< №2 (85) Февраль 2011 >
Логотип
ЖИЗНЬ ВУЗА

«ИМИДЖЕВЫЙ КАПИТАЛ» ПЕТРОЗАВОДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Беседа с ректором Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова - заслуженным деятелем искусств России, заслуженным артистом Карельской АССР, заведующим кафедрой народных инструментов, профессором В.А. Соловьевым.

- Владимир Александрович, насколько текущий учебный год в консерватории сопоставим с прошлым учебным годом, отчет о котором я прочитала и поняла, что у вас было немало причин испытать чувство удовлетворения и даже радости?

- У нас и сейчас есть все основания радоваться, потому что при кризисной ситуации, которая существует в стране, особенно в области финансирования культуры и образовательных учреждений сферы культуры и искусства, нам все-таки удалось построить новый концертный зал - пристройку к учебному корпусу. Министерство культуры выделило 15 миллионов рублей на новый большой электронный орган - он будет приобретен и установлен в зале во второй половине года. Уже куплены два «Стейнвея». Открывать зал – кстати, на 400 мест, - собираемся в конце марта.

На Большой зал мы возлагаем большие надежды. Планируем серии абонементных концертов, предполагаем развитие платных услуг – таково, как говорится, веление времени: надо зарабатывать деньги. Но главное дело – перенести в зал фестивали и конкурсы, которых у нас в Петрозаводске уже немало. В марте состоится международный конкурс исполнителей на духовых и ударных «Серебряные звуки», в начале апреля - Конкурс исполнителей на народных инструментах имени Альбина Репникова, тоже международный. В конце года, в рамках декабрьского фестиваля «Онежская зима», у нас пройдет уже Второй международный конкурс юных пианистов имени Шопена, основанный при участии консульства Польши. В Большом зале в конце года планируем также совместный концерт нашего симфонического оркестра с итальянским хором и итальянским дирижером. Еще в прошлом году мы подписали творческий договор с Флорентийской консерваторией и считаем очень важным развитие сотрудничества с итальянскими коллегами. В прошлом же году у нас прошла великолепная конференция «Композиторская техника как знак», посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося музыковеда Юзефа Геймановича Кона, а в сентябре, на базе нашего Большого зала, собираемся провести уже международный симпозиум. Мы надеемся, что новый концертный зал даст нам возможность осуществить многие другие проекты и, конечно, будет способствовать имиджу нашей консерватории как современного, активно работающего высшего учебного заведения, в котором, хочу заметить, с нынешнего учебного года открыт самостоятельный совет по защите кандидатских диссертаций. Так что будем развиваться.

- Вы упомянули о начале сотрудничества с консерваторией Флоренции, но, насколько мне известно, этим договором далеко не ограничиваются международные связи вашей консерватории?

- Нет, конечно. Например, буквально только что мы с проректором по международным связям профессором Александром Александровичем Утробиным ездили в Китай на прослушивания студентов Шанхайской консерватории, которые собираются в начале будущего учебного года приехать к нам учиться. Это 23 человека. В прошлом году мы подписали с Шанхайской консерваторией соглашение на подготовку студентов по специальностям фортепиано, струнные, духовые и народные инструменты, академическое пение. Выбранная схема обучения – «два плюс три». То есть, два года они учатся у себя, изучают русский язык, затем приезжают к нам, поступают на третий курс, обучаются у нас два года по сопряженным планам, уезжают в Шанхайскую консерваторию, где получают диплом бакалавра, а потом возвращаются, доучиваются у нас еще один год и получают диплом специалиста. Помимо этого у нас уже учатся 14, если не ошибаюсь, китайских студентов.

- А своих студентов вы отправляете за рубеж?

- Наши студенты постоянно выезжают, чаще всего в Финляндию - у нас творческие контакты с тремя финскими учебными заведениями: в городах Йоэнсуу, Кухмо и Коккола. Но они не обучаются, а ездят туда как бы на практику, или стажировку, в которой финская сторона очень заинтересована. Финны приглашают наших ребят для игры в симфоническом оркестре, и 10-12 студентов регулярно, раз и даже два раза в полгода, выезжают, чтобы поддержать финские оркестры. А финские студенты и педагоги приезжают к нам на семинары или те же стажировки. Мы, тоже уже давно, поддерживаем контакты и с консерваторией в норвежском городе Тромсе. И, кстати, там некоторые наши студенты даже учатся, ну и стажировку проходят тоже, получают степень магистра. (Мы еще не открыли магистратуру при консерватории, это пока в перспективе). У нас есть творческие контакты с учебным заведением США - Университетом штата Миннесота в городе Дулуте. Но это только обмен концертами. Недавно в Дулуте выступали наши музыканты: пианист Виктор Портной - проректор, заведующий кафедрой специального фортепиано – и скрипач Николай Кузнецов, доцент кафедры струнных инструментов. А 12 февраля мы принимаем струнное трио в составе профессоров из Университета Миннесоты в Дулуте.

- Если вернуться к иностранным студентам, которые учатся у вас…

- Это не только китайцы. Приезжают учиться из Кореи, иностранцами являются и граждане стран СНГ – у нас, например, белорусы учатся…

- Кто, на ваш взгляд, выигрывает в сравнении по подготовке – наши или иностранные абитуриенты, студенты? Что вы можете сказать, например, о недавно прослушанных вами претендентах из Китая?

- Они разные. Некоторые соответствуют нашему уровню, а кто-то недотягивает, и таких придется доучивать. Посмотрим, как получится. Может быть, им придется на год больше учиться у нас, чтобы выйти на требуемый исполнительский уровень. Все-таки в Китае обучение музыке сильно отличается от российского. Наша трехступенчатая система дает, действительно, самое современное образование. В Китае такого нет. Более того, как мне сказали, там всего две музыкальные школы – это на миллиард триста миллионов жителей! – и нет среднего звена. Люди обучаются частным образом и затем поступают в консерватории. Конечно, это не сравнить с российским базовым образованием, даже при том, что у нас сейчас идет, я бы сказал, упадок, а не развитие.

- Да, сейчас конструкция из трех звеньев пошатнулась, все опасаются нового закона об образовании. Каково, кстати, ваше отношение к закону?

- Нельзя ломать наши образовательные традиции, ни в коем случае! Десятилетиями формировалось то, что существует в музыкальном образовании или хореографическом, а теперь вдруг возникают идеи, что, например, обучение балету нужно начинать только в 14-15 лет. Да наши танцовщики к 17 годам уже поступают работать в театры! Какой пианист получится из человека, если он в 15 лет впервые подошел к роялю?!.. В Министерстве культуры все эти проблемы понимают, но судьбы вершит Министерство образования и науки. Между тем, наша система музыкального образования совершенна. Она остается такой до сих пор, невзирая на то, что музыкальные школы перевели в ранг учреждений дополнительного образования. Школы на практике все равно выполняют функцию «первой профессиональной ступени», или предпрофессионального образования. В законе подбирались даже к среднему звену – «зачем, для чего»? Кстати, мы открыли обучение по программам среднего образования при нашей консерватории, и это очень здорово, что сами готовим себе талантливых ребят. Но почему мы еще это сделали? Ведь, не дай бог, сократят самостоятельные музыкальные колледжи или училища! Вот такая подстраховка.

- В Петрозаводской консерватории, по-моему, есть еще и какие-то необычные факультеты?

- Не совсем так. Прежде всего, мы обучаем по всем предметам, необходимым в системе высшего музыкального образования. До недавнего времени у нас не преподавалось оперно-симфоническое дирижирование, но вот уже три года мы и дирижеров готовим по всем специальностям: хоровое дирижирование, дирижирование народным оркестром и оперно-симфоническое. Третий год у нас существует факультет художественного образования – так же, как и в Нижегородской консерватории, - на котором мы готовим учителей музыки для общеобразовательных школ.

Но что действительно необычно и даже уникально, это наша кафедра музыки финно-угорских народов. Возглавляет ее профессор Вячеслав Леонидович Калаберда, в недавнем прошлом ректор Петрозаводской консерватории, инициировавший создание этой кафедры, которая сегодня успешно развивается. Кроме того, в этом году мы вновь провели прием на курс подготовки драматических актеров для Национального театра Карелии. Петрозаводск – город театральный, здесь существует пять театров, и один из них – Национальный, в котором спектакли идут на финском и карельском языках. Это наше решение я считаю правильным, потому что нигде в России, в том числе и в ведущих театральных вузах Москвы и Петербурга, не способны подготовить актеров для нашего Национального театра со всей его спецификой. Мы привлекли педагогов из Финляндии, работают с актерами, конечно, и наши педагоги. И теперь хотим создать факультет финно-угорского искусства, который объединит кафедру финно-угорской музыки и театральную кафедру. Думаю, что это реально будет сделать уже в следующем учебном году, с самого его начала.

Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова

Бугрова Ольга
10.02.2011


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Гость | 03.06.2011 15:08

В добрый путь!

Ответить

Гость | 23.08.2011 00:26

По поводу написанного скажу так: когда я учился в этой "замечательной" консерватории, можно сказать многострадальной, то никак не мог понять, почему там все же кто-то работает, так как все было в упадке. Ректором тогда был Соловьев, который является им и по ныне...к большому сожалению ))) Так вот был упадок, как я сказал, но в один прекрасный год как снег на голову свалились на нашу любимую консу куча денег на ремонт ! Ремонт Соловьев провел, правда последствия ни в каких архивах не отражены и к несчастью в уголовных делах тоже. Как только отремонтировали начали отваливаться двери, лампы и т.д. и т. п. Затем стало понятно, что классы совсем не приспособлены для занятий на муз инструментах, а именно, что при игре, особенно на духовых инстр дребезжало все, что только могло в отремонтированном под "Евро" классе. Стало ясно, что никакой подготовки "акустической" так называемой явно не было. Вообще было непонятно, куда делась куча денег, предназначенных именно на качественный ремонт такого рода заведения, призванная создать именно специфические условия для такого рода работы ?! Вот именно потому, что это была не кучка, а КУЧА денег она и невидимо испарилась. Ремонт признали официальные органы несостоятельным, т.е. недоделанным и сделанным, что самое главное не по нормам! Из всех средств,что специально выделялись под ремонт с АКУСТИЧЕСКОЙ подготовкой пропало 1/3 опять же в неизвестном направлении. Сам Соловей(так я его буду называть и впредь) обьяснил, что сама фирма подрядчик провела данную махинацию. Да что там говорить, ведь такие дела решаются не отговорками, а реальными деньгами. Соловей возможно просто про платил свою невиновность, ведь бабки большие ))) Тем более у него есть на кого опереться, ведь не секрет, что во главе консы стоят его люди, такие как например Портной, зав фортепианного отделения ! Это чрезвычайно "Замечательный" человек, а особенно тот факт, что он и именно он ответственен за увольнение из консерватории известного не только в Петрозаводске, но и в мире пианиста Островского, которого он ненавидел не тлько из-за его отличных способностей, но и за человеческие качества !!!!!! Что и говорить, эти ребята(к ним еще можно кой - кого прибавит)Соловей и Портной вообще неприятные личности. Например сам Соловей(ректор то есть)вообще ни разу со мной , мне в ответ не поздоровался, хотя я там учился 5 лет и здоровался регулярно, но до взаимности дело не дошло, а жаль, могла быть и любовь у нас :))))) Так вот, вернемся к нашим баранам ...ректор Соловьев к тому, что расхищал деньги, так еще и совсем не заботился о студентах. Это проявлялось по двум направлениям (а может и больше): фонотека и стипендии. Что до первого, то фонотека могла и подождать, ведь можно слушать хрипящие записи... а вот стипендия - это важно, кушать - то с записи не возьмешь ! Дело в том, что в Петрозаводской гос Консерватории им Глазунова выплачивалась только одна стипендия вместо положенных трех, а именно, если студент хорошо или отлично учился, имел статус сироты или еще что-либо и был представлен еще и к губернаторской стипендии мог рассчитывать на всю снисходительность Соловья - на аж одну стипендию из трех и только одну, тогда как в других уч заведениях Петрозаводска выплачивались все три -какая гуманность со стороны ректора ! К сожалению будучи председателем ревизионной комиссии при правкоме правсоюза консерватории я ничего не добился и мой друг, председатель самого правсоюза тоже, только отстранения от дел с участием кстати заказных студентов(студенток), которые тоже вроде ректора были не прочь подкормиться на обще-студентские барыши, за что и были изгнаны нами из правкома. Вопрос о "троякости" стипендий тогда не получилось решить и прежде всего из-за связей Соловья. Он мел знакомых на исполнительном уровне местной власти, которая наверняка замешана в разных нечистых делах. Зато он смог приобрести на деньги консерватории автомобиль..."Надо же на чем-то ездить, к тому же когда все молчат можно приобрести что-то по-солидней...о, например Фольксваген Пассат, да еще новый ! А что там с инструментами для консы или с оборудованием для фонотеки, это ...да хрен с ним, гулять так гулять, и вправду, не могу ж я , ректор, ездить на ладе Калине?!" - подумал Соловей. И приобрел, вроде как для нужд учреждения, а студенты в это время продолжали ставить стертые пластинки на корявые проигрыватели, тогда как в век компьютеров можно было поставит несколько немощных, недорогих компов и закачать туда всю музыку мира :))) Дело это пока не завершено, но я надеюсь, что столь циничная мразь ректор Соловьев и его союзники все же в итоге понесут столь же циничное варварское и хамское наказание, эти темные делишки не принесут им удачи и счастья, процветания и упокоения, я надеюсь на справедливость судьбы и на то, что проведение им все же изменит, пусть может не всем одинаково, но по заслугам !!!!!!!!!! Не верьте ни одному их слову и историям особенно, а смотрите правде в глаза, на то как вам живется не имея ни три ни две стипендии, а "На выбор", а ни как их нахваливают их защищают прихвостни !!!! Ваш экскурсовод по темным закоулкам Петрозаводской гос. Консерватории им. великого русского композитора А.К. Глазунова, Макс Т.

Ответить