< №10 (103) Октябрь 2012 >
Логотип
ХОРЕОГРАФИЯ

ТРАДИЦИЯ С ПОПРАВКОЙ НА СОВРЕМЕННОСТЬ

10 лет назад в Костроме открылась Губернская балетная школа – профессиональный колледж при Национальном балете «Кострома». Сегодня это единственная частная школа в России, которая дает бесплатное балетное образование по государственной программе.

Наша встреча с директором хореографического колледжа «Губернская Балетная Школа» Марией Вешкиной проходила в крайне неакадемической обстановке: фойе столичной гостиницы «Космос» было заполнено возгласами представителей всевозможных иностранных делегаций, шумом кофе-машин, музыкой мобильных телефонов, да и телефон самой Марии звонил практически без остановки. Возможно, будь интервью назначено на середину учебного года, мы беседовали бы в директорском кабинете под портретом балетмейстера И.А. Моисеева или в тишине школьной библиотеки, но в августе, когда большинство педагогов блаженствует в отпусках, у Вешкиной самый разгар работы.

Вид у директора необычный: со стереотипным образом руководительницы хореографического училища у Марии Вешкиной мало общего, она не похожа ни на директрису советского типа с лишним весом, пробивным характером и химической завивкой, ни на бывшую балерину с железными мышцами и твердыми принципами. Больше всего Мария напоминает солистку ансамбля – милое русское лицо, коса, футболка, очень быстрая и очень доброжелательная манера говорить. Удивительно, но при полном погружении в балетную жизнь, доскональном знании артистической кухни она – не танцовщица, образование у Марии Вешкиной университетское, плюс факультет менеджмента Московской государственной академии хореографии.

Учеба в Академии хореографии дала директору возможность приглашать в Кострому замечательных преподавателей, обмениваться опытом с коллегами, видеть лучшие образцы, быть в курсе важных танцевальных событий, конкурсов и фестивалей. Конечно, внимание к Губернской балетной школе со стороны танцевального сообщества связано не только с профессиональным статусом Марии Вешкиной, достаточно давно школа вызывает интерес специалистов как один из немногих центров обучения народно-сценическому танцу с собственными традициями, методикой преподавания, сильными педагогами и балетмейстерами. И если взять на себя смелость сравнивать, то Губернскую балетную школу, включая и директора, и педагогов, и студентов, отличает от других учебных заведений очень осознанное желание развиваться, расти, перенимать опыт у мастеров и искать собственный путь в профессии. А еще продуманная с точки зрения менеджмента позиция.

– Мы работаем на себя и для себя, – утверждает директор ГБШ. – Мы создавали школу, основываясь на идее Игоря Моисеева. Идея у Игоря Александровича была четкая: открыть школу для того, чтобы воспитывать нужные ансамблю кадры – такие, которым не требуется дополнительная подготовка. Кроме того, мы применили систему, связанную с обязательным распределением, которая была в Советском Союзе. Только в нашем случае это больше похоже не на распределение кадров, а на своего рода госзаказ. Сейчас к этой модели пытается вернуться и наше государство, о чем говорят чиновники на своих заседаниях, поскольку государство тратит деньги, воспитывая специалистов, ничтожный процент которых работает по своей специальности, и вложенные средства не оправдывают себя. Мы открыли частную школу с тем, чтобы балет тратил деньги на воспитание артистов, но при этом хотим, чтобы эти артисты оставались у нас. После окончания школы, заключая трудовой контракт, они обязаны отработать пять лет в АНО «Национальный балет «Кострома».

И хотя, по мнению Марии Вешкиной, схема выглядит жесткой, в ней есть несомненные плюсы: получив диплом, артист может быть уверен, что он уже нашел работу по специальности, с хорошей зарплатой, возможностью зарабатывать во время зарубежных гастролей, спектаклей в Москве, в Костроме и других российских городах. Для многих молодых людей важна и ранняя самостоятельность, которую дает школа – на 4-5 курсе: в то время, когда их сверстники только задумываются о выборе профессии, костромские студенты уже работают в ансамбле, им выплачивается зарплата и засчитывается трудовой стаж. Есть еще масса субъективных факторов, которые чаще всего и определяют выбор. Это возможность реализовать себя в творчестве, желание достигнуть настоящих высот мастерства, поддержка педагогов, продолжающаяся у артистов и после впускных экзаменов, теплые, дружеские отношения в коллективе, обаяние сцены и, собственно, поэзия, стихия народного танца, без которой многие студенты уже не могут представить своей жизни. На вопрос, требует ли такая схема каких-то особенностей в обучении, отличающих колледж от других училищ. Мария отвечает так:

– Мы посвящаем огромное количество времени сценической практике. Благодаря тому, что наши студенты с самого начала видят, как работают артисты, и с тринадцати лет этот образ жизни впитывают, после окончания колледжа они уже знают, какие к ним будут предъявляться требования. Они понимают, из каких составляющих складывается рабочий день в ансамбле, знают, что надо уметь распределять силы, что есть требования к внешнему виду, к физической форме. Ребята видят, что у нас в коллективе невозможно лениться, потому что у нас достаточно жесткий график работы, и они к нему привыкают.

Пока Мария объясняет нам особенности взаимодействия учащихся и взрослых артистов, мы получаем разрешение главного балетмейстера и художественного руководителя «Костромы» Юрия Царенко посмотреть «трюковую» репетицию.

Приглашение на репетицию возникло неожиданно и означает допуск в святая святых – на «трюковой» идет разбор полетов, артисты работают над техническими сбоями, случившимися во время спектакля и скорее всего невидимыми для обычного зрителя, там же они оттачивают свои индивидуальные выходы, доводя их до совершенства. Отказаться нельзя. Но начало «трюковой» назначено на 22 часа: мы понимаем, что график у артистов действительно предельно жесткий.

– Выпускникам училищ, которые приходят к нам со стороны, куда сложнее войти в эту систему, привыкнуть к ней – у нас свой грим, своя эстетика, свои особенности в подготовке программы, – продолжает Мария Вешкина. – Это такие профессиональные тонкости, которые нарабатываются с годами, но наши студенты усваивают их еще во время учебы. И если они на 4-5 курсе еще не сформировавшиеся артисты, то уже очень близки к этому.

В Губернской балетной школе изучаются все основные балетные дисциплины: классический, народно-сценический, народно-академический, историко-бытовой, дуэтный, бальный и современный танец. Также в программу входят предметы общепрофессионального цикла: история хореографического искусства, история театра и балета, история изобразительного искусства, история музыки и игра на музыкальном инструменте, эстетика и мировая художественная культура, анатомия, физиология, основы балетной медицины, и это еще не полный список. Конечно, изучаются и общеобразовательные предметы, такие же, как в обычной школе, при этом уровень их преподавания позволяет в тех редких случаях, когда дети не могут продолжать учиться балету, успешно сдавать экзамены и поступать в вузы на престижные факультеты.

Часть предметов преподается в колледже по особенным авторским программам, таким, например, как «Актерское мастерство», необходимое для создания достоверного художественного образа в танце, или «Манера» – дисциплина, с которой ребят знакомит ведущий солист балета «Кострома», заслуженный артист России Анатолий Журавлев. На его уроках студенты изучают характер исполнения и особенности выразительности, отличающиеся как исторически, так и в зависимости от области или региона, откуда происходит танец. Всего в колледже работает более 30 преподавателей по специальным предметам, что позволяет администрации говорить об индивидуальном подходе к обучению.

– Каких артистов, звезд или ансамблевых исполнителей, готовит Губернская балетная школа в первую очередь? – спрашиваем мы директора.

– Ансамблевых. Мы, в принципе, настроены на то, что все должны быть более-менее одинаковы, но всегда есть дети, которые выделяются либо физическими способностями, либо внешним видом, либо очень творческим подходом к работе. Конечно, такие ребята довольно быстро получают сольные партии, и они стремятся работать в номерах, где могут показать себя в качестве самостоятельных артистов. Но если мы работаем в коллективе, то стараемся друг под друга подстраиваться.

– Тогда в чем заключается индивидуальный подход к обучению?

– У нас очень мало детей: раз в три года мы выпускаем около двадцати студентов, в среднем это двенадцать-тринадцать человек на курсе. Естественно, что первые три года мальчики и девочки посещают разные классы по основным предметам – классическому и народному танцу, то есть с преподавателем нередко занимается 4 или 5 студентов. Поэтому педагоги имеют возможность уделить достаточно внимания каждому ребенку.

Действительно, колледжу удается подготовить отличных танцовщиков. Как рассказывает педагог по классическому танцу Александр Абриталин, оставивший ради преподавания в Костроме работу со студентами хореографического факультета Академии Натальи Нестеровой, специалисты в области народного танца считают костромскую школу одной из сильнейших в России. Хореографических училищ с народными отделениями осталось не так много – Воронеж, Казань, Краснодар, Красноярск, несколько школ в Москве, но даже в этих центрах ситуация не всегда складывается просто, поскольку в результате смены поколений уходят наиболее опытные и грамотные специалисты. В «застойные» годы, когда традиционная культура широко поддерживалась государством, помимо двадцати профессиональных ансамблей народного танца и тридцати четырех ансамблей песни и пляски высококлассные специалисты работали в танцевальных группах множества хоров, от которых сегодня не сохранилось и десяти. Меняются методики подготовки и требования к исполнителям, и нередко случается, что в погоне за внешним блеском преподаватели упускают важные технические моменты в самых основах, что впоследствии может привести артиста к травмам и вынужденному уходу со сцены.

– На самом деле, главное для нас – преемственность, – говорит Мария Вешкина. – Обучение в училищах очень часто бывает оторвано от практики работы в коллективе. Но это разная работа – то, что мы делаем на уроках, все равно отличается от того, с чем ребята сталкиваются в жизни.

– Плюс еще в том, – добавляет Александр Абриталин, – что в колледже преподают танцующие артисты, и в силу этого традиция сохраняется как в эстетическом, так и в движенческом плане, ее передача из рук в руки работает хорошо. Сейчас далеко не каждая школа обладает педагогами, которые являются при этом действующими профессионалами, а ведь это очень важно.

Исполнительские традиции студентам Губернской балетной школы передают ведущие солисты Национального балета «Кострома», педагоги по народно-сценическому танцу Ирина и Алексей Рубцовы, заслуженный артист России, солист ансамбля Анатолий Журавлев, занимается с ребятами и художественный руководитель колледжа и главный балетмейстер «Костромы» Юрий Царенко. Для преподавания специальных дисциплин и проведения мастер-классов колледж приглашает лучших российских педагогов, среди которых народная артистка России, директор школы-студии при Ансамбле народного танца им. И.Моисеева Гюзель Апанаева, заслуженная артистка России, репетитор Кремлевского балета Наталья Воскресенская, заслуженный деятель искусств РФ Николай Лактионов, балетмейстер, заслуженный артист РСФСР, профессор Анатолий Борзов. Само сотрудничество этих людей с ГБШ говорит о том, то колледж достиг определенного уровня, который подтверждает также участие костромских студентов в Международном фестивале хореографических училищ и школ в Казани, в фестивале-смотре государственных хореографических училищ России, посвященном 235-летию Московской государственной академии хореографии. О многом говорят и пятерки, поставленные выпускникам колледжа государственной экзаменационной комиссией за дипломный спектакль, который включал не только блестящие народные номера, но и достойно исполненную классику.

– Из учебного материала в колледже подобрался определенный репертуар, – директор ГБШ рассказывает о том, как складывался благотворительный проект «Дети – детям». – Это отдельная концертная программа. Мы пробовали брать в нее и характерные, и классические номера из балетов, лучшие образцы народно-сценического танца, собственные постановки – что-то получилось, что-то не очень, сосредоточились на том, что нам больше по силам. Уже два года выступаем с этой программой в малых городах Костромской области, и зрители-дети принимают нас очень хорошо. А мы, в свою очередь, видим, что сразу же, начиная с первого курса, во время этих концертов ребята сталкиваются со всеми трудностями, которые есть в профессии артиста. Скажем, в нашем традиционном июньском концерте, посвященном Дню защиты детей, у них было восемь номеров, то есть переодеваться им нужно было через номер. И если в первый раз они не знали даже, как им разложить костюмы, чтобы все сделать быстро и успеть к своему выходу, то на второй-третий раз уже набрались опыта. Появилась взаимопомощь, взаимовыручка, ребята поняли, что нельзя быть только самому за себя, что нужно помогать друг другу, что когда мы за кулисами, обязательно нужно посмотреть, все ли хорошо у девочки, которая выходит передо мной, ведь мы же выходим вместе, и разницу сразу будет видно.

– А бывает наоборот? Знаете, какие истории рассказывают про закулисную жизнь, конкуренцию и стекло в балетных туфлях? – интересуемся у преподавателя классики, чьему двадцатилетнему опыту работы с детьми в подобных вопросах можно довериться.

– Конкуренция у детей есть, но она здоровая, основанная на технике, на исполнении сложных элементов, она связана с движением. У конкуренции подоплека профессиональная: кто чище и лучше сделает комбинацию, кто больше пируэтов исполнит, кто выше прыгнет, кто сделает четыре разножки, а кто пять. Если ребята танцуют в одном и том же номере, то рейтинг выше не у того, чья модель телефона новее, а у того, кому доверили сольную партию – у них же очень интересный репертуар. Причем этот репертуар включает великолепные ансамблевые номера, украинский «Ползунец» Годенко, «Семь невест» Гаскарова – номер сделан в элементарной лексике, шаг через каблук, но как передана эстетика мусульманского танца! Ребята воспитываются на лучшей национальной хореографии. Неменьшее значение имеют интересы преподавателей, их отношение к искусству, оно обязательно передается детям. В колледже их учат танцевать - не просто повторять связки и комбинации, а именно танцевать, и такой посыл зрители очень хорошо чувствуют.

Для Александра Абриталина работа в ГБШ – это, с одной стороны, вызов, с другой стороны, отдых. Ребятам, которые собираются танцевать в ансамбле и видят в классике неглавный предмет, приходится объяснять, что классический танец должен быть поставлен на службу народному направлению, что он создает основу для долгой артистической жизни и расширяет выразительные возможности танцовщика. В то же время эти дети отличаются от московских студентов, они более восприимчивы, в меньшей степени перегружены информацией, они открыты, отзывчивы, им просто легче учиться.

– Дети мегаполиса – они другие, - продолжает Александр Абриталин. - Для себя я за счастье считаю возможность жить в маленьком городе. Когда я только приехал в Кострому, я просто каждому дню радовался: и когда шел пешком на работу мимо здешних теремков, и даже когда ехал в маршрутке – в транспорте здесь мужчины поднимаются и уступают место женщине. Говорят, что в Костроме автомобили еще в советское время пропускали пешеходов. В Москве не так, и на детей это естественно откладывает отпечаток.

В этом месте наш разговор прерывает звонок к началу спектакля – огромный концертный зал гостиницы «Космос» публика заполняет задолго до открытия занавеса. Свое шоу балет «Кострома» показывает здесь уже девятый сезон, и согласно простому подсчету, только в Москве их спектакли должны были увидеть более 800 тысяч человек, но ажиотаж пока не спадает, и телефон Марии Вешкиной по-прежнему разрывается. Шоу интересуются специалисты в области народно-сценического танца, российские и иностранные туристы, организаторы культурной программы в рамках различных симпозиумов, конференций и деловых встреч, и просто люди, которые любят русскую музыку и хореографию. Книга отзывов у дверей концертного зала почти закончилась – она полна восторженных реплик и слов благодарности, которые зрители адресуют своим любимым артистам и в том числе студентам Губернской балетной школы, делающим на сцене БКЗ «Космос» первые шаги в профессиональной балетной жизни.

* * *

- Мария, что бы вы пожелали Губернской балетной школе по случаю ее десятилетия?

- Хочется, чтобы в колледже не было сложностей с поиском талантливых ребят на имеющиеся места. У нас нет интерната, и очень немногие дети могут приехать к нам из других регионов, в основном поступают ребята из Костромы и Костромской области. Но Кострома – не очень танцевальный город, он танцевальный только на уровне самодеятельности. Мы стараемся воспитать наш город и сказать: есть такая профессия – артист народного танца, так тоже можно зарабатывать деньги и это тоже приносит удовольствие.

Мы проводим бесплатные и благотворительные выступления, каждый год организуем концерт, посвященный Дню защиты детей, и это тоже способ просвещать и родителей, и городскую администрацию, наши департаменты образования и культуры. Очень многое в качестве просветительской работы делает балет, проводятся семинары, мастер-классы, мы стараемся это афишировать, показывать по телевизору, чтобы люди привыкали, что есть такое учебное заведение, как Губернская балетная школа, где готовят профессиональных артистов балета.

Правда, когда мы приходим в школы к ученикам 5-6 классов, мы видим, что дети еще не знают, чего они хотят, и если родители их не направят, они не придут в танец. Но когда родители не просвещены, дети тоже не знают искусства. Если бы в городе был театр оперы и балета или музыкальный театр, то публика была бы знакома с таким явлением, как профессиональный балет, и культура была бы совсем другой.

Сейчас этого нет, на нас смотрят широко открытыми глазами – а кто вы? Когда ребенок приходит к нам из самодеятельности, родители часто надеются, что он реализует свое желание танцевать, а потом пойдет учиться на экономиста. Иногда дети не знают, что профессионально учиться танцевать начинают с раннего возраста, и приходят к нам в 18 лет, но время-то для них уже ушло. Бывает, что ребенку сам бог велел быть артистом народного танца, но его родители боятся, они не знают ни об этой профессии, ни о льготных пенсиях, ни о бесплатном обучении, которое обеспечивает детям АНО «Национальный балет «Кострома» при поддержке администрации и Департамента образования и науки Костромской области.

Второе, чего хотелось бы, это наша большая мечта, чтобы в Костроме проходили хореографические фестивали, чтобы в наш город приезжали представители других школ, делились опытом и мастерством, и с нашими ребятами в том числе. Опять же это необходимо для того, чтобы воспитать наш город, заняться образованием именно в сфере культуры и искусства танца.

И третья идея, которую нам пока не удалось реализовать, – это летний лагерь, куда мы могли бы пригашать ведущих педагогов из разных регионов, разных училищ, разных коллективов, чтобы в их мастер-классах участвовали не только наши студенты и наши артисты, но и дети из других школ тоже.

Е.Аринушкина
Бугреева А.
15.10.2012


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: