< №8 (145) Август 2016 >
Логотип

КТО СТАРАЛСЯ – ТОТ ДОСТИГ

Идет долгожданный переезд МГДМШ им. Гнесиных на Большую Филёвскую, 29 – в здание после капитального ремонта. Впереди – горячая юбилейная пора.

30 ЛЕТ У РУЛЯ 

 В маленькой книжице писатель Стивен Прессфилд (род. 1 сентября 1943 г.) выдал емкое: «Профессионал любит свое дело настолько, что посвящает ему жизнь целиком». Московскую городскую детскую музыкальную школу им. Гнесиных посчастливилось возглавить Андрею Подгорному 8 сентября 1986 года. Как в песне, к тому моменту он объездил много стран:

Прошел чуть не полмира я,

С такой, как ты, не встретился,

И думать не додумался,

Что встречу я тебя.

Вдохновленный идеей обогащения школы разнообразием детских творческих коллективов, Андрей Петрович начал работу с создания симфонического оркестра. В существовавшую, по его словам, очень приличную струнную группу он включил педагогов и учеников по духовым специальностям. Получился оркестр, который не стыдно было везти на фестиваль молодежных оркестров «Еврооркестрия» в Испанию. 1991 год считается годом образования этого славного коллектива, с успехом выступавшего впоследствии в Великобритании, Франции, Италии и странах СНГ…

Так родился Камерно-симфонический оркестр им. Гнесиных, которому в этом году исполняется 25 лет. Лишь добившиеся высоких результатов ученики, в том числе младших классов, имеют возможность выступать в его сопровождении. Ежегодные концерты, которые язык не поворачивается назвать просто отчетными, проходят в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского – при аншлаге. Значение «Концертов для детей с оркестром» трудно переоценить, неслучайно почти все их участники впоследствии связывают жизнь с карьерой музыкантов.

Вполне понятно, что после такого успеха директор решился на основание и духового оркестра. Укомплектовать его полный состав позволило приглашение в 1996 году преподавателей-духовиков, а возглавить новый детский коллектив любезно согласился заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии СССР Н.М. Михайлов. И работа закипела. Генерал-майор в отставке, многократный дирижер сводных военных оркестров парадов на Красной площади, Николай Михайлович стал увлеченно работать с детьми, передавая им богатый личный опыт. Спустя 10 лет, в память о всеобщем любимце школы, оставившем ярчайший след в ее истории, коллега по службе – полковник в отставке, заслуженный деятель искусств России Анатолий Мухамеджан создал из преподавателей и выпускников профессиональный Московский духовой оркестр им. Н.М. Михайлова. А детский духовой оркестр за короткий срок под руководством А.Б. Мухамеджана и заслуженного артиста России Е.Ю. Никитина превратился в один из лучших детских оркестров столицы, с чем мы искренне поздравляем его по случаю 20-летия!

СКАЗАНО И СДЕЛАНО 

Даже страшно представить, что было бы, если бы… сестры Елена, Елизавета, а впоследствии Евгения, Ольга, Мария и брат Михаил не задумались над принципиально иной организацией детского и юношеского музыкального образования в России. В конце XIX века, когда прабабушки и прадедушки нынешних школьников лишь появлялись на свет, музыкальные школы в обеих российских столицах уже существовали, но преподавали там только один инструмент: фортепиано или скрипку, виолончель или трубу. А музыкант должен уметь играть в ансамбле и оркестре, петь в хоре, знать всё – сольфеджио, музыкальную литературу, основы композиции… «Необходима школа нового типа!» – решили Гнесины. И маленький дом в пять окошек на Старом Арбате с табличкой «Училище сестер Гнесиных» открыл двери для детей и взрослых. Музыкальную школу номер один создали уже при советской власти – как и все последующие, они стали работать по системе, сформулированной и в течение 23 лет усовершенствованной семьей Гнесиных.

От этой легендарной истории, начавшейся 15 февраля 1895 года и многократно на разный лад пересказанной, пробирает всякий раз. Назвать нововведение следствием высокого профессионализма – не сказать ничего. В полной мере проявленное выпускниками консерватории качество ближе раскрывает этимология слова «энтузиазм» – быть одержимым божеством, неистовствовать. За примером далеко ходить не надо: Елена Фабиановна построила в Москве первую в стране музыкальную академию в 1944-м… Шла война, финал которой для СССР предсказать мог только ясновидящий, а ей удалось оказать такое (!) влияние на чиновников, что, несмотря на разруху и голод, нашлись ресурсы для ее создания.

ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ   

Как следование великому подвигу семьи Гнесиных в МГДМШ девизом стали слова: «Кто старался – тот достиг». Из семисот с лишним нет ни единого ученика, который не стал бы участником творческого процесса на сцене. Но как этого добиться, если не все дети подготовлены технически? Только коллективно. Так и появились на хоровом отделе два хора: детский хор «Созвучие» под руководством Юлии Викторовны Половниковой и самый известный – Концертный хор «Московские колокольчики», который в этом году отмечает 25-летний юбилей.

В его состав входят все возрастные категории, начиная с семилеток. «Московские колокольчики» можно услышать в залах МГК им. П.И. Чайковского и РАМ им. Гнесиных, в КЗЧ и на других престижных сценах. Добавьте к этому Германию, Финляндию, Италию, Испанию, Болеарские острова, Китай и Мальту. За незаметно пролетевшие годы хор стал лауреатом множества международных конкурсов и фестивалей. В его репертуаре: произведения как русских композиторов, включая Бортнянского, Глинку, Танеева, Рахманинова, так и западных (Гендель, Перголези, Шуберт, Моцарт, Брамс), а также старинные монастырские распевы, духовные канты и песни народов мира. Руководитель – член Всероссийского музыкального общества Екатерина Арамовна Аветисян.

Как-то в самом начале 90-х она пришла устраиваться в школу в качестве дирижера-хоровика и привела с собой троих малышей. На вопрос директора, что она может предложить, просто кивнула детям, и те, как он выразился, запели на два голоса a capella «аки ангелы». Разумеется, мать девятерых детей была принята в школу, где создала не только концертный хор, но еще и семейный ансамбль «Благая Весть», в котором действительно поет вся ее семья.

Можно еще много рассказывать о замечательных ансамблях школы (скрипачей, виолончелистов, гитаристов, флейтистов, ударных инструментов и др.), о преподавателях-солистах, о педагогической филармонии... Вот так, по Бердяеву, в занятиях, концертах и гастрольных турах, рождая идеи в различных направлениях и успешно их реализуя, ГБУДО г. Москвы «МГДМШ им. Гнесиных» продолжает стяжать истину «жизнью и подвигом, усилием воли и целостным духом».

ПОЙТЕ СВОИМ ДЕТЯМ! 

Как только мы встретились с заслуженным деятелем искусств РФ Андреем Петровичем Подгорным, стало ясно: в МГДМШ им. Гнесиных жив ген энтузиазма.

– Знаете ли, что главное на сцене? Самое главное – это умение справиться со сценическим волнением. Не потерять, донести до слушателя образ произведения, созданный вместе с преподавателем. И вот, когда стихли последние звуки и ребенок слышит аплодисменты и «браво», когда он впитывает эту массу положительных эмоций, – даже у самого неуверенного рождается самоуважение, без которого человека просто нет! Участие детей в концертах – это одна из самых выраженных форм становления личности.

– Андрей Петрович, поясните, пожалуйста, принцип перспективных линий, нашедший у вас практическое применение.

– Да, в нашей школе есть своя педагогическая концепция, о которой я всегда предупреждаю поступающих к нам на работу. Поясню на примере скрипки, поскольку я скрипач. Допустим, ребенок должен освоить трель –последовательность всегда одна и та же: упражнение, затем гамма и, наконец, пьеса, скажем, «Соловушка». Приходит он на урок со своей скрипочкой-восьмушкой или четвертушкой. Сначала эту пьеску ему должен наиграть сам педагог. Так вот, я очень не советую делать это на своей «взрослой» скрипке.

– Почему?

– А вы представьте, о чем думает в этот момент ребенок? О том, что он так никогда не сможет… А если продемонстрировать то же самое на его скрипулечке, реакция будет что-то вроде: «Ух ты, и я так смогу!», и ему понятно, для чего нужны эти однообразные упражнения и гаммы, и уже не скучно, потому что есть цель. Если еще сказать, что когда он выучит пьесу, то сможет выступить в концерте, то ребенок окончательно понимает, куда приведет последовательность его усилий – начинается развитие целеустремленности, трудолюбия.

– Каким образом в МГДМШ им. Гнесиных решают министерские задачи по воспитанию и охвату детского населения художественным образованием?

– Учитывая, что дети проводят у нас по 3–6 часов в неделю, где непременно присутствует личное общение с преподавателем (и не только о гаммах и этюдах – обо всем), – развиваются их интеллект, эрудиция. Вот почему уже после первого года перед вами ребенок, заметно отличающийся от своих ровесников, не обучающихся в музыкальной школе: он иначе мыслит, иначе чувствует, иначе воспринимает мир. Да и много ли у нас родителей, которые уделяют своим чадам столько же времени? Утром одна задача: как можно быстрее накормить и выпроводить на уроки, самому мчаться на работу. Едва с работы пришел, ребенку уже и спать пора. Какое уж тут воспитание! Да и не только во времени дело: очень мало родителей, подкованных педагогически, знающих дидактику, психологию и возрастные особенности ребенка так, как знают это преподаватели.

Что касается набора. Теперь мы обязаны каждый год 20% от нового приема принимать без тестирования – по записи на портале государственных и муниципальных услуг города Москвы. Не думаю, что это нормально, но выход есть благодаря дифференцированному подходу. Если ребенок способный, тем более талантливый, сосредотачиваемся на развитии в нем профессионализма, кстати, сам по себе профессионализм воспитывает морально-нравственные качества. Если способности выражены слабо или вообще, на первый взгляд, ни слуха, ни голоса, ни чувства ритма – начинаем с азов по общеразвивающей программе. Знаете, людей вообще без слуха нет, если человек здоров. Есть те, кто не умеет управлять голосовыми связками. Вот пришел к вам такой гудошник – все ноты повторяет на одном доступном ему звуке. Сразу вопрос: «А сирену ты можешь изобразить?» Могут все, и как минимум на нескольких звуках, а это уже начало. Постепенно развивается навык голосоведения, и вскоре новичка можно включать в хор, который буквально всем необыкновенно полезен.

У вас очень большое подготовительное отделение, целых двести малышей…

– Работать с малышами – одно удовольствие! Мы принимаем с трех с половиной лет: чем раньше начинается развитие ребенка, тем большего он достигнет к моменту окончания школы. И начинаем как раз с того, что взываем к их эмоциям… Есть такая трогательная песенка про перепелочку, у которой в каждом куплете что-нибудь болит. Мы просим пожалеть птичку, и они тут же начинают передавать это голосом, – вот вам и основы сопереживания, вначале к пичужке, по мере взросления – к людям. Этот возраст упускать в воспитании и с профессиональной точки зрения нельзя. Я всегда говорю мамочкам и будущим мамам: укладывая спать малыша, обязательно пойте ему колыбельную. Пусть он засыпает под мелодичный голос любимой мамы, подсознательно мелодия непременно увяжется со смыслом слов. Вот этого мы и добиваемся на подготовительном отделении. Приходя потом в первый класс, дети не только знают ноты и умеют в меру своих возможностей петь, но начинают понимать эмоциональный подтекст в пьесках. Нельзя работать с детьми формально. Среди моих коллег-педагогов формалистов нет, между прочим, пятая часть из них – наши выпускники, окончившие вузы.

– Корректно ли делать заключение об одаренности 5–6-летнего ребенка?

– Дети все развиваются совершенно по-разному, как физически, так и духовно. Иногда божья искра проявляется в первые годы учебы, а бывает, что потенциал раскрывается позднее. Не редки случаи, когда это происходит на финишной прямой, то есть в  седьмом или даже восьмом классе. Главное – не пропустить этот важнейший и во многом загадочный момент. Именно с этой целью наиболее способным, старательным и целеустремленным воспитанникам мы даем возможность – после множества прослушиваний, школьных концертов и тщательных отборов – выступить в лучших залах России и за рубежом, да вдобавок в сопровождении профессиональных коллективов.

– Как сталось, что в Гнесинской музыкальной школе вдруг появился театр «Солнечный ГНОМ»?

– Вовсе не вдруг! Столетие назад, точнее, в 1911 году, известный композитор А.Т. Гречанинов написал специально для школы сестер Гнесиных детскую оперу «Ёлочкин сон», которая и была у нас с успехом поставлена. После более чем 70-летнего антракта группа педагогов-энтузиастов возродила эту необычайно увлекательную форму развития детских способностей. Так, в 90-е были введены занятия по классам сценической речи, сцендвижения, вокала, хора – возник отдел музыкального театра «Солнечный ГНОМ», где сегодня работают 10 преподавателей, контингент – 50 учащихся с первого по восьмой классы. Веселое название придумал режиссер отдела Леонид Орестович Расцветаев: ГНОМ это аббревиатура – Гнесинское направление оперной музыки, а слово «солнечный» олицетворяет радость, оптимизм, счастье – всё это объединяет участников этого содружества взрослых и детей. Бывает, задействуем в спектаклях своих бывших учеников, а среди них солисты и «Геликон-оперы», и Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, и Школы оперного пения Г. Вишневской, и других театров Москвы.              

Школа Гнесиных – она такая: попав сюда, ты с ней не расстанешься никогда. Потому что это не просто ностальгия по детству и юности, остается в душе целый пласт и чувство благодарности к тем, кто тебя, по сути, взрастил, кто открыл для тебя прекрасный мир – музыку.

Несмелова Саша
31.08.2016


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: