< №5 (143) Май 2016 >
Логотип

КИСТИ В ДЕВИЧЬИХ РУКАХ

«С высоты полувекового рубежа видны безусловные достижения, открываются и новые перспективы», – убеждена директор ДХШ Подольска, преподаватель высшей категории Ирина ДАНЧЕНКО.

В наш 50-й, юбилейный, год основная задача педагогического коллектива остается прежней: возрождение традиционного академического искусства. Илья Репин говорил: «Непрестанно рисовать с натуры – вот школа самая высшая и верная». Эти слова хорошо передают суть нашей методики преподавания – мы последовательно обучаем детей академическому, традиционному стилю.

Конечно, как и раньше, наши юные художники с успехом принимают участие в городских, областных и международных фестивалях, конкурсах и выставках. Таких как «Дмитровская палитра», «Воскресенская радуга», «Юные таланты» и другие. Фестиваль-конкурс «Юные таланты» для нас очень важен. Он не просто ежегодный городской, он проводится в год не менее десятка раз. Например, в 2015-м проводился 24 раза, и школа представляла на него не менее 200 работ. И каждый раз происходит открытие новых имен. Это настоящая путевка в жизнь для многих ребят.

Еще об одном юбилейном новшестве чуть позже. А сейчас – несколько слов об академическом стиле, которого мы придерживаемся, и почему именно академизм сегодня, во времена, когда популярнее всевозможные виды модерна и абстракции. Академический стиль на самом деле – это стиль вечности, берущий за основу искусство Античности и эпохи Возрождения, но при этом он более систематизирован. Это и скрупулезно проработанная техника исполнения, и особые правила построения композиции. В понимании общества он являет собой реалистичность, высокое качество и безупречное исполнение при следовании традициям классицизма. Но это не шаблонная живопись, как может показаться на первый взгляд. Академизм – идеализация того, что ты изображаешь, торжественность и высокое техническое мастерство, без которого ни настоящим модернистом, ни подлинным абстракционистом вряд ли станешь. А далее – выбор за человеком.

Конечно, мы не пренебрегаем современным искусством. Но многие его направления в большей степени опираются на эмоциональное восприятие и мало внимания уделяют технике. Поэтому ребенка, особенно младшего возраста, трудно обучить на таком примере. Тем не менее мы всегда поощряли в учениках поиски своего собственного стиля. Такая система закладывает прочные основы для их дальнейшей учебы в высших учебных заведениях.

В нашей галерее преобладает живопись с натуры. В основном, это пейзажи – старые городские улицы, церкви и усадьбы нашего города, в том числе знаменитый Троицкий собор. Много портретов и натюрмортов. Разумеется, «рисованием с натуры» дело не ограничивается: есть прекрасные, яркие работы, посвященные сюжетам русских народных сказок. На портретах ученики по понятным причинам рисуют, прежде всего, друг друга. Самый частый «гость» в галерее портретов – молодая девушка у мольберта.

Девочки в нашей школе действительно составляют большинство. В классах один-два мальчика. Этим сейчас трудно кого-то удивить: во многих школах искусств и творческих вузах девушек в разы больше, чем юношей. Сама же я в годы своей учебы была одной из нескольких или вообще единственной девочкой в группе, поэтому никак не могу до конца привыкнуть и понять, почему сейчас это происходит. Работает какой-то стереотип? Считается, что мужчины лучше усваивают точные науки, а женщинам, наоборот, ближе гуманитарные? У нас в младших классах девочки действительно более активные и творческие. Мальчики больше проявляют себя в классах постарше – возможно, потому, что те, кто доучился, уже точно решили связать свою жизнь с этой профессией, а девочки частенько поступают в художественную школу для общего развития. Как вариант, предпочитают пробовать себя в дизайне. Однако должна сказать, что разницы в успеваемости мальчиков и девочек нет. Каждый ребенок – личность и через творчество проявляет себя очень ярко.

В нашем обществе бытует мнение о том, что все художники, независимо от степени одаренности, народ неорганизованный, склонный к богемному образу жизни. Но наблюдая за своими учениками, я никак не могу с этим согласиться. В характерах ребят две крайности: есть усидчивые и спокойные дети. У них лучше получается рисунок, построение композиции. Там, где нужна оригинальная идея или передача впечатлений, больших успехов добиваются активные ребята. Конечно, и из правил есть исключения. Вообще, художник – это не только талант, но и особый склад характера: наблюдательность, зрительная память, умение не только видеть интересное в обыденных на первый взгляд вещах, но и разглядеть детали. Качество это особенно важно для пейзажиста. И, конечно, важно безупречное владение карандашом или кистью.

Многие отдают детей в художественные школы, чтобы развить мелкую моторику. Она влияет и на развитие способностей и характера в целом: не только способствует усидчивости, но и развивает память, ускоряет развитие интеллекта. Кому-то может показаться, что именно благодаря такому убеждению у нас жесткий вступительный конкурс (иногда бывает до трех человек на место). На самом деле, это связано не с требованиями, а с банальной нехваткой помещений. Места нам действительно не хватает: в маленьком здании теснятся чуть меньше четырехсот человек. Все поступающие дети, как минимум, способные, но, к сожалению, из-за тесноты приходится выбирать самых-самых…

Конечно, я надеюсь, что это не навсегда. Мы постепенно расширяемся. Как раз к юбилею школа собирается арендовать отдельный кабинет для класса скульптуры. Это и есть еще одно наше новшество к пятидесятилетию школы.

Евсеева Мария
04.05.2016


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: