< №5 (121) Май 2014 >
Логотип

ДЕКАДА МУЗЫКИ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ

«Играем с начала» продолжает серию публикаций, посвященных деятельности Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке. В год 80-летия со дня рождения Альфреда Шнитке институт проводит целый ряд мероприятий, посвященных его юбилею. С 14 по 24 апреля в концертном зале института состоялись концерты, объединенные названием «Декада музыки Альфреда Шнитке», в которых приняли участие студенты исполнительских кафедр. Старт фестивалю был дан 9 апреля в Концертном зале Н.Я. Мясковского Московской консерватории, где прошел своего рода пролог к «Декаде» – концерт «Альфреду Шнитке посвящается». Об этом событии – в предлагаемой статье профессора МГИМ им. А.Г. Шнитке, лауреата премии правительства России Е.Б. Долинской.

Изначальная нота, установленная для череды грядущих событий, была, несомненно, ярко звучащей. Прежде всего потому, что первый концерт-пролог сразу установил важные отличительные знаки грядущего форума. Его идея, принадлежащая профессору института И.Ю. Громову, была по своей направленности безусловно новой и смелой. Разумеется, МГИМ им. А.Г. Шнитке, и не в последней степени Шнитке-центр, вот уже почти два десятилетия прикладывает значительные усилия для пропаганды наследия композитора и увековечивания его памяти. В литературу о музыке ХХ столетия давно вошел регулярно издаваемый научный сериал «Альфреду Шнитке посвящается», ныне готовится к изданию 9-й, юбилейный том. Студенты разных специальностей охотно включают в репертуар сочинения «своего композитора».

Однако впервые в таком гигантском объеме мир музыки Шнитке представлен исполнительскими силами студентов института. Практически ни один жанр из наследия мастера не выпал из внимания устроителей фестиваля. Художественно-поэтический театр Шнитке представлен «Желтым звуком» в сопровождении компьютерной графики живописи В. Кандинского. В переложении для камерного оркестра прозвучало «Собранье песен сих» (вторая часть хорового концерта) и Пять фрагментов по картинам Иеронимуса Босха. 

Симфоническое наследие было представлено двумя инструментальными концертами, фортепианным и альтовым, сюитами из музыки кинофильма «Мертвые души». Хоровые сочинения, кроме «Собрания песен сих», дополнились духовными хорами и «Голосами природы».

В центр же форума вынесена камерная музыка Шнитке. Трудно поверить, но факт, что весь этот гигантский музыкальный текст был «прочитан» силами студентов, которым очень повезло с преподавателями. Его камерная часть экспонировалась на концерте-прологе, который вызвал большой интерес. Свою позитивную роль сыграло то, что действие пролога начало разворачиваться именно в Московской консерватории, где Шнитке учился в студенческие годы, а затем сам учил творческую молодежь.

Обращало на себя внимание и то, что дебютный показ фестиваля начался в зале, носящем имя Мясковского. Его значительным питомцем был профессор Е.К. Голубев, любимый учитель Альфреда. 

Первый камерный концерт включал много редко звучащих произведений, в их числе, например, были Третий квартет (Е. Пушкарева, Н. Пьянкова, Д. Дыньков и Е. Харченко), Три мадригала для сопрано и пяти инструментов (их прекрасно исполнила преподаватель П. Цветкова в сопровождении Ю. Тыркаловой, А. Лемехова, О. Чернявского, Л. Клочкова, Д. Рогозянова; дирижер И. Мокеров). 

В тот вечер были показаны Прелюдия памяти Шостаковича для двух скрипок (Т. Тедеев, Т. Мартынова), имеющая такие авторские варианты, как скрипка и магнитофонная лента, скрипка и скрипка-эхо за сценой, а также Посвящение И. Стравинскому, С. Прокофьеву и Д. Шостаковичу для фортепиано в шесть рук (А. Тен, О. и К. Кемовы). Из сочинений, которые более часто появляются на концертной эстраде, звучали ранняя соната № 1 для скрипки и фортепиано (В. Игумнова, А. Рыбальченко). Ярко была исполнена Импровизация и фуга Д. Ястержембской, зарекомендовавшей себя в институте одной из постоянных исполнителей современной музыки, в том числе – Шнитке (на «Декаде» она солировала в фортепианном концерте).

В дни будущего юбилея, в ноябре, в представительном международном фестивале к 80-летию композитора концерты будут идти во многих залах Москвы. В одном из них, в совместном концерте с консерваторцами снова поднимутся на подиум, теперь уже в Большом зале, воспитанники Института Шнитке. 

Отметим, что на концерте-прологе побывала сестра композитора Ирина Гарриевна Комарденкова-Шнитке, а на дальнейших мероприятиях форума присутствовала его вдова Ирина Федоровна Шнитке. Необходимость и естественность контактов с семьей Альфреда Гарриевича давно доказали свою творческую результативность. 

P.S. Наблюдая рождение «Декады», думалось, что сочетание обретенного профессионализма вкупе с увлеченностью самим процессом исполнения, свойственные молодым, способно составить в ряде случаев конкуренцию мэтрам. Быть может, Чайковский был прав, доверив премьеру «Евгения Онегина» студентам?

Долинская Елена
21.05.2014


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: