< №10 (136) Октябрь 2015 >
Логотип

МУЗЫКАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВАЗАРИ

Фестиваль текстов об искусстве им. Джорджо Вазари прошел в Нижнем Новгороде на базе «Арсенала» 17–20 сентября

Каждый день имел свое название: «День Матюшина», «День Вазари», «День писателей» и «День читателей». Специфике «Играем с начала» так или иначе соответствуют первый и последний, поэтому речь прежде всего о них.

День Михаила Матюшина открылся мини-конференцией, посвященной творчеству нижегородского футуриста – и музыкальному, и визуальному. Докладчики – Ксения Ануфриева (Нижний Новгород), Галина Губанова (Москва), Анна Мудрова и Ирина Карасик (Петербург). На концерте из произведений Матюшина ведущая К. Ануфриева сразу предупредила публику, что программа вечера – «не о художественном результате, а о процессе поисков и постоянного взаимодействия художника с происходящей в каждый момент времени историей». Яркое тому свидетельство – Четвертитоновые этюды из «Руководства к изучению четвертей тона для скрипки», исполненные Анастасией Байрашевой (скрипка) и Марком Булошниковым (фортепиано). В сопровождении рояля это напоминает ранние опыты с микрохроматикой Ивана Вышнеградского, где гармония фортепиано вполне тональна, а микроинтервалы скрипки воспринимаются как фальшь (к слову, в атональной музыке микротоны звучат совершенно иначе). Впрочем, сольные скрипичные этюды слушались интереснее (Матюшин сам был скрипачом). Как идея, несомненно, его четвертитоника для своего времени прогрессивна. Другое дело, что футуризму вообще очень свойственна недовоплощенность.

Эту же мысль о неполной реализации новых идей иллюстрирует и футуристическая опера Матюшина «Победа над Солнцем» на текст Алексея Кручёных, показанная в концертном исполнении Алексеем Чистяковым, Владиславом Бурцевым, Львом Харламовым и Марком Булошниковым. Замечательно смелая музыка на оригинальный, вызывающе заумный текст.

Среди событий последнего дня фестиваля – концептуальный концерт-перформанс Московского ансамбля современной музыки под названием «Музыка для чтения». Это о том, как процесс чтения может стать частью исполнения музыкального произведения. Перформанс, в котором приняли участие четыре молодых композитора, написавших свои опусы специально для этого проекта, подразумевает радикальный пересмотр традиционной концертной ситуации, вовлекая слушателей в чтение поэзии русских футуристов и даже гадание по «Книге Перемен». Таким образом публика становилась полноправным участником творческого процесса.

Желающие решить все насущные вопросы гадали по «И-Цзин» в процессе исполнения композиции Армана Гущяна Read not only (жребий бросали на китайских монетах, ассистировали К. Ануфриева и автор). Выпадавшие гексаграммы произносились вслух, а затем солисты МАСМ озвучивали каждую из них в медитативном духе.

В сочинении Дмитрия Курляндского «Несколько прочтений» стихи русских футуристов вступали в резонанс с музыкой (в том числе на уровне взаимодействия камертонов и книжных обложек), а чтение – с восприятием звука: слушатели должны были негромко, почти шепотом произносить впечатлившие их слова и словосочетания. В музыке главенствовал «бесконечно длящийся» камертонный звук «ля» на грани слышимости, поэтому она воспринималась в качестве бэкграунда.

С поэзией русских футуристов связано и произведение Санжара Байтерекова «Текст», где чтение происходило в трех режимах – «про себя», «шепотом» и «тихим говорением». Поскольку музыка состояла в основном из пауз, можно сказать, что солировали слушатели.

Также была представлена мультимедийная композиция «ТЕКСТура» с музыкой Александра Хубеева и видео Дмитрия Мазурова, где смысл текста играет скорее второстепенную роль, зато его шрифт, цвет, размер букв получают первостепенное значение. Невольно вспоминается мысль В.Н. Холоповой о том, что периферийные параметры рано или поздно могут стать основными и наоборот.

На фото "Победа над Солнцем". Фото Дмитрия Степанова

Северина Ирина
22.10.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: