< №4 (31) Апрель 2006 >
Логотип
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

СОЛО НА КОМПЬЮТЕРЕ

Компьютер уже довольно давно стал полноправным музыкальным инструментом, кладезем творческих находок для композитора, помощником для преподавателя музыки. Просто раньше мы не замечали богатств, таящихся в системном блоке, зато теперь обращаем на них внимание все чаще, каждый раз открывая что-то новое. Главное в освоении этого инструмента и учителем, и учеником – грамотный подход.

В новосибирской ДМШ № 7 не первый год успешно работает отделение электронно-цифровых музыкальных инструментов. Обучение ведется по экспериментальной комплексной учебной программе для детских музыкальных школ и школ искусств «Музыка на компьютере». Автор программы - заведующая отделением Приходько Ольга Викторовна. Ольга Викторовна рассказала нам о том, с чего начиналась и как развивается ее программа.

- Ни для кого не секрет, что сегодня компьютеры проникли всюду, и в область культуры и искусства тоже. Появились совершенно новые специальности, связанные с компьютером – например, музыкальная звукорежиссура, режиссер мультимедиа-программ и другие. В высшем и среднем звене обучения такие специальности уже есть, а вот в музыкальных школах они представлены не были, и мы решили восполнить этот пробел. В 2002-м году в Новосибирске была создана творческая группа для разработки программы развития школы, и я входила в эту группу. Одним из направлений программы стала компьютеризация школы, использование новых технологий.

На начальном этапе мы разработали программу «Музыкальный инструмент: обучение с использованием компьютера». На уроках мы частично использовали компьютерные технологии - например, цифровые звукозаписи для изучения музыкальной теории. Следующей ступенью стала разработка программы для обучения детей музыкальной информатике – ребята изучали ее как предмет по выбору. И завершающим этапом стала разработка комплексной программы «Музыка на компьютере», в которую вошло несколько разделов: организация обучения музыке на компьютере и организация специального отделения электронно-цифровых музыкальных инструментов; обучение музыкальной информатике как дополнительный предмет; специализации «музыкальный компьютер» и «звукооператорское мастерство»; сочинение музыки с использованием электронно-цифровых музыкальных средств. Для изучения в качестве дополнительных были предложены и такие предметы, как музыкальное творчество на компьютере: дети создают собственные работы, оформляют их в виде презентаций, маленьких музыкальных клипов, фильмов; караоке на компьютере – подбор аккомпанемента. В общем, то, что помогает детям творчески реализовать себя.

Занимаясь предметом «музыка на компьютере», мы заметили, что это значительно способствует раскрытию творческих способностей учеников. Компьютер они воспринимают как средство для воплощения своих творческих идей и фантазий, и наша задача – сделать для них компьютер помощником в творчестве и учебе.

Программа получила поддержку администрации и с одобрения директора Митина Валерия Тимофеевича и завуча Машошиной Галины Степановны реализуется в нашей ДМШ № 7 имени Андрея Порфирьевича Новикова. С этого года в школе работает целое отделение электронно-цифровых музыкальных инструментов, здесь учится 75 человек: ребята занимаются с большим интересом, создают творческие работы, участвуют в конкурсах. Например, ученики нашей школы участвовали в международном конкурсе «Космос и я», где соревновались различные детские работы на тему космоса – музыкальные, литературные, изобразительные, работы по компьютерной графике. Мы представляли музыкальный фильм, сделанный учениками, и он стал призером. Наши ребята полны планов, полны энтузиазма, хотят и дальше участвовать в таких соревнованиях. В ноябре пройдет международный конкурс «Музыка и электроника», и они уже готовят для него свои проекты.

И, конечно, очень важно, что, занимаясь музыкой на компьютере, ученики могут через Интернет общаться со сверстниками из других городов и стран, имеющими сходные интересы. В этом году наши ребята участвовали в подготовке сборника белорусских песен «Корни родства вековые в музыке Белой Руси». Этот сборник был представлен не только в России, но и в Белоруссии, получил лестный отзыв председателя Союза композиторов Белоруссии Игоря Михайловича Лученка. В него вошла песня о дружбе наших стран «Доброе солнце» - коллективное сочинение учеников, объединившихся в рамках школы в студию компьютерной музыки «Компашка»: им интереснее работать вместе.

Программа «Музыка на компьютере» получила хороший отклик не только у учеников и администрации нашей школы, но и у городского методического кабинета. Мы накопили небольшой, но ценный опыт работы и стремимся им поделиться, поэтому с нынешнего года начала действовать городская секция компьютерного творчества, которую я возглавляю. Ее посещают преподаватели - и не только из Новосибирска, но и из области, многие из них взяли нашу программу «на вооружение». Так, с апреля в новосибирской ДШИ № 17 открылся класс компьютерной музыки, есть подобные проекты и в других школах.

В европейской части России компьютерной музыкой занимаются уже давно, проводятся различные фестивали, конкурсы. Сибирь немножечко отстает, но и мы стремимся выйти на европейский уровень. Мы считаем, что использование компьютерных технологий в обучении очень прогрессивно и перспективно. Это привлекательно для детей, это дает быстрый результат, потому что компьютер – достаточно послушный инструмент, и ребенку он понятен, ведь новое поколение детей выросло уже в атмосфере всеобщей компьютеризации, и информационные технологии они воспринимают естественно и легко. С помощью компьютерных технологий ребенок учится представлять себя, свою индивидуальность и свои возможности – сейчас это актуально. Наши ученики, выйдя из школы, будут жить в условиях рынка, где важно уметь себя презентовать. Мы стремимся подготовить детей к новым специальностям, к современным условиям работы.

Компьютерное направление имеет разные конечные цели обучения, будь то профессиональное образование по направлению «музыкальная звукорежиссура» или любительское музицирование, где они смогут сочинять свою музыку, стать участниками творческих коллективов с использованием компьютерной музыки, создавать свои диски, заниматься авторской песней. Компьютерные технологии позволяют добавить в произведение новые звуковые краски, которые в традиционной музыке не встречаются, накопить и систематизировать творческий опыт. Как элемент общеэстетического воспитания обучение на компьютере тоже дает прекрасные результаты.

Особенно ценно то, что мы привлекаем детей разного возраста. Это гибкая программа, по ней могут обучаться дети и младшего, и среднего школьного возраста, и старшеклассники, которых привлечь к занятиям музыкой достаточно трудно. В частности, раздел «звукооператорское мастерство» рассчитан на школьников старших классов и вызывает у них такой большой интерес, что многие хотят в будущем стать профессиональными звукооператорами или звукорежиссерами.

Бобылева Д.
01.04.2006


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Гость | 10.06.2013 20:25

Здравствуйте! Меня очень заинтересовал Ваш рассказ об обучении детей компьютерному музыкальному творчеству. Я из Мордовии, г. Саранск, работаю в ДМШ преподавателем теоритических дисциплин. Вэтом году мой проект "Лаборатория компьютерной музыки", победил на городском фестивале соц.проектов и мне выделили средства на муз.компьютрный класс. Сейчас я закупаю необходимое оборудование и встал вопрос, как быть дальше? Мне нужна программа, я была бы очень благодарна Вам, если бы Вы поделились опытом. Очень сложно начинать это новое дело, тем более, что я в школе только одна в этом разбираюсь. С уважением, Планкина Юлия Валерьевна.

Ответить