«Тоска» Джакомо Пуччини – безусловный шедевр оперной литературы, что подтверждается его популярностью в планетарном масштабе: трудно найти оперный театр, где бы не шла эта опера. «Тоска» в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко едва ли может быть отнесена к удачным спектаклям, хотя благодаря музыке великого маэстро и известности самого названия она также всегда собирает полный зал.
Бюджетная постановка Людмилы Налетовой, сделанная десять лет назад в пору скитания театра по разным московским сценам (в то время здание на Большой Дмитровке переживало грандиозный ремонт), откровенно скучна и невыразительна. Посмотрев ее премьеру в 2004 году, сыгранную на сцене Детского музыкального театра им. Н. Сац, я ни разу не захотел вернуться на этот спектакль, несмотря даже на то, что за эти годы в театре появилось немало молодых и талантливых Тосок и Каварадосси, а мастерство певшего на премьере Скарпиа Евгения Поликанина, судя по отзывам коллег, производит большое впечатление и сегодня. И если выбирать из двух московских «Тосок», с завидной регулярностью идущих на главных столичных сценах, я всегда отдавал предпочтение старинному спектаклю Бориса Покровского в Большом – пусть даже и осталась от великих составов прошлого в нем лишь одна неувядающая Маквала Касрашвили, а его сегодняшнее состояние оставляет желать много лучшего...
Но даже такая «Тоска» нужна «Стасику»: не только из-за названия, но еще из-за удобства спектакля. Удобен он тем, что достаточно прост для быстрого ввода в него новых исполнителей-гастролеров. И пойти все же на него вновь меня заставил именно гастролер: театр периодически радует приглашением в репертуарные спектакли интересных вокалистов из разных уголков мира. На этот раз гость был почти свой, из ближнего зарубежья – в конце февраля в партии Каварадосси выступил замечательный грузинский певец Теймураз Гугушвили, звезда еще советской эпохи. К сожалению, в былые годы много слышать выдающегося тенора мне не довелось – всего пару раз в концертах Фонда Ирины Архиповой. В то же время постоянно доходила информация, что мэтр, несмотря на совсем не юные годы и затворничество в Тбилиси (он преподает вокал в консерватории), где оперный театр фактически не функционирует уже несколько лет (старинное здание Тифлисской оперы находится на реконструкции, а остатки труппы, в которой числится Гугушвили, дают спектакли на разных сценах грузинской столицы лишь эпизодически), находится в превосходной форме: солнечный голос Теймураза Гугушвили продолжает радовать тех, кому выпадает счастье его услышать. Подтверждением служит выложенная в YouTube полная запись той же «Тоски» из Бакинского театра оперы и балета годичной давности, где Гугушвили поет в ансамбле с Хураман Касимовой и Владиславом Верестниковым. Но запись это одно, а живые театральные впечатления – совсем другое. Поэтому пропустить эту «Тоску» было никак нельзя.
Оправдал ли Гугушвили мои ожидания? Сполна – триумф был абсолютным. Голос выдающегося артиста по-прежнему пленяет своей яркостью, мощью, красотой тембра, итальянской округлостью и великолепной культурой звука. В особенности феноменальны верхние ноты тенора – звонкие, переливчатые, полные огненного темперамента. Превосходно долгое дыхание, позволяющее петь длинные легатированные фразы, делать их мягкими и пластичными. С первой же ноты Гугушвили звучит очень свежо, эмоционально захватывающе, его Каварадосси сразу становится центром спектакля, всецело овладевает вниманием, заставляя «отверзнуть слух» и не спускать глаз с артиста. Трудно отдать предпочтение чему-то одному – абсолютно все, даже самые маленькие фразы, реплики у артиста звучат очень выразительно, живописуя образ романтического художника-вольнодумца, нежного любовника и борца за свободу. Обе арии прозвучали отменно, продемонстрировав высочайший класс вокала, при этом каждая по-своему была удачно решена артистически. Если в первой, несколько медитативной, Гугушвили-Каварадосси – не только философ, мечтатель-созерцатель, но его пение полно отваги, даже героизма, уверенности в своих силах, искрится радостью жизни и глубиной владеющего им любовного чувства, то во второй герой почти сломлен: он на грани отчаяния, это подлинное прощание с жизнью, в этом пении уже нет места победным краскам и слышится боль страдания. Оглушительно по мощи прозвучала знаменитая «Vittoria!», превосходны дуэты с титульной героиней – что игриво-эротичный в первом акте, что трогательно-щемящий в финале.
Но это голос, точнее – вокальный театр, которым Гугушвили владеет в совершенстве. А что же драма, визуальное впечатление? Артист не молодится, не стремится обмануть публику – и правильно делает, не попадая в смешное положение. Его Каварадосси – не юнец, это мастер, возможно, вполне состоявшийся, может быть, даже знаменитый, и это неплохо вписывается в контекст действия: художник, имя которого на слуху даже у далекого от искусства шефа полиции, возлюбленный широко известной примадонны, приближенной ко двору, не может быть зеленым мальчишкой. Конечно, было бы неверным сказать, что здесь уж совсем не чувствуется никакого компромисса между возрастом исполнителя и той ролью, что он играет. Но свежесть голоса и высочайший класс вокального театра Гугушвили во многом затушевывают этот компромисс и делают его Каварадосси убедительным.
А вот что не вполне удачно, так это состав, который подобрал театр для знаменитого гастролера. Брутальная манера вокализации Алексея Шишляева, уместная в партии Скарпиа как таковой, плохо сочетается с аристократическим бельканто Гугушвили. С Тоской дела обстоят еще хуже. Красавица-блондинка модельного роста Ирина Ващенко также контрастирует с Гугушвили, и контраст этот еще более глубокий, чем в случае с Шишляевым: у певицы наблюдаются изрядные проблемы в верхнем регистре, в то время как у ее партнера верхний регистр как раз расцветает всякий раз, как певец его победно штурмует. Можно было бы закрыть глаза на многое, но на звуковое несовпадение, значительную дистанцию в вокальном мастерстве (хотя сам по себе голос Ващенко красив, особенно на середине и внизу, и нужной для Тоски «консистенции»), не обращать внимания в оперном спектакле очень трудно.
Оркестр Вячеслава Волича был экспрессивен, но местами грубоват, к тому же дирижеру не всегда удавалось ловить певцов в свободном рубатном течении пуччиниевской фразы – откровенных расхождений не было, но и филигранной точности, единого дыхания сцены и ямы не было тоже. Если вновь вспомнить, что и сама постановка как театральный продукт – совсем не шедевр, то получается, что оправа для знаменитого гастролера предложена не вполне соответствующая, хотя своим редким мастерством Гугушвили этот будничный по своей сути спектакль, конечно, сильно возвысил. Впрочем, все равно спасибо «Стасику», что дал возможность услышать редкого гостя в его коронной партии – жаль только, что гастроль единичная...
Поделиться: