У одного из старейших российских фестивалей, возникших в 1992 году, славная история, которой он не может не гордиться сегодня. Главный повод для гордости – имя Андрея Дмитриевича Сахарова, ставшее олицетворением идеи свободы уже во время небезызвестной «горьковской ссылки» академика, длившейся шесть лет. Это имя, особенно в первые фестивальные годы, притягивало в Нижний Новгород единомышленников, которые почувствовали надежду жить в изменившемся обществе, – будь то публика, столичная и далеко не столичная, или музыканты – российские и зарубежные (среди них было немало из «круга Рихтера»).
Вторым именем, вдохнувшим в Сахаровский фестиваль долгую жизнь, стало имя Мстислава Ростроповича, который держал фестиваль в своем внимании почти с самого начала его истории и до последних дней своей жизни.
Одной из важных частей в большой фестивальной структуре на протяжении нескольких лет была международная конференция, собиравшая ярких музыковедов и искусствоведов из Нижнего Новгорода, Москвы, Петербурга, других городов, в том числе ближнего и дальнего зарубежья. Миссией обозначалось и возвращение в Россию уехавших выдающихся музыкантов.
С тех пор многое изменилось. Но Россия при всех непростых нюансах продолжает оставаться открытой миру, без взаимодействия с которым не представляет своего существования. Российские музыканты не перестают быть желанными гостями далеко за границами родины, а в Нижний Новгород регулярно и охотно приезжают исполнители из множества стран. Так что название фестиваля «Русское искусство и мир» остается актуальным.
Публика, до отказа заполнявшая филармонический зал в Нижегородском кремле с 19 мая по 8 июня, показала, как жизненно важен Сахаровский фестиваль и для нее, и для культуры города. Она оставила феноменальное впечатление своей способностью держать абсолютную тишину в зале, всеми силами помогая музыке прозвучать максимально хорошо, – идеально. Такое единодушие и концентрацию не всегда встретишь в столицах, где артисты давно привыкли к хлопкам между частями, шороху программок и движению по залу.
Открывался фестиваль Первой симфонией и Первым фортепианным концертом Чайковского (солист – Михаил Плетнев!) в исполнении Российского национального оркестра под управлением Станислава Кочановского.
Нижегородская филармония на протяжении многих лет поддерживает литературные вечера, а потому и в программу Сахаровского фестиваля были включены несколько концертов в этом формате. Василий Лановой читал русскую поэзию «под аккомпанемент» свиридовской «Метели» (АСО Нижегородской филармонии, дирижер – Александр Скульский). Евгений Миронов вместе с «Солистами Москвы» и Юрием Башметом выступил в концерте-спектакле «Ван Гог. Письма к брату» (режиссер – Марина Брусникина): оркестр «резонировал» актеру сочинениями Бетховена, Брамса, Малера, Шнитке.
Из двенадцати фестивальных концертов несколько посвятили отдельным странам – Италии, Франции и Нидерландам. За Италию отвечали дирижер Фабио Мастранджело, принявший несколько лет назад российское гражданство, и скрипач Сергей Крылов, также имеющий двойное гражданство: российское и итальянское. Разумеется, не обошлось без «Итальянского каприччио» Чайковского и «Празднеств Рима» Респиги (кстати, ученика Римского-Корсакова и автора оркестрового переложения «Этюдов-картин» Рахманинова).
Еще один из дней мог бы смело называться «Днем США», поскольку состоял из американских участников, и его программу посвятили Леонарду Бернстайну по случаю 100-летия со дня рождения композитора. Нижегородским оркестром дирижировал Марк Мандарано, многим известный как участник двустороннего проекта 90-х годов «Российско-американский молодежный оркестр», а также приглашенный дирижер ГАКО России и Новосибирского оперного театра.
Дней Франции было целых два – какой русский не любит француза! Полюбился нижегородцам и дебютант фестиваля Люка Дебарг. Он привез роскошную программу из сочинений двух обожаемых им поляков – полонезы, ноктюрны, скерцо и сонату Шопена и Вторую сонату Шимановского. Самым безмятежным оказалось «третье отделение» из четырех бисов – очаровательной минорной пьески «Ностальгия по стране» Милоша Магина, «Баркаролы» Форе, сонаты Скарлатти и «Ундины» из «Ночного Гаспара» Равеля.
Финальным аккордом фестиваля стала программа с участием Дениса Мацуева. В ней «Творения Прометея» Бетховена с ощутимым в них желанием свободы идеально сочетались с Четвертым концертом Рахманинова и «Рапсодией в стиле блюз» Гершвина.
Автор идеи и бессменный художественный руководитель Сахаровского фестиваля Ольга Томина – художественный руководитель-директор Нижегородской государственной филармонии им. М. Ростроповича
– Отрадно, что ваш фестиваль хранит верность имени А.Д. Сахарова.
– А как могло быть иначе?.. Предшественником «Русского искусства и мира» был фестиваль «Современная музыка», организованный в 1962 году Мстиславом Ростроповичем и Израилем Гусманом, в то время главным дирижером симфонического оркестра нашей филармонии. Первый в СССР фестиваль современной музыки появился в Горьком потому, что в Москве его идею, изложенную Ростроповичем, не поддержали, а в Горьком она нашла отклик у тогдашнего директора филармонии Г.Н. Никитина, которому Израиль Борисович – как друг и единомышленник Мстислава Леопольдовича – изложил их общий замысел.
Сегодня только ленивый не проводит фестивали. А тогда это было что-то из ряда вон выходящее. До этого в Советском Союзе был только Всемирный фестиваль молодежи и студентов, но то – акция политическая, нежели культурная. И вдруг понятие «фестиваль» проникло в сферу культуры. Ростропович фактически стал родоначальником фестивального движения в России. Он сам составил и программу первого фестиваля в Горьком – из произведений Стравинского, Бартока, Герстера, Барбера, Бриттена, Хиндемита, Вила-Лобоса… В то время играть и слушать такую музыку было все равно что совершать революцию или наблюдать падение тунгусского метеорита!
Вдохновителем второго фестиваля тоже выступил Ростропович, и это был монографический фестиваль Шостаковича, единственный при жизни композитора. Каждый из последующих восьми, включая монофестиваль Альфреда Шнитке, становился сенсацией.
С консерваторских лет мы с нынешним главным дирижером филармонического оркестра Александром Михайловичем Скульским поняли, что только в Нижегородской филармонии мы сможем воплощать свои мечты. В 1992 году, ровно через тридцать лет после премьеры «Современной музыки», возникла идея международного фестиваля искусств. Она получила полную свободу. Открылись границы, Нижнему Новгороду вернули его историческое имя. А фестиваль посвятили памяти великого ученого и гуманиста Андрея Сахарова, ушедшего из жизни в 1989 году. К слову, предки его – священники Арзамасского уезда Нижегородской области. И свои великие открытия он совершал в Ядерном центре в Сарове. Но в Горький вернулся впоследствии, как известно, принудительно, проведя здесь печальные годы ссылки. Посещение концертов в Кремлевском концертном зале было для него отдохновением и утешением, слушал он и телепередачу «Дирижер об оркестре», которую вел Израиль Гусман на местном телевидении.
– Какую роль сыграл Ростропович в судьбе фестиваля «Русское искусство и мир»?
– Мстислав Леопольдович вернулся в Россию в 1993 году и приехал к нам на второй Сахаровский фестиваль, но еще ранее, только узнав о его возникновении, прислал нам приветствие. Он был постоянным участником концертов, в 2006-м предложил посвятить девятый фестиваль 100-летию со дня рождения Шостаковича и исполнить программу, которую готовил для несостоявшегося фестиваля музыки Шостаковича в 1976 году. Этому предшествовало одно «мистическое» обстоятельство. В своей парижской квартире Ростропович нашел письмо Д.Д. Шостаковича, где тот полностью соглашался с программой фестиваля 76-го года, и счел это знаком свыше и указанием на особый долг – выполнить волю композитора. Сам Мстислав Леопольдович уже не мог участвовать в фестивале, тяжело болел, однако у нас не сорвался ни один концерт, мы нашли замены, судьба нам помогала. Я рапортовала Ростроповичу, когда он был уже в больнице, о том, что мы сделали все так, как он замышлял в соответствии с письмом Шостаковича.
– Я обратил внимание на то, как многочисленна и внимательна фестивальная публика.
– Я горжусь нижегородской публикой. У нас все время аншлаги. Мы продумываем программы, на которых публика должна расти и совершенствоваться. За всю историю фестиваля его посетили около 180 тысяч слушателей и участники из 22 стран. В 1999 году Сахаровский фестиваль первым из российских приняли в Европейскую ассоциацию фестивалей, на концерты стали приезжать представители посольств, международных фондов поддержки культуры, я уже не говорю про слушателей из российских и зарубежных городов. На одном из нынешних концертов присутствовала посол Королевства Нидерландов в России Рене Бос-Джонс, сказав нам: «Ваш фестиваль – прекрасный пример того, как надо устанавливать плодотворные творческие контакты и осуществлять проекты».
На снимке: О. Томина
Поделиться: