< №4 (31) Апрель 2006 >
Логотип
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ОПЫТ ХАКАСИИ

Республиканский методический центр по художественному образованию республики Хакасия в 2007 году отметит свое 30-летие. Об истории и сегодняшних достижениях центра рассказала его директор Лебедева Валентина Ивановна.

- Каков объем работы вашего методического центра, насколько велика сеть учебных учреждений, которыми вы занимаетесь?

- Раньше республика Хакасия была подчинена Красноярскому краю, поэтому наше учреждение было организовано как методическая служба в составе методического кабинета Красноярского края. С 1991 года методический центр стал самостоятельной структурой, а в 2005 году получил статус юридического лица. В настоящее время в республике Хакасия сеть образовательных учреждений художественно-эстетической направленности составляют 37 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, в которых обучается около 6 тысяч детей. Это 9,7 % детского населения в возрасте от 7 до 15 лет. Образовательную деятельность в школах осуществляют 484 преподавателя, из них 137 с высшим образованием, 347 - со средним специальным. В этой области, кстати, есть сейчас и определенные проблемы. Ощущается дефицит преподавателей оркестровых специальностей и преподавателей по классу народных инструментов, что затрудняет расширение сети отделений духовых инструментов, скрипки, виолончели, домры, балалайки, гитары.

Конечно, накоплен и положительный опыт по решению проблем, которые ставит перед нами современность. Еще в конце 90-х мы столкнулись с такой проблемой, как обучение на национальных инструментах – чатхан, хомыс. Если в ряде территорий – в Башкирии, Татарстане – обучение игре на национальных инструментах было поставлено на широкую ногу, то у нас такие уроки велись только факультативно. И вот в последние годы одним из приоритетных направлений стала популяризация национальных инструментов с разработкой методики обучения игре и наполнением репертуара. Многие композиторы Хакасии пишут непосредственно для этих инструментов.

- Какие мероприятия проводит ваш методический центр, ожидается ли в ближайшее время что-то значимое, интересное?

- Если говорить языком цифр, то в 2005 году силами учащихся и преподавателей было проведено 300 концертов, 44 выставки, 150 бесед-лекций для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, детских домов, в учреждениях и предприятиях, в библиотеках и дворцах культуры. Согласитесь, это еще раз доказывает, что детские музыкальные школы и школы искусств – не только центры художественного образования, но и оазисы культуры в жизни общества.

Знаменательным событием для музыкальной жизни Хакасии является Открытый конкурс юных музыкантов и художников имени композитора и педагога Александра Александровича Кенеля, который проводится раз в два года. В этом году он проходит в четвертый раз, заявки на участие в нем подали 300 человек. Соревнуются учащиеся детских школ искусств и студенты средних специальных учебных заведений из 6 регионов: Хакасии, Тывы, Горного Алтая, Бурятии, Красноярского края и Кемеровской области. Конкурс проводится по семи номинациям: фортепиано, баян/аккордеон, домра, струнно-смычковые инструменты, национальные инструменты, духовые инструменты, изобразительное искусство. У программных требований конкурса есть особенность: участники должны исполнить произведение композитора Хакасии или региона, который они представляют.

В этот раз конкурсную программу открыли юные художники. В течение четырех часов сто семь учащихся детских художественных школ и школ искусств из Хакасии, Тывы, Бурятии создавали свои художественные работы по теме «Мифы. Легенды. Сказки» - непосредственно в аудитории, на глазах у жюри. Музыкальным подарком конкурсу явится концерт учащихся лицея при Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, который и откроет прослушивания в номинации «Инструментальное исполнительство». Мы ждем гостей из Красноярской академии музыки и театра, Новосибирской государственной консерватории, Белорусской государственной академии музыки. А награждение лауреатов традиционно приурочено к Дню защиты детей.

С 2002 года мы проводим межрегиональные творческие школы искусств для одаренных детей - «Лето в солнечной Хакасии» и «Весна в Саянах»: они широко известны по всей Сибири, и количество желающих участвовать растет год от года. Реализация этих проектов осуществляется благодаря поддержке Управления по культурно-историческому наследию, художественному образованию и науке Федерального агентства по культуре и кинематографии. Этим летом пройдет очередная творческая школа, главными ее направлениями станут специальности «скрипка», «виолончель» и «изобразительное искусство».

Еще один наш традиционный проект – мастер-классы и семинары для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. Они проводятся в течение всего года по всем специальностям и являются одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации педагогических кадров наших учебных заведений. В 2005 году в Хакасии побывали старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Ольга Кузьминская, лауреат международных конкурсов, преподаватель Магнитогорской государственной консерватории Владислав Вальс, представители профессуры Красноярской государственной академии музыки и театра: Игорь Гербер, Сергей Найко, Виктор Зеленый, лауреаты международных конкурсов, доцент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Алексей Кошванец, преподаватель Московской консерватории Денис Шаповалов, преподаватель Московского музыкально-педагогического института имени Ипполитова-Иванова Юрий Богданов, преподаватели Московского академического художественного лицея Российской академии художеств Елизавета Залегина и Виктор Елизаров.

Остальные наши проекты – уже не межрегионального, а республиканского масштаба. Это, например, конкурс ансамблей оркестровой музыки, смотр методических работ преподавателей, вокально-хоровой конкурс патриотической песни. Есть еще ряд мероприятий, объединяющих малые школы республики (малочисленные по количеству учеников и преподаваемых специальностей). Среди них конкурс фортепианных ансамблей «Апрельская лира», конкурсы народников, пианистов малых школ.

- Сейчас перед многими методическими центрами встала проблема переподчинения детских музыкальных школ и школ искусств муниципалитетам. В некоторых регионах проводят реорганизацию самих учебных учреждений, ожидая, что так им будет легче выжить в новых условиях. А как обстоит дело у вас?

- У нас благодаря поддержке Управления по культурно-историческому наследию, художественному образованию и науке, а также письму, которое поступило от руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого на имя председателя правительства Хакасии Алексея Лебедя, вся сеть школ сохранена в подчинении органам управления по культуре. Сегодня вопрос о переподчинении не ставится, хотя угроза такая была (правда, всего в двух районах). Что касается реорганизаций, то у нас сейчас происходит реорганизация только некоторых детских музыкальных школ в школы искусств: в течение последних пяти лет в музыкальных школах открываются художественные отделения, хореографические отделения, на них начался настоящий «бум», что и стало причиной реорганизации.

- Интересуются ли другие регионы опытом работы вашего центра?

- В сентябре 2005 года с деятельностью нашего методического центра и ДШИ Саяногорска, абаканских ДМШ № 1 имени Кенеля и ДХШ имени Каратанова знакомились директора школ искусств республики Тывы. Особый интерес они проявили к внебюджетной деятельности ДХШ имени Каратанова, в силу которой значительно улучшилась материально-техническая база этого учебного заведения: в каждой мастерской установлены компьютеры, школа оснащена цифровой фото-видеоаппаратурой последнего поколения. Педагоги школы при подготовке к урокам используют видеокассеты и компакт-диски с записями семинаров и пленэров. Для уроков композиции и расширения кругозора детей созданы каталоги работ хакасских художников. Благодаря совместным усилиям администрации г. Абакана и руководства художественной школы им. Д.И.Каратанова по привлечению внебюджетных средств, к 40-летнему юбилею у школы появился собственный автобус. В октябре и ноябре 2005 года ведущий преподаватель по классу домры В.В.Лашкина, которая работает в ДМШ № 1 Абакана, выезжала вместе со своими воспитанниками в Томск и Улан-Удэ для проведения мастер-классов. Опыт работы нашего методического центра был представлен на научно-практической конференции учебных заведений Восточной Сибири «Художественное образование. Опыт, проблемы, приоритетные задачи, направление деятельности» в ноябре 2005 года в Улан-Удэ.

Бобылева Д.
01.04.2006


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: