Участниками стали такие знаменитые коллективы, как «Мастера хорового пения» Льва Конторовича, Саратовский губернский Театр хоровой музыки Людмилы Лицовой, Хор студентов Московской консерватории (худрук Алексей Рудневский), Камерный хор Института им. Ипполитова-Иванова (худрук Галина Богданова), петербургский камерный хор «Лауда» (худрук Марина Киреева), Камерный хор МИРЭА (худрук Иван Самойлов), Камерный хор Московской консерватории и Тульский государственный хор (худрук обоих Александр Соловьев). В фестивале также участвовали Симфонический оркестр Московской филармонии (худрук Вячеслав Валеев), солисты-вокалисты и солисты-инструменталисты.
Несмотря на серьезные творческие силы, фестиваль, к сожалению, обычно привлекает к себе весьма ограниченное количество публики. Автор этих строк посещал его концерты в разные годы, и почти всегда БЗК оказывался далеко не полным. В этом году ситуация была получше, но не сказать, что радужная. Традиционно хоровые концерты собирают мало слушателей: почему-то живуч стереотип, что хоровое исполнительство – это очень просто, под силу чуть ли не любому любительскому коллективу, а поэтому не достойно внимания. Особенно грустно, что такой стереотип укоренился в России – стране богатейших хоровых традиций: в Европе хоровые концерты пользуются куда большим спросом.
Между тем хоровое искусство сегодня развивается очень активно: композиторы охотно пишут для хоров, хоры с удовольствием осваивают новый репертуар. Свидетельством тому был и концерт 19 сентября, на котором встретились Хор студентов Петербургской консерватории (худрук Сергей Екимов), Детский хор «Весна» им. Александра Пономарева (худрук Надежда Аверина) и Большой детский хор им. Виктора Попова (худрук Анатолий Кисляков). Программу целиком посвятили современной музыке, и среди исполненного оказалось немало интересного, увлекательного, яркого.
Питомцы известного петербургского хормейстера и композитора Екимова привезли в Москву в основном очень строгую, я бы даже сказал – суровую программу. «Хорал» Кузьмы Бодрова, «Бенедиктус» Юрия Потеенко, «Утешься, душа моя» Ефрема Подгайца, «О, Святый» самого Екимова и прочие сочинения при всем разнообразии композиторских техник были решены в одном эмоциональном ключе. Черные одеяния хористов словно перекликались с исполняемой ими очень сосредоточенной, аскетичной музыкой. Само же исполнение отличала невероятная высота: стройность и слитность звучания, великолепные унисоны, прозрачность фактуры, тончайшая нюансировка при внушительном динамическом диапазоне коллектива буквально завораживали. Свежие голоса привнесли в звучание этой подчеркнуто серьезной музыки краску солнечного света. Под финал выступления коллектив несколько сменил эмоциональную тональность – «Как жизнь без весны» В. Лебедева и «Мне нравится, что вы больны не мной» М. Таривердиева (в хоровом изложении Екимова) подарили контрастные основному выступлению впечатления.
Хор «Весна» исполнил произведения трех авторов. И если «Две молитвы» Екимова на стихи Грегора Нарекаци перекликалась с преимущественным эмоциональным строем петербургских коллег, то «Весеннее преображение» Владимира Рубина и «Весенние надежды» Подгайца дали совсем другие краски: светлые, лучезарные, умиротворенные. В исполнении подкупали артистизм и филигранность интонации, идеальная выстроенность унисона, что особенно сложно и удивительно, учитывая численный состав хора.
Большой детский хор привлек, прежде всего, силой и яркостью голосов, что подтвердило и внушительное количество сольных фрагментов в выступлении. Выбранная для исполнения музыка была менее сложной, более традиционной, чем у двух предыдущих коллективов. «Поповцы» исполнили фрагменты хоровых циклов Антона Вискова («Слободские песни») и Александры Пахмутовой («Земля моя златая»), а в финале – вечный хит: «Беловежскую пущу».
Фотограф - Катерина Дубовая
Поделиться: