< №12 (105) Декабрь 2012 >
Логотип
КРУГЛЫЙ СТОЛ

СОХРАНИМ В ЧИСТОТЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ

21 – 23 ноября Государственный республиканский центр русского фольклора при поддержке Министерства культуры Российской Федерации провел в Москве вторую международную научную конференцию «Фольклор XXI века: между архивом и сценой».

В рамках конференции для руководителей фольклорных коллективов 22 ноября состоялся круглый стол «Фольклор на сцене: проблемы интерпретации». Ведущая круглого стола кандидат искусствоведения, заведующая отделом музыкального и хореографического фольклора ГРЦРФ Е.А. Зайцева. На заседании круглого стола рассматривался ряд актуальных вопросов, были представлены конкретные предложения и полезные советы для руководителей фольклорных коллективов. Почти каждое выступление завершалось развернутой дискуссией. Тематика сообщений была весьма разнообразна. Вот некоторые из них.

Фольклорный коллектив в современных условиях: рынок и искусство

По данной теме выступил директор Московского областного продюсерского центра (МОПЦ) Н.В. Белоблодский, который занимается организацией концертов, гастролей различных коллективов, в том числе и фольклорных. Он поделился своими впечатлениями и в качестве одного из примеров высказал свое мнение в отношении творчества Надежды Бабкиной.

«Я слышал, смотрел, как она выступает на телевидении, и видел, что она делает у себя в центре. И это две разные вещи. В центре она занимается аутентичным фольклором, этим тонким искусством. Не секрет, что выделяются очень большие гранды на поездки коллектива по всей России. А два года назад были полностью субсидированы выезд и выступление творческого коллектива на Евро. Думаю, что это осознанный выбор Надежды Бабкиной: заниматься «попсой» (в кавычках), позволяющей у себя в центре работать над сохранением традиций. То есть, имея деньги, получить возможность продвигать аутентичный фольклор. Это пример удачного продюсирования.

С моей точки зрения – не теоретика, непрофессионала, у нас фольклор перестал развиваться. А искусство народное должно быть постоянно в движении, в развитии. Все меньше и меньше становится носителей фольклора, источников «подпитки». Я не знаю, как это осуществить, но было бы хорошо, например, если бы удалось возродить традицию, чтобы на свадьбе был баянист, звучали частушки. У народа есть потребность в караоке по-русски, с записью фонограммы народных песен. И если эта потребность будет жить, то у людей будет желание ходить на концерты народной музыки.

В советское время было много самодеятельных коллективов в Домах культуры, в клубах. А чем больше самодеятельности, тем больше людей ходит на концерты профессиональных исполнителей. Моя мама преподаватель музыкальной школы. Она говорит: «Я не воспитываю музыканта, я воспитываю человека с широким кругозором». И такой выпускник будет самым хорошим слушателем, у него есть потребность ходить на концерты профессиональных музыкальных коллективов. И это первое – воспитание зрителя, слушателя.

А второе, это мое мнение уже как продюсера, необходимо, чтобы профессиональные народные коллективы интегрировали в современное звучание. Я наблюдал это в других странах. В Германии фольклорные коллективы соединяют старинное с современным эстрадным исполнением, они хорошо себя чувствуют. В Америке музыка кантри собирает целые стадионы, доходы музыкантов сопоставимы с доходами Мадонны.

В Совет по культуре при президенте России вошел Александр Колотурский, директор Свердловской филармонии. В ряде вопросов по культуре Колотурский поднимает вопрос о том, что аутентичный фольклор должен быть обязательно поддержан государством. Это одна из задач государства – сохранять культуру, искусство своей страны. Кроме этого нужно найти способ возрождения традиций. На знаковые в обществе мероприятия приглашать фольклорные коллективы. В Норвегии на государственном уровне принят закон о том, какой процент национальной музыки должен быть представлен на концертах. Например, 10% концертного времени – фольклор. Таким образом, чтобы фольклорные коллективы были востребованы, необходима, с одной стороны, поддержка государства, а с другой, надо найти способ введения моды приглашать фольклорные коллективы».

Выбор репертуара фольклорного ансамбля: между региональным и общенародным

С сообщениями выступили Т.В. Кирюшина, ведущий научный сотрудник отдела координации региональных программ ГРЦРФ, и А.А. Козырев ведущий научный сотрудник отдела координации региональных научных программ ГРЦРФ, руководитель Рязанского хора, профессор.

Т.В. Кирюшина представила материал из опыта своей работы, рассказала о фольклорных экспедициях в разных районах Костромской области и о создании архива при Доме народного творчества.

«Кострома оказалась богатой не только песенным, но и хореографическим фольклором, но наблюдается картина угасания интереса к своему репертуару, и не только в Костромской области. После поездки в Кострому я думала, что в любую деревню приезжай и ты запишешь от 100 до 150 только местных песен. Это же такое богатство. А оказалось, что даже в репертуаре коллективов, например, Смоленской области мало смоленских песен. Мое мнение: коллективы должны исполнять свое, особенно когда выезжают на фестивали, смотры. Но на местах жизнь заставляет их вносить разнообразие в материал, включать песни других регионов. И лет через 10-20 исполнители воспринимают их уже как свои.

Сейчас изменилась политика государства и все очень резко перевернулось. Раньше в Доме народного творчества работали энтузиасты, которые в экспедиции ездили вместе с нами и нас очень поддерживали, проводили семинары. А сейчас там сидят люди совершенно далекие от всего этого. Поэтому если и проводятся большие праздники, то на них истинно фольклорные коллективы разбавляются эстрадными, псевдофольклорными. Я помню, на последнем рожечном фестивале сделали шоу на 4 часа, разбавили рожечников так, что фестиваль потерял свое лицо. Поэтому мы сразу сориентировались и сделали фестиваль передвижным по разным городам. Уже проводили в его Москве, Суздале».

А.А. Козырев в своем выступлении акцентировал внимание собравшихся на этнографичности проводимых фестивалей и правильном выборе репертуара.

«Нам всем надо думать над тем, что красота фольклора, особенно в России – это региональная красота. И если мы сегодня будем расширять программу коллектива, ориентируя ее на публику, стремиться к достижению «драйва», то мы потеряем самобытную красоту любого региона, этот самобытный пласт. Поэтому я считаю, что надо проводить фестивали чисто этнографические. Конечно, сегодня поют не так, как раньше пели бабушки и дедушки. Мы сами уже становимся бабушками и дедушками. Но мне кажется, что внешнее свойство, само творческое направление, фольклорное, оно удержится. Россия – это не Америка, не Европа – интересная самобытная культура, традиции в корне иные.

Что говорить, мы со студентами не умеем импровизировать так, как старшее поколение. Современные студенты находятся в вакууме вместе с нами, педагогами. Надо их направлять, давать практические примеры, слушать, вести к этой традиции. Студенты обязаны пройти процесс изучения стилей Смоленской области, Владимирской, узнать северные традиции, казаков и другие. Узнать о взаимопроникновении культур, стилистики, ритмики, одежды. Надо уметь правильно, грамотно работать над любой песней, былиной.

Теперь о составлении репертуара, работе над ним. Во-первых, коллектив и, прежде всего, руководитель должны иметь специальное образование: знать и передавать особенности звучания, манеру пения, исполнительские особенности. И если кому-либо из участников не хватает музыкальной подготовки, с ним надо повозиться, покопаться, расшифровать, объяснить, а не просто спели и все. Во-вторых, если делать аранжировку какой-либо песни, то надо сохранить суть, не нарушая закономерностей самой основы. Но дело в том, что молодежь все-таки поет по-своему. И бабули, которых мы записывали, были молодыми, и в молодости пели не так. Поэтому и сегодняшние молодые исполнители могут петь иначе: ярче, громче. Важно, что ценности данного региона передаются от поколения к поколению и звучат еще раз. И детей надо ориентировать. Если с детских лет не прививать любовь к фольклору, если дети не впитают этот пласт духовный, то в будущем некому будет нести эти традиции.

Гастрольная деятельность фольклорных коллективов: организационные проблемы и пути их решения

По данной теме выступили Н.П. Шамшурина, заведующая международным отделом ГРЦРФ, и Ю.С. Кирпичева, заместитель генерального директора ГРЦРФ.

Н.П. Шамшурина рассказала о международной деятельности РГЦРФ, о вступлении Советского Союза в 1978 г. в международную организацию СИОФ при ЮНЕСКО, представила иллюстративный материал о международных фольклорных фестивалях за рубежом («В стране басков», «Дух планеты» и др.), в которых принимали участие российские коллективы.

«В 1992 г. международный отдел РГЦРФ стал активно продвигать на международный фестивальный рынок фольклорные коллективы, этнографические. Мы работаем по двум направлениям. Первое, мы выбираем коллектив из региона и работаем с ним, продвигая его на фестиваль. Это большая работа. Второе, мы готовим из вашей рекламы свое предложение, составляем информацию о коллективе для того, чтобы предложить его на фестиваль. А еще мы занимаемся поиском источников финансирования поездки коллектива. Например, сейчас рассылаем письма в разные организации на Таймыр с просьбой выделения средств на дорогу».

Помимо этого руководителям фольклорных коллективов была дана полезная информация по вопросам проведения гастролей, в том числе советы, как правильно представить рекламный материал о творческом коллективе: «Реклама часто бывает низкого качества, видеозаписи большого объема. Информации много, но суть упущена, например, не указан руководитель коллектива, особенности костюма, особенности элементов исполнения».

Ю.С. Кирпичева поделилась опытом организации концертной деятельности, дала конкретные практические советы по составлению договора проведения выступлений коллектива, гастрольных поездок. Она отметила, что без договора в шоу-бизнесе сейчас ничего нельзя проводить: «У руководителей творческих коллективов возникает очень много проблем чисто организационных, но этому, к сожалению, у нас не учат. А ведь необходимо учесть очень многое, и не только финансовые расчеты».

Фольклорные фестивали: сколько их необходимо России?

Ярким, образным было выступление В.П. Меньшутина, руководителя клуба русских народных традиций «Светозар», психолога, социального инноватора СССР.

«Мы живем в очень интересное, необычное время, которое можно сравнить с ситуацией генеральной уборки. Все сдвинуто с мест, мыльная пена. Это не очень приятно, но мы смотрим вперед, когда все уже чисто, «вылизано» и снова стоит на своем месте. Вместо огромного материка – народных традиций – возник небольшой островок фольклора, который омывается всякими вихрями. И этот островок может вновь превратиться в большой материк. Давайте попробуем сохранить в чистоте и красоте этот материк, все, что связано с народными традициями.

«Фольклор» и «фестиваль» слова нерусские. «Фольклор» – это народная мудрость, народный закон, не только в сказках и песнях, но и в играх. А фестиваль – это народный праздник. Сколько и каких должно быть праздников у русских, у славянских народов? Посмотрим по славянскому календарю: основных праздников четыре, следующий круг – 20, а далее 56, а если взять местные, региональные и прочие, то можно сказать, что наши предки жили ощущением праздника. Они готовились к празднику, проводили праздник, потом все убирали тщательно и готовились к следующему. И это состояние сознания славянина: жизнь, работа, отношения как праздник.

У нас на Руси всегда существовали три основных вида традиций: полевая – открытое пространство, лесная традиция и речная, озерно-островная традиция. Четвертая, горная, мало проявлена. По всем этим направлениям надо собирать фестивали. У каждой традиции своя символика. Например, ключевые слова: дерево – древо рода, древо жизни. Очень много народных песен, которые связаны с птицами. Птица – это символ души. И разные птицы – соловей, орел, кукушка, филин, голубь, жаворонок, канарейка – это разное состояние души. Можно проводить тематические фестивали.

Самое главное – пришло время объединения славянского мира. А это 12 больших народов и 4 малых. В году 12 месяцев. И каждый из больших славянских народов может два раза в год по полмесяца проводить у себя фестиваль. Условное название такого фестиваля «Славянский мир». Предлагаю уже сейчас создавать инициативную группу».

Короткова Е.
24.12.2012


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: