– Какой была история ваших взаимоотношений с фестивалем до тех пор, пока вы не стали его художественным руководителем?
– Зрителем «Биргитты» я был с самого начала его существования, старался не пропустить ни одного года. Помню интересные и яркие впечатления первых фестивалей с их необыкновенными программами. Ничего подобного не было в Эстонии. То, что я видел, слышал и чувствовал тогда, осталось в памяти до сих пор.
– В чем заключалась та яркость, которой, как вы говорите, не было в Эстонии?
– Например, никогда на сцене не ставились оратории. Может быть, полуконцертные и встречались, но в таком масштабе, в каком была поставлена «Кармина Бурана» с участием балета, – еще не было. А это очень интересно, к тому же – в естественных монастырских «декорациях», где 500 лет назад было нечто совсем другое. «Кармина Бурана» не религиозное сочинение и потому в руинах монастыря выглядело поразительным контрастом. Как возможно, чтобы в храме, пусть даже и бывшем?.. Но оказалось, можно и такую традицию ввести. Когда я стал художественным руководителем, мне было нетрудно понять, что надо делать, чтобы фестиваль развивался дальше, как создавать его программы, что привнести нового.
– Что нового вы представили на «Биргитте» в этом году?
– В этом году оперный театр из Лукки привез «Богему» Пуччини. Вместе с эстонским оркестром и хорами мы вышли на высокий уровень, мировой. На сцене вместе с итальянцами пели и корейцы, фестиваль ведь международный. Думаю, что если каждый год к нам будут приезжать оперные театры из Европы, репутация фестиваля вырастет. Постепенно мне бы хотелось расширить программу, обязательно включить в нее барочную оперу, мастер-классы для певцов. «Биргитта» – фестиваль не только для зрителей, но и для совершенствования традиции.
Не стоит забывать, что Таллин – один из городов Балтийского моря, наравне с такими городами, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Стокгольм, Рига, и хочется, чтобы в этом регионе в августе происходило что-то особенное в мире оперы и балета. В эту сторону – к ярким, особенным, эксклюзивным программам – мы и движемся.
– Каково послание фестиваля «городу и миру»?
– Не могу сказать, что каждый непременно найдет что-то для себя в нашей программе, но каждый проект мы делаем запоминающимся, даже уникальным. С этого года в главных фестивальных стенах появилась акустическая система. Очень важно, чтобы люди слушали музыку без ощущения искусственности. И еще, чтобы «Биргитта» ассоциировалась не только с историческим местом, но и с традицией.
Может быть, мы с Таллинским филармоническим камерным оркестром будем представлять на фестивале то, что исполняем в сезоне, – камерную оперу или гала-концерт. Не все знают, что камерный оркестр, которым я руковожу, тесно связан с «Биргиттой».
– Что вы думаете об участии звезд?
– Конечно, звезды должны быть. На гала-концерте лауреатов «Опералии» у нас выступили молодые солисты, которые поют в Метрополитен-опере, в Ла Скала, как румынский тенор Стефан Поп, или в Ковент-Гарден, как эстонка Кай Рюютель. Это нам необходимо – обращать внимание слушателей на талантливых певцов в начале их карьеры. К тому же, лет через десять они будут уже слишком дорогие. Но параллельно нам важно, чтобы и эстонские оркестры и хоры участвовали, мы должны предоставлять им шанс.
Поделиться: