Свой прошлый сезон ГАСО открывал сразу и с Владимиром Юровским, оставившим пост худрука, но взамен избранным почетным дирижером оркестра, и принявшим эстафету Василием Петренко. В первые месяцы они появлялись за пультом примерно с одинаковой частотой, но в феврале оба приостановили сотрудничество с оркестром. Однако уже с апреля фамилия Юровский вновь регулярно появляется на афишах ГАСО. Только теперь это не Владимир, а Дмитрий.
Когда 11 лет назад Владимира Юровского назначили худруком ГАСО, я сказал ему после первой пресс-конференции в новом качестве – «Жду концерта или даже абонемента “Три Юровских”» – и услышал в ответ: «Сначала – три Ярви». К сожалению, не осуществилось ни то, ни другое. И если Юровский-старший в самом деле стал постоянным гостем оркестра, то его младший сын появился за пультом ГАСО лишь однажды, заменив заболевшего отца. Весеннее его выступление также было связано с именем отца, покинувшего этот мир в марте: Московская филармония организовала в КЗЧ концерт его памяти. После этого Дмитрия пригласили выступить с оркестром на фестивале в Новом Иерусалиме с двумя программами, а затем и открыть сезон.
В Клин музыканты ГАСО приехали в продолжение давней традиции, возрожденной Владимиром Юровским. Вот уже десять лет в начале сентября с их участием здесь проходит торжественная церемония посвящения в студенты Музыкального училища при Московской консерватории (более известного как Мерзляковка): ГАСО дает концерт для свежепосвященных, а вечером повторяет программу для обычной публики. Так было и на этот раз. В дневном концерте прозвучали Вторая симфония Чайковского и мировая премьера Концертной симфонии для скрипки, альта и виолончели с оркестром В.А. Моцарта – Дж. Чинга (солисты – Алексей Гуляницкий, Антон Хлынов и Максим Тарноруцкий). Вечером к двум произведениям добавилась бетховенская увертюра «Эгмонт».
Чайковский и Бетховен – композиторы, с которыми у Дмитрия Юровского сложились особые отношения, и на этой территории он вполне может дать фору старшему брату. А вот обращения к сочинениям Моцарта до поры до времени он старался избегать, дабы не подвергаться критическим атакам приверженцев «исторически информированного исполнительства». Но в данном случае речь шла даже не собственно о Моцарте, который эту партитуру успел только начать. Отдадим должное филиппинскому «соавтору»: если не знать, что перед нами не подлинное сочинение Моцарта, то усомниться в этом обстоятельстве можно было бы, пожалуй, лишь в отдельные моменты, когда характер музыки становился более «колючим», выдавая руку нашего современника. Во всем остальном она казалась вполне моцартовской – и по тематизму, и по духу, – разве только без его гениальности. В любом случае это интереснейший опыт, и новое сочинение имеет неплохие шансы стать репертуарным. Дирижер, оркестр и солисты были на высоте, а специально прилетевший в Россию автор так и излучал положительные эмоции.
Увертюру к «Эгмонту» Юровский начал в «плакатной», светлановской манере, но постепенно, по ходу разработки, все дальше уходил от «большого стиля». И в финале несколько поумерил празднично-торжественный характер музыки, помня, очевидно, о том, что вообще-то эта победа совершается лишь в воображении ожидающего казни героя…
Кульминацией программы стала Вторая симфония Чайковского. Во вступительном слове Дмитрий Юровский сделал краткий экскурс в историю, подивившись не слишком счастливой судьбе этого произведения, исполняющегося (наряду с Третьей симфонией) сравнительно редко. Впрочем, удивляться тут особенно не приходится: симфония имеет довольно рыхлую форму, не слишком внятную драматургию (если здесь вообще можно говорить о таковой), да и сам музыкальный материал весьма неравноценен. Преодолеть эти свойства Юровскому удалось не то чтобы совсем уж в полной мере (подобное на моей памяти не получалось ни у кого, включая самого Светланова). Тем не менее, под его управлением она производила яркое и временами почти целостное впечатление.
Традиционный концерт памяти Светланова, ежегодно проводимый ГАСО в БЗК в день рождения маэстро, также не обошелся без музыки Чайковского. На сей раз это была увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» – сочинение, надо заметить, довольно коварное: мало кому удается не «поплыть» во вступительном разделе. Юровскому с ГАСО удалось. Интерпретация и исполнение были более чем достойными.
Продолжая традицию мировых премьер, в программу включили Первую симфонию Бенджамина Эллина, посвященную 20-летию со дня смерти Светланова, чье творчество, по словам самого композитора, сыграло огромную роль в его становлении. Симфонию Эллина не назовешь шедевром, но это, бесспорно, интересная и талантливая музыка. В ней слышны отголоски столь противоположных друг другу композиторов, как Вагнер, Дебюсси и Шостакович, но при всем том есть определенная целостность, хотя и недостает конструктивного единства. Одна из частей написана на стихи Лермонтова «Белеет парус одинокий» для баритона. Солистом выступил 76-летний Сергей Лейферкус. Несмотря на весьма солидный возраст, замечательный мастер продолжает активную карьеру и сохраняет хорошую вокальную форму. Но все же более убедительно Лейферкус выступил во втором отделении в «Колоколах» Рахманинова.
«Колокола» стали, пожалуй, главным событием вечера. Дмитрий Юровский в полной мере раскрыл трагический характер этой партитуры, не пройдя мимо и откровенных малеровских параллелей (особенно с «Песнью о земле»). Рахманинов, кстати, был одним из наиболее близких композиторов для Светланова. При Владимире Юровском в репертуаре ГАСО он немного отступил в тень (хотя «Симфонические танцы» и опера «Скупой рыцарь» в концертном исполнении под его управлением стали запоминающимися событиями), но Василий Петренко снова вывел его на первый план. Дмитрий Юровский много дирижировал Рахманинова еще в период руководства оркестром «Русская филармония», и его нынешняя интерпретация «Колоколов», несомненно, относится к числу лучших, какие приходилось слышать. К Сергею Лейферкусу присоединились Альбина Шагимуратова, Михаил Агафонов, а также «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича.
…В сентябре у Дмитрия Юровского с ГАСО рекордное количество совместных выступлений. 21-го они исполняют в Ярославле сочинения Чайковского, а спустя неделю им предстоит концерт в «Зарядье» с французской программой (Дебюсси, Равель, Форе и Пуленк). Весьма вероятно, что именно Юровский станет новым руководителем ГАСО. И это было бы наилучшим на сегодня вариантом для оркестра. Слово за вышестоящими инстанциями.
Поделиться: