< №5 (154) Май 2017 >
Логотип

В ПУТЬ ЗА ЖАР-ПТИЦЕЙ

Осенью одна из самых молодых ДШИ Москвы готовится отметить 135-летие со дня рождения композитора, чье имя она носит. Отметить столь же ярко и неординарно, каким был сам классик XX века Игорь Стравинский.

Присвоение школе имени в 2007 году было сделано по всем правилам: внук композитора, проживающий в Нью-Йорке, дал на это письменное, нотариально заверенное согласие. «Мы искали не просто громкое имя, мы искали личность, в творчестве которой органично соединились бы сразу несколько видов искусства – это было бы созвучно структуре ДШИ и явилось бы консолидирующим фактором», – подчеркнули преподаватели. Игорь Стравинский идеально подошел на эту роль.

В год 130-летия со дня его рождения, в 2012-м, коллектив публично заявил о своей приобщенности к имени композитора, представив на биеннале, организованном ДШИ им. С.Т. Рихтера, концертную программу под названием «Мы любим Стравинского». Спустя 10 лет, получив достойное здание и окрепнув творчески, здесь задумали грандиозный фестиваль в честь своего великого покровителя. Каждый из пяти его дней будет иметь свою тему и свой сценарий. Девиз проекта: нет официозу, даешь креатив и свежесть идей! Впрочем, этот девиз определяет жизнь школы не только в праздники.

РЕЦЕПТ РАДОСТИ

Здесь не привыкли довольствоваться малым. Даже когда ДШИ не имела своего здания и располагалась (почти 20 лет) на двух этажах общеобразовательной школы, в каждом ее классе стояли превосходные импортные инструменты. Об этом позаботился первый директор Владимир Александрович Карташев. С тех пор равнение на лучшее во всем стало своеобразным кредо учебного заведения. Он же инициировал в 1998 году разработку проекта нового здания для ДШИ и обозначил главный вектор творческой деятельности вверенного ему учреждения: от частного к общему, имея ввиду под общим коллективное музицирование. И сейчас во всех без исключения отделах есть свои малые и большие ансамбли, открывающие радость совместного творчества и дающие бесценный опыт концертной деятельности каждому их участнику.

Сегодня у школы не дом – дворец! Несколько тысяч квадратных метров площадей, музыкальные классы со звукоизоляцией, просторные студии для художников, профессионально оборудованные танцевальные классы. Совершенно уникальное явление для ДШИ – три органных зала (два учебных, один концертный). Инструменты для них построены одной из лучших в мире органных фирм Rieger (Австрия). В этом мире роскошных «стейнвеев» и величественных «ригеров» нашлось место и простой стеклянной доске в фойе первого этажа. Простой, да с важным смыслом. Это «доска пожеланий», на которой дети пишут свои предложения, просьбы, отзывы. Такая вот форма обратной связи.

Правильно обустроенная среда и психологический комфорт, творческая атмосфера и профессиональный подход к обучению – именно эти факторы, по мнению нынешнего директора Натальи Михайловны Карташевой, являются определяющими для того, чтобы школе искусств стать «школой радости». Приняв в 2003-м эстафету по руководству от своего супруга, она продолжила его начинания и его политику. А суть этой политики одна: детям – только лучшее.

Таковы здесь классы и инструменты, таков и преподавательский состав. Например, орган ведет заведующая соответствующим отделением в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории Галина Васильевна Семенова, большой авторитет в своем деле, а отделение музыкального театра (функционирующее по дополнительной программе) возглавляет Тамара Анатольевна Шаламова – директор «Фабрики звезд – 2», педагог Максима Фадеева и Пьера Нарцисса. В школе преподают солисты известных московских коллективов и лауреаты всероссийских, международных конкурсов. И не только преподают. Благодаря их исполнительскому искусству не один год в школе с успехом работает Педагогическая филармония.

ВДОХНОВЕНИЕ СВОИМИ РУКАМИ

Стравинский считал, что только в работе рождается вдохновение, подобно тому, как аппетит приходит во время еды, и в этом с ним согласны все – и педагоги и ученики ДШИ (может, поэтому всего за 22 года школа стала одной из самых серьезных и представительных в своем округе).

Практически каждый день обновляется колонка новостей на школьном сайте: только что отзвучал концерт «Музыка Победы» – а уже на следующий день мастер-класс Нельсона Деллевинье Фабри, преподавателя частной национальной консерватории в Париже, и концерт в Большом зале ДШИ с участием пианистов из России, Бельгии, Франции, Южной Кореи и еще шести стран дальнего зарубежья. Через неделю после этих событий здесь рукоплещут гитарными ансамблям Москвы, а еще через три дня – учащимся эстрадно-джазовых отделов школ (вход на мероприятия свободный, и не только для «своих»).

Контакты с зарубежными коллегами в школе не называют приоритетным направлением деятельности, но руководство за то, чтобы дети расширяли свои личностные и творческие горизонты в общении с представителями других культур. А потому всемерно поддерживает зародившуюся в 2012 году дружбу между своим оркестром русских народных инструментов и аналогичным коллективом из Школы музыки, театра и танца немецкого города Ремшайд. Свидетельства этой дружбы – ежегодные обменные визиты и совместные гастрольные туры.

Слово «дружба», которое, судя по всему, имеет важный смысл для руководства школы, значится и в названии еще одного инициированного здесь проекта – Российского фестиваля-конкурса юных пианистов «Дуэт» – «Дружба городов России». С 2010 года он побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Великом Новгороде, Кирове, Боровичах, приглашая учащихся творческих школ к состязанию в ансамблевом исполнительстве в четыре руки.

ПЯТЬ ДНЕЙ И ВЕЧЕРОВ

«Мою музыку лучше всего понимают дети и животные» – говорил композитор, перевернувший понятия о классическом музыкальном языке и принципах инструментовки. Отдавая должное легкой иронии композитора, в школе все же считают, что помогать юным музыкантам в постижении его искусства стоит. И делают это самыми разнообразными способами.

Пример – музей. Здесь собрана экспозиция, в которой представлены фотоматериалы, ноты произведений композитора, книги, посвященные ему. Любой желающий может послушать аудиозаписи, посмотреть видео с концертов выдающихся исполнителей или биографические фильмы. Есть и собственноручно сделанный учениками и педагогами «экспонат» – карта пребывания Игоря Федоровича в Москве.

А в прошлом году опробовали такой способ погружения в мир композитора, как образовательный фестиваль. Его назвали «Жар-птица», прочертив связь и с фольклорным образом счастья, и с одноименным балетом. В течение пяти дней концерты из произведений мэтра перемежались мастер-классами выдающихся знатоков стилистики композитора, увлекательным квестом, пройти этапы которого можно было, лишь обладая хорошими знаниями о биографии и творчестве Стравинского, демонстрацией фильмов о композиторе.

Этот проект оказался в некотором роде эскизом к тому масштабному фестивалю, который школа готовит к ноябрю. «Пять дней со Стравинским», приуроченные к 135-летию со дня рождения композитора, начнутся с концерта-презентации ДШИ как участницы международного проекта «Школа Steinway». Во второй день слушателей ждут выступления детских коллективов из разных школ столицы под общим названием «Играем Стравинского» (отбор участников проводится по видеозаписям). На третий запланирована образовательная игра не только для музыкантов, но и для юных художников. Далее большая премьера: коллектив Педагогической филармонии представит «Историю солдата», которая, в соответствии с полным названием сочинения и замыслом композитора, будет играться, читаться и танцеваться. Помимо этого, в рамках фестиваля планируется конкурс по изобразительному искусству «Жизнь, творчество, музыка Стравинского». Финальной точкой, по мысли организаторов, станет награждение участников и концерт-сюрприз. 

Сабирзянова Лилия
31.05.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: