. Их искренность, вдохновенная игра, творческая отдача заставляют и взрослых, и детей, затаив дыхание, смотреть и верить происходящему на сцене, а потом награждать артистов горячими аплодисментами. Мы все знаем, что эти моменты участникам хорового театра запомнятся на всю жизнь! Приведу еще одну цитату из детского сочинения: «Для меня наш театр останется одним из лучших воспоминаний в жизни. Сколько сил и эмоций мы вкладываем в него! Год работы ради 30 минут счастья выступления на сцене! Но это стоит того, чтобы отдавать все свои силы, время и эмоции. Хоровой театр – это любовь, которая останется в моем сердце навечно!»

Чернова Елена
11.02.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: