< №1 (95) Январь 2012 >
Логотип
ИГРАЕМ ОПЕРУ

«АНГЕЛ И ПСИХОТЕРАПЕВТ»

Бес в человеческом обличье, сидящий в кресле психотерапевта в центре сцены, среди белых стен, иронично рассказывает слушателям о своей прямой обязанности – «ловле человеков». Именно так начинается комическая опера Ефрема Подгайца «Ангел и Психотерапевт», мировая премьера которой состоялась 14 декабря в Москве, на сцене Камерного музыкального театра им. Б.Покровского.

В основу сюжета положен небольшой рассказ Джона Кольера «Падший ангел» («Fallen star»: дословно - «Когда падает звезда»). Блестящий юмор английского писателя приобрел в опере Ефрема Подгайца заметную остроту благодаря талантливому стихотворному изложению Льва Яковлева. Стоит отметить, что творческий союз Е.Подгайца и Л.Яковлева не в первый раз приносит достойные плоды. Лев Яковлев также написал либретто к рок-классик-опере Ефрема Подгайца «Повелитель мух», поставленной в Детском музыкальном театре им. Н.Сац.

Сюжет «Ангела и Психотерапевта», разумеется, фантастический, на что указывает уже само название оперы. Действующие лица – Бес, Ангел и Психотерапевт. Ангелица, нарушившая Божий запрет, купается в гавани на окраине Рая, к которой имеют доступ бесы, и, конечно же, попадает в лапы лукавого. Тот пытается склонить Ангелицу к сожительству, но тщетно: она отвечает категорическим отказом. В итоге Ангелица в состоянии беспамятства отправлена на землю на 7 лет в образе молодой девушки. В случае если она согрешит, то на веки вечные станет собственностью Беса. Греха долго ждать не пришлось. Оказавшись на приеме у Психотерапевта, Ангелица почти сразу проникается к нему далеко не детскими чувствами.

Завязка драмы напоминает легкое, притом так называемое «жизненное» кино, что отчасти подтверждает и сам композитор: «Эта сказка приобретает очертания привычной жизненной истории, одной из многих, которые сейчас можно увидеть как у себя дома, так и по телевизору». И все же спектакль заключает в себе более серьезную, чем «легкое кино», психологическую и даже духовную проблематику. Его авторы ставят вопросы, касающиеся каждого человека: что есть грех, в чем суть понятий добра и зла, из чего проистекают проблемы семейной жизни. Или вот такой, например, еще вопрос: где граница здорового поведения и проявлений психоза? Кстати, главным виновником всех проблем по сюжету оперы оказался бесовский хвост: Психотерапевт выяснил, что Бес «плохо себя ведет» из-за комплекса по поводу отростка за спиной.

После премьеры захотелось задать автору оперы ряд вопросов.

- Ефрем Иосифович, чем именно вас зацепил этот сюжет?

- С одной стороны, произведение Кольера просто довольно веселое. Сейчас много авторов выдают слушателям сложные концепции в своих сочинениях. Но людям и так тяжело живется, и мне захотелось предложить нечто легкое для восприятия, чтобы зрители получали удовольствие, а не загружали себе головы. С другой стороны, интересно, что когда мне лет двадцать назад попался этот рассказ, в США уже возникло повальное увлечение психоанализом: буквально каждая семья проходила лечение у психоаналитиков. В нашей стране тогда такого еще не было, а сейчас уже можно наблюдать почти подобную картину. Так что рассказ Кольера стал актуален и для нас. К тому же он провоцировал меня на решение очень сложной, но интересной задачи – соединить фривольный сюжет с академической оперной традицией, с итальянским бельканто, возможностями современной музыки.

- Как бы вы оценили соотношение серьезных и комических опер в современном искусстве? Не кажется ли вам, что следует увеличить «удельный вес» комических опер?

- Конечно, комических опер не хватает. Их, собственно, почти нет. Да и вообще современных опер почти нет. А когда они появляются - чаще всего это серьезные «накрученные» опусы. Ведь довольно трудно работать с комическим жанром – и сочинить комедию, и поставить ее. Даже на примере кинематографа это видно: сейчас громадное количество кинокомедий, а хороших - единицы. Юмор - это особый дар. Он должен быть не простой, не поверхностный, а такой, я бы сказал, честный и с грустинкой в глазах. Вот как у Юрия Никулина, он же недаром прослыл любимцем публики.

- Оправдала ли премьера «Ангела и Психотерапевта» ваши ожидания? Все ли удалось в спектакле?

- В целом, я доволен. Всегда остается что-то, что хотелось бы доделать, улучшить. Но все работали с энтузиазмом и полной самоотдачей. Хотя не было должного количества репетиций, опера была представлена и представлена даже хорошо. Второй ее показ был лучше первого - надеюсь, в феврале спектакль увидит свет в еще лучшем варианте.

Очень приятно было работать с постановщицей Екатериной Василевой, она много придумала интересного, много сделала. Катя – талантливейший человек, пожалуй, одна из самых перспективных фигур в области музыкальной режиссуры.

Премьера «Ангела и Психотерапевта» была осуществлена в рамках проекта «Открытая сцена» силами молодой постановочной группы. Так, удостоившаяся похвалы композитора режиссер Екатерина Василева совсем недавно, в 2010 году, закончила РАТИ. Впрочем, Василева уже является востребованным режиссером: в ее «послужном списке» постановки оперы Григория Фрида «Анна Франк», мюзикла Николая Орловского «Пираты. Любовь и море» и многое другое. По словам Екатерины, она с удовольствием взялась за работу над «Ангелом и Психотерапевтом» и для нее было большой радостью работать с таким интересным человеком и композитором, как Ефрем Иосифович Подгайц.

За качество музыкального исполнения оперы отвечал московский камерный оркестр «Времена года» под руководством Владислава Булахова, достойно проведший премьеру. И, конечно, необходимо отметить молодых вокалистов, исполнивших главные партии. Это сопрано Екатерина Кирина (Ангелица), прекрасно справлявшаяся с колоратурными пассажами, это тенор Алексей Ганьшин, замечательно изобразивший серьезного, но немного туповатого Психотерапевта, и это яркий бас Илья Ушуллу (Бес). Они составили замечательное трио не только в чисто музыкальном, но и актерском отношении. Им безусловно помогало то, что Ефрем Подгайц наполнил партитуру запоминающимися мелодиями и дал певцам возможность проявить себя наилучшим образом.

Ефрема Подгайца с полным правом можно назвать маститым оперным композитором - он автор уже 13 опер и, по-видимому, «Ангелом и Психотерапевтом» дело не закончится. Говоря о будущем, Ефрем Иосифович признался: «Мне бы очень хотелось, чтобы были поставлены мои оперы, которые еще не видели свет. Таких опер четыре, и среди них моя главная работа – «Лед-девять» по роману Курта Воннегута «Колыбель для кошки». А вот в области сочинительства – пока конкретных планов нет, но обязательно будут».

Ремизова Э.
25.01.2012


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Гость | 01.04.2013 11:47

Давно не получала таких негативных эмоций от спектакля. Тотальное разочарование... Игра актеров довольно примитивная, декорации, костюмы, акустика, вокал оставляют желать лучшего! Но больше всего убил, извините за выражение, "туалетный юмор"!!! Это просто нечто!!! Шутки про "золотые экскременты" и "волосатую морковку" вызвали отвращение и придали еще больше дешевизны данному спектаклю! Жаль потраченного времени...

Ответить