Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.01.2017
Французы и немцы на «Площади искусств»
В Петербурге в семнадцатый раз прошел Международный зимний фестиваль «Площадь искусств». Основные события разворачивались, как всегда, в филармонии, где чередовались концерты отечественных и зарубежных музыкантов.

На «Площади искусств» сложились свои традиции. В частности, открытие и закрытие фестиваля поручается первому филармоническому оркестру (Заслуженному коллективу России) во главе с маэстро Темиркановым. В этом году основатель и художественный руководитель фестиваля из-за болезни не смог встать за пульт своего оркестра на концерте-открытии, и немецкая скрипачка Юлия Фишер играла Первый концерт Шостаковича со вторым дирижером Петербургской филармонии Николаем Алексеевым. Зато на закрытии 25 декабря Юрий Темирканов порадовал поклонников блестящим исполнением «Кармен-сюиты» Бизе – Щедрина. Балетные партитуры – особо сильная сторона дарования маэстро: он обладает поразительным талантом «визуализировать» стихии и образы. С сюитой Щедрина соседствовали симфоническая сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам» и прокофьевский же Второй фортепианный концерт: солист – Денис Мацуев.

На последние дни фестиваля выпали два концерта зарубежных участников: оркестровый вечер «Берлинской академии стариной музыки» и вокальный вечер Натали Дессей.

Камерный оркестр «Берлинская академия старинной музыки» – коллектив, в активе которого с момента основания в 1982 году немало достижений, в том числе со знаменитым бельгийским контратенором и дирижером Рене Якобсом. На сей раз оркестр выступал с известным немецким баритоном Дитрихом Хеншелем.

Берлинцы представили программу «Рождественские кантаты и концерты» из сочинений Баха, Генделя, Телемана, Пёрселла, Корелли, Скарлатти и Вивальди. Контакт с залом у музыкантов возник не сразу. Выступление началось двумя номерами из «Мессии» Генделя – после бодрой увертюры Хеншель спел речитатив и арию «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий». Гендель прозвучал академично: сухо и ровно. И телемановская «Рождественская кантата», также из первого отделения, не захватила публику.

Второе отделение прошло более динамично и живо. Словно компенсируя досадные киксы в начале программы, трубачка виртуозно выигрывала пассажи в Концерте ре мажор Телемана. А в Кончерто гроссо № 4 Корелли наконец возникла эмоциональная открытость и сила, увлекшая зал. На бис Дитрих Хеншель спел баховское переложение рождественского хорала «У яслей Твоих стою я», и это исполнение с его главной эмоцией мудрого спокойствия запомнилось как самый трогательный момент вечера…

Концерт Натали Дессей, выступавшей с пианистом Филиппом Кассаром также на сцене Большого филармонического зала, стал одним из наиболее ярких событий не только фестивальной, но и в целом петербургской зимней афиши. Изумительная драматическая актриса и певица Дессей в силу разных причин практически прекратила выступления на оперной сцене и сосредоточилась на камерных программах, которые исполняет с неподражаемым очарованием и блеском. Концерт в Петербурге был поделен на немецкую и французскую половины, в первом отделении прозвучали песни Шуберта, Брамса и Р. Штрауса, во втором – вокальные миниатюры Форе, Пуленка и Дебюсси. Завершило вечер Andante из Концерта для колоратурного сопрано Глиэра.

Натали Дессей наделена поразительным умением слышать слово и работать с ним. Ни один нюанс не прошел мимо внимания певицы. Шуберт был спет невероятно трепетно и с особым французским шармом: сам немецкий язык звучал легко и воздушно, с безупречной дикцией. Ювелирная точность, с которой работает Дессей над музыкальным образом, дает результаты, от которых буквально захватывает дух. Зал в напряженной тишине, боясь шелохнуться, слушал отзвуки «божественного сладостного звона» в песне «Молодая монахиня», в заключительной фразе певица добилась мягчайшего, при этом абсолютно наполненного пианиссимо – высший пилотаж для вокалистов.

Открытием второго отделения стал вокальный цикл Пуленка «Обручение ради смеха». Обратившись к стихам своей современницы Луизы де Вильморен, Пуленк отразил в музыке иронию и даже легкий гротеск, за которыми скрыты жизненные разочарования и трагедии. Дессей исполнила каждую миниатюру как театральную сценку, в которой по скупым жестам и интонации было понятно все.

Конечно, магия концерта не состоялась бы, если бы за роялем не было превосходного концертмейстера. Филипп Кассар чутко отвечал на каждый посыл певицы, его особое прикосновение к клавишам заставляло звучать инструмент роскошным бархатным звуком, который нигде не перекрывал голос. На бис артисты исполнили романс Рахманинова «Здесь хорошо»: русская дикция Дессей достойна отдельного восхищения, а само звучание этой небольшой вещи заставило замереть время, погрузив все вокруг в состояние сладостной тишины и покоя.

На фото Д. Хеншель и оркестр «Берлинская академия старинной музыки»  

Фото Станислава Левшина

Поделиться:

Наверх