< №6 (78) Июнь 2010 >
Логотип
ФЕСТИВАЛЬ

ЖИТОМИРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА

…Ребенок поступает в музыкальную школу, потом в музыкальное училище, затем уезжает из родного города учиться в столичной консерватории, наконец, становится профессиональным музыкантом – востребованным, с международной известностью - и возвращается в родной город, чтобы организовать там, в благодарную память о своих первых учителях, ежегодный международный музыкальный фестиваль. Много ли мы знаем таких примеров, достойных уважения и подражания? Хотелось бы ошибиться, но их наперечет.

Фестиваль «Житомирская музыкальная весна» - именно такой нечастый случай. Его благородная идея принадлежит московскому композитору Сергею Жукову – члену Союза композиторов РФ, заслуженному деятелю искусств России, постоянному участнику международных фестивалей в разных странах мира. Профиль фестиваля, который в родном Житомире организовал Сергей Жуков, - современная музыка. И это тоже большой плюс, потому что с пониманием творчества композиторов-современников, особенно если они не относятся к традиционалистскому крылу, у нас, как говорится, большие проблемы.

Думается, рассказ Сергея Жукова о «Житомирской музыкальной весне» может вдохновить на повторение его поступка многих других музыкантов. К тому же некоторые интереснейшие события фестиваля нынешнего года как цельные оригинальные программы вполне можно представить и в других городах, где есть… музеи, связанные с историей освоения космоса, или планетарии. Но – все по порядку.

- Сергей Викторович, сначала прошу несколько слов о вашем училище и вашем учителе, которому посвящен этот фестиваль.

- Я вспоминаю нашего учителя, как светлую звездочку в консервативной обстановке маленького провинциального города, который, кстати, когда-то вовсе не был таким, каким я его знал во времена своей юности, в 1960-70-е годы. Вообще, Житомир - это отдельная история. Это место пересечения многих культур: и украинской, и русской, и польской, и еврейской. В таком конгломерате, как в бульоне, в разные эпохи «варились», возникали и развивались поразительные культурные феномены, появлялись выдающиеся личности. Это, например, композиторы Борис Лятошинский и Виктор Косенко, философ Николай Бердяев и поэт Саша Черный, писатели Владимир Короленко и Александр Куприн. И, конечно же, известно, что в Житомире родились Святослав Рихтер и легендарный конструктор ракетно-космической техники Сергей Королев.

Когда я учился в Житомирском музыкальном училище, там преподавал удивительный человек, единственный профессиональный композитор в городе, член Союза композиторов Украины Александр Михайлович Стецюк. За свою не слишком продолжительную жизнь он воспитал большое количество учеников, расселившихся по всему миру. Это и профессиональные композиторы, и музыканты иных специальностей, которых, именно как учеников Александра Михайловича, отличает очень широкий кругозор. В 2007 году нашего педагога не стало. И у меня возникла идея собрать всех нас, его учеников, объединиться и вернуться в Житомир, чтобы способствовать возрождению музыкальной культуры города, которая, повторю, некогда была достаточно высокой, и эту высоту стремился поддержать наш учитель.

- Первая «музыкальная весна» состоялась в 2009 году. Как прошел дебют?

- Трудно назвать этот дебют полновесным фестивалем, но в ряду подобных мероприятий он все же оказался достаточно заметным. Это была трехдневная акция, стержнем которой стал концерт, посвященный дню рождения нашего учителя. После его смерти раз в год, в марте, в Житомире проводился мемориальный концерт. И именно к дню рождения, как раз в марте, мы и решили провести несколько мероприятий: мастер-классы, встречи со студентами училища и учениками музыкальных школ. На фестивале исполнялась музыка разных современных композиторов, но в первую очередь - собравшихся в Житомире учеников Александра Михайловича. Надо сказать, у него два сына, и оба являются профессиональными композиторами. Старший, Евгений Стецюк, живет в Санкт-Петербурге и довольно много пишет. Младший, Дмитрий Стецюк, живет в Житомире и так же, как отец, преподает в музыкальном училище. Приехал и внук Александра Михайловича – его последний ученик, а ныне студент Киевской консерватории, где он учится как пианист и композитор. Приехала из США композитор Ольга Коровина, тоже ученица Александра Михайловича, а затем – выпускница Московской консерватории. И я. Всего пятеро. В первом фестивале должен был участвовать и композитор из Израиля Александр Ческис, окончивший после Житомирского музыкального училища Ленинградскую консерваторию, но он тогда не смог и присоединился к нам уже в этом году, на втором фестивале.

- Нынешний фестиваль, насколько мне известно, был уже совсем иным по своему масштабу. Вероятно, вы получили какую-то поддержку в Житомире?

- Безусловно, была поддержка местных властей, без которой вряд ли удалось провести семидневную акцию, насыщенную множеством событий. Нас поддержали мэрия и городское управление культуры, проявив настоящую заинтересованность в большой культурной акции. Это дало возможность пригласить исполнителей и композиторов из США, Нидерландов и Австрии, приехали также московские и киевские музыканты. Параллельно концертам и встречам в Житомирском университете проходила очень серьезная конференция: «Современная музыка в современном мире».

- По отзывам московских музыкантов, фестиваль прошел с большим успехом и вызвал значительный резонанс. Что изменилось в нем в течение года и какие события вы бы выделили как важнейшие?

- Фестиваль начинает приобретать свое лицо. Теперь он основан на пересечении двух идей. Это идея музыки и идея космоса. Поясню.

В связи с тем, что в Житомире родился Сергей Королев, там построен уникальный Музей космонавтики, который носит имя Королева. В нем собраны различные космические аппараты, многие из которых побывали на орбите, в этом же музее есть фортепиано и регулярно проводятся концерты, а также другие культурные мероприятия - выставки, встречи с философами и поэтами. Музей имени Королева стал одним из центров культурной жизни города. И главный, но не первый, концерт прошел именно там.

В этом году так получилось, что наш фестиваль должен был открываться 12 апреля, в день первого полета человека в космос. Поэтому мы решили первый концерт – в зале филармонии - назвать «За 90 минут вокруг света». В нем в течение указанного времени, которое требуется космическим аппаратам, чтобы облететь вокруг Земли, прозвучали произведения современных композиторов, живущих в разных странах от Японии до Америки, причем именно в такой последовательности – с Востока на Запад, соответственно наблюдаемому нами движению Солнца. При этом начинался концерт сочинением нашего учителя Александра Стецюка под названием «Волшебные часы» (что было символично в контексте фестиваля), а завершался, как бы совершив «круговой оборот», моей фортепианной сонатой, в последней части которой также звучат часы. В концерте участвовала известная московская пианистка, лауреат международных конкурсов Элеонора Теплухина. И это было дополнительной причиной, которая обеспечила успех концертной программе «За 90 минут вокруг света». Не могу не сказать, что благодаря Элеоноре Теплухиной в Житомире возник повышенный интерес к современной фортепианной музыке, к новым идеям, которые привносит Элеонора. Так, в рамках фестиваля состоялся концерт «Ноктюрн», подготовленный местными исполнителями и инспирированный еще прошлогодним программным выступлением пианистки в двух частях: первая часть называлась «Ночная музыка», вторая – «Посвящение».

Концерт «За 90 минут вокруг света» вызвал живейший интерес. И что особенно приятно - в переполненном зале сидела преимущественно молодежь. На всех концертах было очень много молодых людей, которые впервые, может быть, слушали музыку, для многих непривычную по своему звучанию. Примечательно, что огромный интерес к фестивалю проявили не только студенты музыкального училища и университета, но и учебного заведения, казалось бы, далекого от творчества и от искусства - Национального агроэкологического университета.

Второй концерт, который был также посвящен теме космоса, стал центральным событием фестиваля и прошел как раз в Музее космонавтики. Он назывался «Space music» и представлял собой интерактивный проект. «Спейс мьюзик» – не просто космическая музыка, это еще и пространственная музыка. Это термин, обозначающий одно из направлений в развитии современного музыкального творчества. Пространственной музыкой очень много занимаются как раз те композиторы, которые были приглашены на фестиваль. Прежде всего - голландский композитор Йо Спорк. В концерте, например, исполнялась его пьеса для двух гитар – реальной и виртуальной. В целом было около 10 номеров, общей продолжительностью 70 минут. Сочинения звучали в режиме нон-стоп, «прослаиваясь» моим фортепианным произведением «Карты звездного неба»: его исполняла Элеонора Теплухина. (Как пояснила пианистка, Сергей Жуков отсканировал звездные карты Северного, Южного полушарий и Зодиака, наложив затем на это изображение центрический нотный стан в виде семи кругов, сужающихся к центральной точке. Попав на нотные линейки, звезды зазвучали на разной высоте. При этом длина звучания зависима от величины звезды. – О.Б.)

Можно выделить любой опус из программы концерта «Спейс мьюзик» как «самый интересный». Но я хотел бы рассказать о сочинении «Песни моих предков» живущего в Вене болгарского композитора Владимира Панчева. В свое время он неожиданно нашел фонограмму болгарских народных песен, записанных 104 года назад его бабушкой, «почистил» этот звук, подверг его компьютерной обработке и затем, как наложение живого голоса, написал вокальную строчку. На концерте это сочинение исполняла жена композитора – музыковед и певица Албена Найденова. Получилось совершенно уникальное сочетание голоса настоящего с голосом из прошлого, особенно впечатлившее в соединении со специально подобранным видеорядом.

Вообще, вся ситуация концерта в Музее космонавтики была необычной. Исполнители располагались по периметру вокруг слушателей, в том числе на площадках различной высоты (был задействован, например, балкон), то есть в разных точках пространства относительно центра, в котором находилась публика. А перед ней установили большой экран, и каждое произведение сопровождалось своим видеорядом...

И еще одно фестивальное событие мне представляется важным. В городской музыкальной школе – ДМШ № 1 им. Б.Лятошинского мы провели концерт-презентацию сборника сочинений, который посвятили и, конечно, подарили юным музыкантам Житомира московские композиторы: Екатерина Кожевникова, Виктор Сумароков, Владимир Златоустов и я.

Вообще, мне кажется, что идея нашего фестиваля со временем будет разрастаться, а сам фестиваль расширится и, может быть, даже выйдет на улицы - в городе есть для этого условия. К тому же здесь уже появился камерный оркестр и более того - мэром Житомира подписано положение о том, что с сентября будет сформирован и симфонический оркестр. Похоже, фестиваль стимулирует создание новых «музыкальных объектов».

- Удачи вам и вашей «музыкальной весне»!

- Спасибо.

Бугрова Ольга
01.06.2010


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Людмила | 18.05.2011 15:29

Сергей Жуков был моим одноклассником в 1968 году в сш №23. Хорошо учился, закончил школу с серебряной медалью, был скромным молодым человеком, играл на аккордеоне, по моему.Приятно, что не забывает родной город.И я горжусь таким одноклассником.

Ответить