Эту цель точно сформулировал великий русский музыкальный критик Д.В. Стасов, говоря о необходимости «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Организация регулярных публичных концертов для жителей Москвы является одной из задач ММО, наряду с заботой о «поощрении отечественных талантов». Однако многие исполнители и организаторы музыкальных культурных мероприятий не раз сталкивались с проблемой пустых залов. Причины отсутствия слушателей на концертах классической музыки разнообразны: это и недостаточность информации, и разнообразные реалии современного мегаполиса. Идея о необходимости усилий по формированию заинтересованной аудитории заставила многих академических исполнителей задуматься о формате концертов, их тематике и характере общения с публикой.
Основой для такого направления деятельности стала организация тематических концертов камерно-ансамблевой музыки с комментариями просветительской направленности. Разнообразие жанров ансамблевой музыки позволяет привлечь к участию в концерте музыкантов самых разных специальностей. Камерный формат даёт возможность более близкого общения исполнителей с аудиторией, создавая атмосферу доверительной беседы. Благодаря вступительному слову и комментариям, раскрывается внутренняя логика программы концерта, слушатели получают возможность глубже постичь содержание исполняемых произведений.
Именно в этом русле проходят тематические концерты проекта «Диалог культур», успешно реализуемого в стенах Российско-Немецкого Дома в Москве на протяжении многих лет. Первые публичные концерты «Диалог культур» были организованы в зале «Берлин» по инициативе кафедры камерного ансамбля Российской академии музыки им. Гнесиных в сезоне 2010-2011 гг. Молодые талантливые музыканты – студенты прославленной академии – исполняли сочинения композиторов России и Германии. Исходную концепцию проекта можно охарактеризовать так: каждый концерт имеет свою тематику, программы составляются, исходя из конкретной идеи, призванной отразить атмосферу эпохи, выявить внутренние связи между художниками различных направлений. Комментарии знакомят слушателей с интересными фактами истории и музыкальной культуры и дают возможность сопоставить отпечатки событий определённого исторического периода в музыке композиторов разных стран.
Тематические концерты в духе традиций ММО пришлись по душе многим слушателям. Проект активно развивался, расширилась жанровая палитра концертов: в программы стали включаться не только камерно-инструментальные, но также фортепианные и вокальные сочинения. Очередным этапом стало проведение в 2014 году Весеннего фестиваля искусств, который стал естественным продолжением и развитием концепции диалога: музыка, живопись, поэзия, кино, театр по-своему представляли эту идею. Особое внимание в рамках фестивальной программы уделялось юным слушателям, для которых организовывались необычные концерты-спектакли, занимательные лекции-концерты, сопровождаемые красочным видеорядом. Весенний фестиваль искусств «Диалог культур», проводившийся в РНД на протяжении пяти лет, вызвал огромный интерес у публики и привлек новую аудиторию ко всем ежемесячным концертным программам.
Просветительская направленность проекта определяет включение в программы не только сочинений великих мастеров, но также произведений тех композиторов, чьё творчество по разным причинам оказалось в наши дни практически забыто. Своеобразным открытием для слушателей стали имена Н. фон Вильма, К. Фольвейлера, П. Юона, сочинения которых впервые звучали в современной России. Ансамблевые сочинения П. Пабста, А. Винклера, Е. Вальтер-Кюне не один десяток лет хранилась в архивах. Исполнение малоизвестных произведений позволяет воссоздать более полную картину соответствующей эпохи, восстановить живую связь времён, убедиться в универсальности музыкального языка как формы межнационального общения.
Сезон 2019-2020 годов станет для «Диалога» юбилейным, тематические концерты фортепианной и ансамблевой музыки будут проходить в стенах РНД в Москве уже десятый год. За годы своего существования «Диалог культур», занявший прочное место в афише культурных мероприятий Москвы, стал своеобразной точкой притяжения для многих слушателей. Уникальность проекта заключается в том, что он одновременно даёт возможность широкой публике приобщиться к серьёзной музыке, а молодым музыкантам-исполнителям – развивать концертную практику и найти свою преданную аудиторию. Благодаря проекту сложился творческий коллектив исполнителей, регулярно принимающих участие в концертах. Большинство из них – педагоги и воспитанники Гнесинской академии, которые ведут, помимо концертной, огромную исследовательскую и просветительскую работу, развивая традиции Московского музыкального общества.
Елена Юрьевна Багрова
Профессор кафедры камерного ансамбля РАМ имени Гнесиных,
автор идеи и руководитель проекта «Диалог культур»
Поделиться: