< №8 (46) Август 2007 >
Логотип

ЧЕТЫРЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПОКУПКЕ ИНСТРУМЕНТА

Выбор, покупка музыкального инструмента – задача архисложная и чрезвычайно ответственная при кажущейся простоте. В самом деле: вот инструмент – внешне весьма приятен. Вот продавец – утверждающий, конечно, что это самая лучшая в мире балалайка или домра, но…

Вот первая трудность, которую зачастую приходится преодолевать, особенно если это ваша первая покупка: выдержать настойчивые советы.

Очень часто рекомендуют купить инструмент известного мастера, потому что на его инструментах играет всеми любимый виртуоз. Конечно, в этом случае есть достаточная страховка от неудачной покупки, но - за бренд надо платить. К сожалению, к продаже музыкальных инструментов часто подходят с позиции: «Это всего лишь бизнес, нечего более». Еще чаще многие преподаватели имеют свой «интерес» и рекомендуют либо конкретные марки, либо определенных мастеров. Постарайтесь узнать побольше «на стороне». Однако не стоит перегибать палку: я знал одного родителя, который, покупая балалайку для своего чада, пригласил экстрасенса. Не думаю, что это был правильный поступок, оценивать должен профессионал.

В любом случае, играть вам, поэтому решение всегда надо принимать самостоятельно, цена ответственности достаточно высока, чтобы переложить ее на кого-либо.

Вторая трудность – борьба с жадностью. Не стоит покупать самый дешевый инструмент. Опыт игры на нем может оказаться плачевным, и вы не сможете заставить ребенка продолжать учиться. Конечно, я не призываю начинающих покупать концертные балалайки, но все же будьте разумны в выборе.

Для того чтобы выбрать инструмент, возьмите его в руки и постарайтесь понять, нравится он вам или нет. Это очень важно. Я не буду рассуждать, как проверять строй инструмента – это подробно описано в учебниках. Но хочу предостеречь от самой распространенной ошибки (на эту мелочь попадаются даже маэстро). Посмотрите внимательно на положение подставки (фото 1). Часто, в силу неких причин, подставка оказывается перевернутой, и настроить инструмент в этом случае невозможно. Большинство мастеров отмечают на деке место центра подставки, начинать надо отсюда. За время жизни инструмента положение подставки будет меняться в связи с естественным изменением геометрии деки.

Что касается преодоления третьей трудности, то есть оценки звучания, если вы профессионал – мои советы ни к чему, а если начинающий - сыграйте гамму или что-нибудь, что вы хорошо знаете: большинство вопросов отпадут сами собой. А далее положитесь на собственную интуицию и мнение специалиста, которому вы доверяете.

Тестирование неразыгранного инструмента - дело непростое. Предсказать его будущее практически невозможно, поскольку на то повлияет множество факторов, и вы лично. Домра или балалайка проявят себя позже (для каждого – по-своему). Но лишь при условии, что все сделано честно. Некоторые мастера, стремясь заставить звучать свое детище «здесь и сейчас», искусственно утоньшают деку. Есть зависимость: тоньше дека – лучше звук. Такой инструмент, в лучшем случае, не разыграется, а скорее всего - умрет. Например, для домры малой средняя толщина деки – 2,5-2,7 мм., для балалайки прима –2-2,5 мм. Но проверить это можно только с помощью специального инструмента.

Аналогична ситуация и с так называемыми пружинками. Их излишняя податливость ничем хорошим не закончится. Самый простой способ их проверить - надавить на деку в районе подставки.

Итак, мы подобрались к материалу, из которого сделан инструмент. Это четвертая трудность. Что бы ни говорили, но искусство заготовки материала ничуть не меньше, чем собственно искусство изготовления.

Обратимся к скрипичным мастерам. С какой тщательностью они выбирают клен и ель! За время недолгой практики на чешской скрипичной фабрике «Akord Kvint» я с восхищением наблюдал, сколь ответственно и скрупулезно руководство фирмы (директор лично!!!) подбирает материал для той или иной скрипки. Такой подход позволяет изготовить инструменты с заранее заданными параметрами, рационально использовать дефицитную древесину и, что самое важное, контролировать качество на начальном этапе изготовления. Сам материал закупается у германской семейной фирмы, несколько поколений специализирующейся исключительно на этих поставках. Заготовка музыкальной древесины в Европе испокон века была элитным занятием. Тратились колоссальные ресурсы и время, на то, чтобы мы сегодня могли пользоваться плодами трудов прошлых поколений (фото 2).

Посмотрите на деку. Она должна быть естественного цвета. Если дека сильно тонирована, то, возможно, так спрятали какой то дефект. Наличие коричневых полос и пятен различных оттенков свидетельствует о низкосортности ели. Следует обратить внимание на плотность годовых слоев - чем меньше расстояние между ними, тем лучше. Очень хорошо, если дека переливается как муаровая лента. Но это справедливо только для маленьких инструментов (прим и отчасти альтов). Хорошо, если дека состоит только из двух половинок. А также - если плотность слоев примерно одинакова по всей ширине, но это верно для высокой плотности годовых слоев, в противном случае допустимо плавное расширение к краям (наилучшее качество сохраняется под подставкой и первой струной). Надо подчеркнуть, что древесина деки не должна иметь пороков (в том числе и с обратной стороны).

Не менее важно осмотреть и корпус. Вопрос тщательности склейки и подгонки отдельных частей мы опустим, поскольку комментариев не требует. Конечно, корпус, или как еще говорят «кузов», можно изготовить из многих пород, но распил должен быть всегда радиальным (фото 3). От материала будет во многом зависеть и тембр. Традиционно используется клен. Но не всякий сорт годен. Конечно, лучшим считается так называемый «боснийский клен». Это не порода, а скорее сорт, названный так потому, что по ряду причин в одноименном регионе удается заготовить материал с идеальными для музыкального инструмента свойствами. «Боснийский клен» отличается чрезвычайной упругостью и малой плотностью (весом). Корпус хорошего инструмента всегда легок. Этими свойствами в большей мере обладают близкие к корню участки ствола дерева (но не комель), они имеют характерный волнистый рисунок: «волна» частая, плотная, выраженная и равномерная (фото 4). На инструменты попроще, конечно, и материал используют попроще.

Некоторые породы древесины: палисандр (фото 5), бубинга, розовое дерево и подобные им – это уже изыск, инструмент из них стоить будет наверняка недешево.

Попадаются, особенно часто - домры, с корпусом из бука и березы. Причем даже у известных авторов. Применять эти материалы категорически недопустимо. Из бука, например, изготавливают детали, как раз поглощающие звук! А горе-мастера, знающие о своих грешках, бывает, с пеной у рта доказывают, что «это такой клен». Многие верят. Что ж, подбор материала, во многом остается на совести мастера. Зачастую на музыкальный инструмент идет доска, купленная в магазине стройматериалов. Сей факт - далеко не в пользу мастеров-одиночек, а также продавцов, не контролирующих изначально процесс изготовления того или иного инструмента.

Столь же внимательно отнеситесь к осмотру всех частей музыкального инструмента, ибо в этом деле мелочей нет. И если что-то вас насторожило, не бойтесь спросить, не бойтесь задавать «чайниковские» вопросы. Помните, верное решение сэкономит ваши нервы и деньги.

Логинов А.
01.08.2007


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Гость | 21.04.2017 22:57

Спасибо, ценная статься. Очень помогли

Ответить