< №5 (154) Май 2017 >
Логотип
СВОЯ ИГРА

БАЛАЛАЙКА И СКРИПКА – СОЮЗ ВОЗМОЖЕН!

Своеобразный состав оркестра ильинской ДШИ способен удивить даже бывалого профессионала. Но не менее удивительно и то, что его молодой руководитель сумел раскрыть сильные стороны коллектива и получить губернаторскую поддержку.

Шесть лет назад выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных был приглашен в подмосковную школу преподавателем по классу балалайки. А два года назад Константин Савинов «взял в свои руки» самый большой ее творческий коллектив – оркестр, включающий народные инструменты и… скрипичную группу.

О создании оркестра в ДШИ, которую возглавляет Анна Кочкарева, мечтали не один год. Но Подмосковье – не Москва, поселок – не миллионный город, поэтому уникальность состава оказалась изобретением скорее вынужденным. Даже когда в школе на постоянной основе работал ансамбль преподавателей (к слову, лауреат не одного зонального и межрегионального конкурса), в нем среди народных инструментов всегда была скрипка. Потому и при создании оркестра, объединившего учеников и педагогов, было принято решение присоединить к традиционному «народному» составу все ту же скрипку, но уже не одну. Что получилось в результате?

С одной стороны, удалось добиться масштабности звучания и колористического разнообразия. С другой – обнаружилась проблема репертуара. Для таких составов музыку не пишут, а значит, художественному руководителю пришлось взять на себя нелегкий труд по созданию аранжировок и переложений. Среди десятков и даже сотен партитур, которые ему приходилось просматривать, удавалось найти считаное количество таких, которые были бы пригодны для адаптации к составу его оркестра, – ведь далеко не каждое сочинение будет звучать выигрышно или как минимум органично в скрипично-балалаечной интерпретации. Как подчеркнул Константин Савинов:

— Высокое художественное качество репертуара я посчитал обязательным условием работы с оркестром, ведь мы занимаемся образованием и культурным просвещением, поэтому с самого начала упор был сделан на классику. При этом я понимал: чтобы дети не потеряли наработанный технический уровень, идти по пути упрощения при переложениях нельзя. Задачей было достижение максимальной близости к оригиналу. В итоге уже в прошлом году в нашем исполнении публика смогла услышать великолепные сочинения Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, К. Молчанова. Почти идеально «легли» на оркестр эстрадно-джазовые обработки современных авторов. Среди них русская народная песня «Во кузнице» в аранжировке брянского композитора М. Товпеко и знаменитая песня Книппера «Полюшко-поле» в аранжировке В. Рябинина. Не скажу, что у нас оркестр зазвучал как джаз-бэнд. Но эти вещи неожиданно выявили очень выигрышные стороны коллектива.

«Неудобный» и одновременно оригинальный состав заставил Константина Савинова пойти на смелый шаг – создать для него собственное сочинение. Композиторские опыты уже были: он написал несколько произведений для балалайки, в том числе сонату для любимого инструмента и фортепиано. Случай реализовать новый замысел представился в конце 2016 года, когда губернатором Андреем Воробьевым был объявлен конкурс на соискание стипендии выдающимся деятелям культуры и искусства и молодым талантливым авторам Московской области. Она предназначалась тем, кто был готов написать сочинение на местную, подмосковную, тематику. Савинов вышел на конкурс с идеей сюиты для фортепиано с оркестром и – одержал победу. Наконец-то ему представилась возможность полноценно раскрыть сильные стороны своего коллектива, показать интересные тембровые сочетания рояля и принципиально разных оркестровых групп.

После нескольких месяцев работы сюита, состоящая из трех частей: «Русская песня», «Гжельские узоры» и «Раменские перезвоны», была готова. Первое исполнение третьей части состоялось на отчетном концерте школы в марте. Однако премьера, когда сочинение будет представлено целиком, еще впереди. Для этого оркестру и солисту необходимо основательно поработать – партии оказались для учеников крепким орешком.

У Константина Савинова есть и новые композиторские задумки. Кроме того, идет интенсивная педагогическая работа: он совмещает ведение класса балалайки в ДШИ с преподаванием в Первом московском областном музыкальном колледже. Есть и желание совершенствоваться в дирижерском деле, поэтому он сейчас проходит переподготовку в классе симфонического дирижирования в РАМ им. Гнесиных. Успеть бы все…

История оркестра в поселке Ильинский – показательный пример того, как по-настоящему творческие люди, профессионалы, влюбленные в дело, способны менять культурное пространство вокруг себя вопреки неудобствам и проблемам. А что в качестве награды? Наград как минимум две. Оркестр пользуется большим успехом у публики, став украшением концертных программ, а еще он объединил детей и взрослых самым увлекательным делом – совместным творчеством.

На фото дирижирует К. Савинов

Сабирзянова Лилия
31.05.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: