< №4 (120) Апрель 2014 >
Логотип
КОНКУРСЫ

ВИВАТ КАМЕРНОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ!

17-22 марта в Москве прошел XVII открытый детский конкурс-фестиваль фортепианных и камерных ансамблей, организованный МГДМШ им. Гнесиных

Этот конкурс-фестиваль не нуждается в подробном описании, так как сумел завоевать заслуженный авторитет и симпатии почитателей камерного музицирования за почти 20 лет существования (об истории его создания см.: «Играем с начала», 2013, № 4). Тот факт, что Гнесинская семилетка из года в год привлекает все большее число желающих принять в нем участие (на нынешний конкурс было подано около 240 заявок из более 30 музыкальных школ разных регионов Москвы и Подмосковья), свидетельствует об уважении и доверии к решению жюри и работе оргкомитета.

В этом году конкурс совпал со знаменательной датой – 140-летием со дня рождения Е.Ф. Гнесиной (в красочном буклете конкурса было опубликовано эссе «Е.Ф. Гнесиной посвящается…»). Стоит отметить, что Елена Фабиановна уделяла огромное внимание игре в ансамбле, считая это наиполезнейшим делом. В годы обучения в консерватории Гнесина выступала не только в качестве солистки-пианистки, но и ансамблистки и аккомпаниатора (в частности, аккомпанировала Л.В. Собинову). Более того, впервые в истории отечественной педагогики она открыла кафедру камерного ансамбля, на которой прошли практику музыканты нескольких поколений. Е.Ф. Гнесина была уверена, что приобщать исполнителей к камерному музицированию надо с юных лет. Поэтому Гнесинская семилетка в определенном смысле является родоначальницей данного вида обучения в системе дополнительного начального музыкального образования.

Творческий потенциал школы развивается вширь и вглубь благодаря традициям, заложенным сестрами Гнесинами почти 120 лет назад (2015 год будет юбилейным для Гнесинской семилетки). В школе многие десятилетия успешно функционируют профессиональные творческие коллективы. Среди них есть и уникальные в своем роде. К примеру:

– Московский камерный оркестр им. Гнесиных, вобравший большой опыт работы с талантливыми солистами-детьми. Коллектив выступает в лучших концертных залах столицы, ведет большую просветительскую деятельность. Художественный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств РФ А.П. Подгорный, он же директор школы. В составе оркестра – преподаватели школы, ее бывшие выпускники, студенты и аспиранты высших музыкальных учебных заведений Москвы.

– Детский духовой оркестр. Руководители – заслуженный деятель искусств РФ А.Б. Мухамеджан и Е.Ю. Никитин. Коллектив входит в пятерку лучших детских духовых оркестров столицы.

– Московский духовой оркестр им. Н.М. Михайлова, в котором выступают преподаватели и бывшие выпускники школы, также активен в своей концертной деятельности. Художественный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств РФ А.Б. Мухамеджан.

В Гнесинской семилетке функционирует шесть хоров, в числе которых – обладатели почетных дипломов победителей международных, национальных и городских конкурсов и фестивалей:

– Концертный хор «Московские колокольчики». Руководитель – почетный член ВМО Е.А. Аветисян.

– Хор детского музыкального театра «Солнечный ГНОМ». Руководитель театра – заслуженный работник образования Л.О. Расцветаев и хормейстер – О.А. Игнаткина. Первые упоминания о музыкальных спектаклях в школе относятся к 1911 году, когда Евгения Фабиановна Гнесина осуществила постановку двухдетских опер: «Теремок» на музыку А. Гречанинова и «Репка» на музыку ученика школы Ф. Витачека.

Некоторые из этих коллективов достигли высокого исполнительского уровня, достойно представляют школу в Москве, в других городах России, а также за рубежом. Участие детей в любом из них не только дарит им радость совместного творчества и приобщения к шедеврам музыкального искусства, но и приучает к дисциплине, трудолюбию, открывает простор для получения новых знаний и жизненного опыта.

Гнесинская семилетка является самодостаточной творческой единицей с высокопрофессиональным статусом в отечественной системе музыкального образования. Среди преподавателей немало бывших выпускников школы, успешно продолжающих дело ее основателей. Есть достойная смена.

Делясь впечатлением о прошедшем конкурсе-фестивале, председатель жюри фортепианных ансамблей, профессор Московской консерватории, заслуженный артист РФ М.С. Петухов, в частности отметил: «Выступления большой группы юных музыкантов, приехавших на открытый фестиваль камерного музицирования из разных округов Москвы и Подмосковья, представляется «островком радости», на котором дети через музыку приобщаются к светлому восприятию жизни. Чувствуется, что они во время музицирования получают огромное удовольствие. Радость детства надо встречать и принимать, как самую дорогую гостью. Капризная и непредсказуемая, она может в любой момент покинуть дом, показавшийся ей негостеприимным.

Ваш конкурс-фестиваль ценен тем, что проходит в атмосфере дружбы, взаимопонимания, добра и теплоты, которой всегда славилась Гнесинская школа. Атмосфера доброжелательности снимала искусственную нервозность, сопутствующую большинству конкурсов. Наша задача – поддержать всех участников, а они порадовали своей профессиональной подготовленностью. Ни разу не возникло ощущения «натаскивания», ведь дети не умеют притворяться. Фортепианный ансамбль – это самое трудное. Особая проблема в подборе партнеров. Тут все должно сходиться: характер, энергетика, а когда все сходится, дружба продолжается годами. Отдельная благодарность нашим замечательным педагогам».

В свою очередь председатель жюри камерных ансамблей – профессор кафедры камерного ансамбля РАМ им. Гнесиных Е.Ю. Багрова заметила: «Сама идея вашего конкурса-фестиваля очень востребована временем, сказать по-современному – трендовая. Так что, дерзайте!»

Основная задача членов жюри – поддержать юных исполнителей, при этом выделив особо талантливых: их никогда не бывает много, талант – это штучный продукт, тем он и ценен.

Как известно, ансамблевая игра замечательно развивает, утончает слуховое представление и мышление, обучает искусству диалога в форме музыкального общения и способствует дружбе партнеров. В XIX веке наши коллеги-педагоги очень четко осознавали, что приобщать даже начинающих учеников к музицированию с помощью игры с ними в 4 руки – едва ли не самый эффективный и увлекательный метод работы. Говоря о пользе совместного музицирования, следует еще учесть и то, что в наше время неизмеримо увеличилось число детей, боящихся выступать на сцене без нот (хотя программа выучена), – наличие же на пюпитре открытых нот их успокаивает. Не вовлекая таких пианистов в коллективное музицирование в годы обучения в музыкальной школе, мы лишаем их шанса себя проявить. В итоге их «закомплексованность» остается пожизненной, и нетрудно догадаться, с каким «багажом» учащийся покидает стены родной музыкальной школы и какие жуткие воспоминания будут его преследовать.

Хочется надеяться, что именно через камерное музицирование, у которого есть неоспоримые плюсы, произойдет возрождение отечественной детской музыкальной педагогики. В этом смысле концепция развития Гнесинской семилетки предполагает делать все возможное, чтобы развивать коллективное творчество детей.

В завершение – несколько строк из запавшего в душу замечательного напутствия: «Хочется пожелать нам всем, чтобы в XXI веке творчески развивались наши музыкальные школы – это гордость России, ее истинное достояние. В этих маленьких храмах творят жрецы, хранящие высшее знание и готовые открыть его любому, кто приходит в их храм».

Поляков Л.
22.04.2014


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: