< №10 (136) Октябрь 2015 >
Логотип
ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС

ВОЗВРАЩЕНИЕ

2–9 октября в Южно-Сахалинске состоялся V Международный фестиваль-конкурс по народному пению «Живые родники»

Праздник ренессанса народной музыкальной культуры в Дальневосточном регионе зародился в 2003 году по инициативе ДШИ «Этнос» Южно-Сахалинска. Через десять лет конкурс увеличился до полутора сотен исполнителей и получил международный статус. В этом году произошли качественные изменения в формате выступлений: так, аккомпанировать вокалистам стали живым инструментальным составом, а фонограмма, все же в некоторых номерах присутствующая, пережила значительные метаморфозы. Конкурсанты выступали в пяти возрастных группах, соревнуясь в номинациях «Сольное пение» и «Ансамбли малых форм (до 6 человек)». К участию были допущены как выходцы из музыкальных школ, ссузов и вузов, так и адепты творческой самодеятельности. С итогами конкурса можно ознакомиться на сайте Министерства культуры Сахалинской области.

Музыкальные состязания проходили в стенах Корейского культурного центра, а гала-концерт и награждение победителей – в торгово-деловом центре «Столица». В составе жюри работали: Ирина Леонова – лауреат международных конкурсов, мастер исполнения духовных песнопений и народных песен; Игорь Евард – директор Международной академии музыкальных инноваций, член Союза композиторов РФ; Ирина Перец – преподаватель московской ДШИ им. С.И. Мамонтова. По итогам 78 исполнителей были награждены дипломами.

Гран-при фестиваля вручен студентке Хабаровского краевого колледжа искусств, выступавшей в категории «Профессионал», Лилии Васильевой. «Мы имели возможность услышать много как прекрасного, так и менее прекрасного, – поделилась впечатлениями председатель жюри Ирина Николаевна. – Когда хрупкое создание поет сиротскую песню настолько проникновенно, заставляя погрузиться в прошлые века и еле сдерживать слезы, как тут оценивать? Это гармония таланта, труда и веры в своего педагога и свою песню! Если у жюри не возникает вопросов и желания придираться, когда единодушно понятно, что тут высший балл, то это Гран-при. И не нашлось ни одного человека, который бы это наше решение не поддержал». На вопрос, кого и почему отметила Ирина Николаевна лично для себя,  мастер отвечает однозначно: «Марию Мищенко, лауреата I степени и молодого педагога «Этноса» в одном лице. Она не просто привела учеников, она выступила перед ними и жюри, рискуя подвергнуться критике, это смело! Показала класс, удивила подходом к изучению своего предмета. Надеюсь, что в следующем фестивале она возьмет Гран-при».

Впечатлили слушателей вокалисты из детской музыкальной школы Биробиджана. Не побоявшись взять настоящий русский многоголосый фольклор, они достойно представили его членам жюри. Сольное выступление конкурсантки, исполнившей произведение консерваторского уровня в обработке С. Рахманинова, также не осталось незамеченным. «Девочке всего 15 лет, а она уже зрелый исполнитель. Рахманинова трудно петь, а эти песни тем более, но она его головой понимает, все из себя выдает», – восторженно комментирует Наталья Семеновна Эйдинова, художественный руководитель фестиваля, директор ДШИ «Этнос».

Кстати, на фестивале были организованы мастер-классы по сольному и ансамблевому народному пению. «Приятно, что эти уроки не проходят бесследно, все сделанные замечания были учтены. Соблюдение культуры костюма, манеры движения, звукоизвлечения, передача региональных особенностей произношения – это демонстрация определенного культурного уровня», – убеждена И. Леонова. Высказано пожелание педагогам тщательнее отбирать конкурсный репертуар и приучать детей к микрофону: тренировочный процесс и демонстрация венца закулисных трудов должны отличаться друг от друга. А по словам Н.С. Эйдиновой, «аккомпаниаторы иногда не впускают в свою игру народный дух и вместо того, чтобы помогать детям, просто присутствуют на сцене». 

Украшением «Живых родников – 2015» стали корейские музыканты, филигранно владеющие своей народной традицией. В сольном исполнении музыканты тяготели к театру одного актера в противовес многоголосию и соборности. И.Н. Леонова отметила, что корейские вокалисты блестяще владеют техникой опорного вертикального пения, к которому ведут учащихся опытные российские педагоги.

«Живые родники» –  это единственный конкурс народного пения в Дальневосточном регионе. Его значимость и в том, что новое поколение получает духовно-нравственные установки, восходящие к корням народа. Происходит возвращение к общей для всей России культурной традиции.  «После занятий народным пением появляется психологическая опора, основа», – итожит Ирина Леонова, получившая в народе прозвище «певица Святой Руси». Долголетие и популярность «Живых родников» доказывают, что здесь люди утоляют духовную жажду, к чему стремится вольготная душа народа. 

На фото награждает член жюри И. Евард

Бурдыгина Елена
22.10.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: