< №2 (129) Февраль 2015 >
Логотип
ЖИЗНЬ ШКОЛЫ

ЛИЦА НЕОБЩИМ ВЫРАЖЕНЬЕМ

Санкт-Петербургская детская школа искусств имени В.А. Гаврилина отметила 35-летие. О жизни школы, авторских программах и главных достижениях рассказала старший преподаватель ДШИ, член бюро теоретической секции Учебно-­методического центра по образованию Комитета по культуре Санкт-Петербурга Елена Валентиновна Маруда.

Среди образовательных организаций города в сфере культуры ДШИ им. В.А. Гаврилина занимает особое место. За относительно небольшой период работы наш педагогический коллектив успел завоевать авторитет, уважение и признание коллег, сформировать свой особый – доверительный стиль общения с учениками и родителями. Новый закон об образовании дал учителям возможность проявить инициативу и воплотить в жизнь собственные замыслы. В качестве примера приведу программу нового курса «Развитие творческих способностей» (автор идеи С.М. Гансбург). Программа позволяет каждому ученику дополнить основной пакет предметов дополнительными курсами – вторым инструментом, вокальной практикой, практикумом по сольфеджио, композицией.

Концепция образовательного процесса, которая сформировалась в школе, опирается, прежде всего, на огромный творческий потенциал и опыт коллектива наставников, их высокий профессионализм и преемственность кадров. В школе работают замечательные, увлеченные своим делом преподаватели и концертмейстеры, воспитавшие (именно воспитавшие, а не просто научившие играть на инструменте) огромное количество детей. Назову имена нескольких педагогов. Это заслуженный работник культуры РФ Михаил Моисеевич Библин. Ведущий преподаватель Петербурга по классу трубы, он вырастил множество лауреатов и дипломантов, в том числе победителей телевизионного конкурса «Щелкунчик». Это заслуженный работник культуры РФ Нина Матвеевна Сахарова, руководитель старшего хора школы и преподаватель вокальной практики. Талантливый хормейстер, она по-настоящему увлекает детей хоровым искусством. Ее бывшей воспитанницей Маргаритой Грицковой гордится вся школа: она обладательница званий «Надежда России» и «Звезда Лихачева», лауреат всероссийских и международных конкурсов, солистка Венской государственной оперы. Это заслуженный работник культуры РФ Татьяна Ивановна Пронина, артистка Государственного академического оркестра русских народных инструментов им. Андреева, преподаватель СПбМК им. М.П. Мусоргского, самоотверженно пропагандирующая исполнительство на народных инструментах. Ее выпускники сегодня работают в оркестровых коллективах города, а нынешние ученики по классу домры погружены в атмосферу доброты и любви к своему инструменту. Продолжит список руководитель струнного отдела школы Марина Петровна Болдина: практически каждый ее ученик чувствует себя артистом, и тот, кто сегодня выступает на сцене школьного зала, равняется на тех, кому по плечу выступление с симфоническим оркестром на филармонических площадках. 

Это Елена Борисовна Игнатьева, которая более десяти лет работает на дошкольном отделении по собственной уникальной методике раннего музыкального развития. Она одной из первых в городе начала заниматься с детьми 3-4 лет. Ее уроки – школьный бренд, широко известный в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Амбициозные задачи никогда не заслоняли от нас самого ребенка, пришедшего в школу, чтобы приобщиться к миру музыки. Мы убеждены, что научить можно лишь тогда, когда создана атмосфера доверия и взаимопонимания. Об этой ауре доброты говорят и многочисленные гости, и родители, и, самое главное, дети. Сегодня мы живем и преподаем в ситуации информационной пресыщенности. Музыкальная школа конкурирует со множеством увлечений и технических новинок, доступных современному ребенку, особенно живущему в мегаполисе. Чтобы удержаться на гребне, нужно быть не просто интересным, а неожиданно креативным, сохраняя приверженность традициям петербургской школы. Этим запросам отвечает один из последних наших проектов. 

Индивидуальное соревнование по сольфеджио для учащихся 3-4 классов ДШИ и ДМШ города «Поиграем в сольфеджио» было задумано преподавателями теоретического отдела в качестве альтернативы традиционным олимпиадам для учеников младших классов. Являясь основным в развитии фундаментальных навыков слуха и мышления, сольфеджио часто обретает сугубо теоретизированные формы. Зачастую малыш с трудом понимает, к чему ему все эти интервалы и аккорды и какое отношение они имеют к тому, что он играет или поет. Мы даем ему возможность не просто демонстрировать слуховые умения и навыки, а проявлять смекалку и находчивость, получая радость от общения с актерами и музыкантами, стремимся показать, что сольфеджио – во всем музыкальном пространстве, окружающем ребенка. 

Таким образом, конкурсные задания органично вплетены в ткань театрализованного действа, главные персонажи которого Мажоркин и Миноркин (актеры театра «Буфф») выполняли задания вместе с участниками, делали это смешно и забавно ошибались. Участники и педагоги смогли по достоинству оценить блистательные импровизации на рояле А.С. Терешина, задания с использованием компьютерных технологий А.А. Шарафутдиновой, оперу-сказку «Колобок», в ариях которой ребята узнавали знакомые интервалы и аккорды, и многое другое. 

Внутренний мир ребенка, его мышление, эмоциональная отзывчивость очень часто становятся пробным камнем для произведения искусства на его тернистом пути в вечность. Счастлив тот композитор, который сумел достучаться до детского сердца. В этом смысле произведениям В.А. Гаврилина была уготована завидная судьба. Дети только им ведомым чутьем постигают подлинность и художественную правду, глубину и пронзительность гаврилинских произведений. 

Имя этого замечательного композитора школа носит уже более десяти лет, и все это время наши педагоги, ученики, их родители имеют бесценный опыт общения с миром его музыки. В детском сознании с первых лет музыкальные миры Баха, Моцарта, Глинки, Гаврилина начинают сосуществовать, постепенно расширяя границы его слухового опыта, а следовательно, и личностного роста ребенка. Одна из главных задач образования – пробудить эмоциональную отзывчивость и через это качество заложить основы духовности и нравственности. И пронзительные образы гаврилинской музыки помогают в этом.

Знакомству с жизнью и творчеством композитора служит открытый в 2002 г. школьный музей (автор идеи П.Р. Петров). Сначала открылась фотовыставка в фойе второго этажа, а затем началась работа по созданию полноценного фонда. Следующая экспозиция была открыта в 2006-м перед концертом IV российского музыкального фестиваля «Вместе с Гаврилиным». Тогда скульптор Ю.В. Евграфов подарил музею скульптурный и живописный портреты Валерия Александровича, которые отныне украшают наш концертный зал. Музей стал важным источником информации о творчестве В.А. Гаврилина. Ведется систематическая работа по сбору аудио-, видеоматериалов и нотного собрания произведений композитора, а также материалов, касающихся его жизни и творчества (статьи о нем, радио- и телепередачи).

Неоценимую помощь оказывает вдова композитора Наталья Евгеньевна Гаврилина. С трепетом вспоминаю момент, когда впервые переступила порог ее удивительного дома. Преданность памяти супруга и научная скрупулезность в собирании и хранении архивных материалов, ее феноменальная память и неиссякаемая энергия не могут не восхищать. Н.Е. Гаврилина – большой друг нашей школы. Она всегда не только щедро делится имеющимися в ее распоряжении материалами, но и, что особенно ценно, несет нашим детям живое слово о Гаврилине.

Как известно, дети очень любят выходить на сцену. Выступить в Доме композиторов, в зале Шереметьевского дворца и Мемориальном музее Ф. Шаляпина или принять участие в концерте, где произведения любимого композитора исполняют большие мастера, – задача и увлекательная, и невероятно ответственная. Поэтому концертные выступления, которые мы проводим совместно с фондом «Санкт-Петербургское наследие и перспектива» в рамках Всероссийского Гаврилинского фестиваля, мы считаем очень важными для жизни нашей школы.

Старший хор – лауреат многих фестивалей и конкурсов – завоевал известность среди детских коллективов города. В его репертуар неизменно входят произведения Гаврилина. Многие из них стали визитной карточкой коллектива. Вероятно, дух сочинительства витает в стенах школы: воспитанники стали лауреатами и дипломантами Петербургского юношеского конкурса «Я – композитор» им. В.А. Гаврилина. 

Подводя итог многолетней работы, можно с уверенностью сказать, что опыт общения учеников с творчеством этого выдающегося композитора дает полновесные результаты. Могу назвать много не просто талантливых, а уникальных детей, которые выросли в атмосфере музыки Валерия Александровича и стали настоящими звездами. Не менее, а может и более важен для нас опыт тех детей, кто пережил эмоциональное единение с этой музыкой, но музыкантом не станет, однако в своей взрослой жизни сохранит нравственные и ценностные маяки.

Маруда Елена
11.02.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Гость | 03.07.2015 00:23

Школа без пианистов?..

Ответить

Влипердиус | 18.03.2017 09:21

Это большое заблуждение, что музыка якобы формирует нравственные ценности.

Ответить